ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 1996 г. N 30
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально -
экономическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации" <*>, приказываю:
--------------------------------
<*> Далее - Закон о прокуратуре.
1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений
и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам
субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным
прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере
использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре
Российской Федерации" полномочия для укрепления правовых основ
российской государственности, обеспечения верховенства закона и
единства законности.
Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор
за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической
безопасности, предупреждение преступных проявлений.
2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей
юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее
действии и применении на всей территории России, а также
общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации.
3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых
федеральными министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо
от поступления информации о нарушениях законности.
Использовать для этого систематическое ознакомление с
протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных
(законодательных), исполнительных органов и органов местного
самоуправления, периодические проверки и т.п.
4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик,
уставов, законов, нормативных актов субъектов Российской
Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции
Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего
исходить из установленного распределения компетенций между
Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами
местного самоуправления.
4.1. В целях предотвращения принятия представительными
(законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов
и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской
Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9
Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов
прокуратуры с представительными органами, обеспечить
непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе
(разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в
составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты,
выступления на заседаниях и др.).
4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные
правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему
усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо
обратиться по этому поводу непосредственно в суд.
В случае отклонения органом власти субъекта Российской
Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой
акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все
материалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в
Генеральную прокуратуру.
При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих
Конституции Российской Федерации и законам правовых актов путем
обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.
5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на
территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие
федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О
наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в
осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную
прокуратуру.
6. Проверки исполнения законов проводить на основании
поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан,
должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а
также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих
использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для
защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий
групп населения, трудовых коллективов, репрессированных,
малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и
правовой охране.
В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать
материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных
дел, результаты анализа статистики, прокурорской и
правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие
достаточные данные о нарушениях закона.
При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на
которые распространяется действие законодательства о коммерческой
или банковской тайне, руководствоваться порядком, установленным
для таких случаев законом.
7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на
надзоре за исполнением законов о собственности, земле,
приватизации, предпринимательской деятельности, финансового,
налогового, банковского, таможенного законодательства.
Особое внимание уделять положению дел на объектах военно -
промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое
значение.
Максимально использовать потенциал прокурорской системы,
имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления
экономических реформ, для пресечения и устранения нарушений
законности.
8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить
эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и
рациональном использовании ее ресурсов.
По каждому факту экологического правонарушения остро ставить
вопросы об ответственности виновных и взыскании причиненного
материального ущерба.
9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами
первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по
выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых
случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по
устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
В случае бездействия органов контроля решать вопрос об
ответственности их руководителей.
10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать
приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и
свобод человека и гражданина федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, органами военного управления, воинскими
частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ
и обществ, производственных и потребительских кооперативов,
общественных объединений, благотворительных и иных фондов).
10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в
Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных,
жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и
свобод человека и гражданина.
При проверках на предприятиях и в организациях анализировать
выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате
заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к
гражданам административного задержания, штрафов и иных мер
административной ответственности. Активнее использовать
предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать
своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых
административному задержанию на основании решений несудебных
органов.
10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов
органами власти и управления в обязательном порядке оценивать
правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам
на действия подчиненных организаций.
10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и
гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства,
когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным
причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде
свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы
значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств
нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и
поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах
пострадавших.
11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского
надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости
населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка
приобретения и использования оружия.
Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по
укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны
представительных (законодательных) и исполнительных органов,
органов местного самоуправления. Шире использовать в
профилактических целях материалы уголовных, гражданских,
арбитражных и административных дел.
12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую
сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины
и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их
устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать
фактическое устранение нарушений законов, принципиально
реагировать на неисполнение требований прокурора.
При внесении представлений и протестов в каждом случае решать
вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.
13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам,
общественным организациям, средствам массовой информации
предоставлять возможность получения в предусмотренных законом
пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности
и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления,
а также население.
14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем
законодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре,
вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом
законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении,
отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
В случае выявления несоответствия постановлений Правительства
Российской Федерации Конституции Российской Федерации и
федеральным законам, несовершенства федерального законодательства
представлять материалы Генеральному прокурору.
15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов,
законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина оценивать исходя из правомерности и своевременности
вмешательства, полноты использования предоставленных им
полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении
нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении
виновных к ответственности.
16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную
организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и
контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и
практическую помощь. Создать эффективную систему изучения
действующего законодательства и повышения профессионального уровня
подчиненных работников.
Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным
вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих
общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном
уровне.
17. Управлениям по надзору за исполнением законов и
законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на
транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и
молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре:
осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием
законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами,
органами контроля, военного управления, их должностными лицами,
соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по
предметам их ведения;
систематически анализировать состояние законности, изучать
прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные
проблемы, вносить предложения по их разрешению;
оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в
организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и
контроль за их деятельностью;
наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры,
используя при этом предметный принцип организации работы.
Установить тесную координацию надзорных действий территориальных,
транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных
прокуратур;
совместно с Научно - исследовательским институтом проблем
укрепления законности и правопорядка и Институтом повышения
квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской
Федерации разрабатывать нормативно - методические основы
прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы
прокуроров.
18. Считать утратившими силу п. п. 2 - 3, 7.3, 8, 10 Приказа
Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 N 20.
Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. и
Паничева В.Н.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации,
прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных
прокуратур.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ
|