Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ ОТ 22.05.96 N 30 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                 ПРИКАЗ
                         от 22 мая 1996 г. N 30
   
                  ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
                ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
                     И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
   
       В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением
   законов,  соблюдением  прав  и  свобод  человека   и   гражданина,
   приведения  его  в  соответствие  с новыми правовыми и социально -
   экономическими реалиями, руководствуясь ст. 17 Федерального закона
   "О прокуратуре Российской Федерации" <*>, приказываю:
       --------------------------------
       <*> Далее - Закон о прокуратуре.
   
       1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений
   и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам
   субъектов  Российской  Федерации,  городов  и   районов,   военным
   прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере
   использовать предоставленные Федеральным  законом  "О  прокуратуре
   Российской  Федерации"  полномочия  для  укрепления правовых основ
   российской государственности,  обеспечения верховенства  закона  и
   единства законности.
       Основными направлениями  надзорной деятельности считать надзор
   за законностью правовых актов,  соблюдением прав и свобод человека
   и   гражданина,   надзор   в   сфере   экономики  и  экологической
   безопасности, предупреждение преступных проявлений.
       2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей
   юридической  силе  Конституции  Российской  Федерации,  прямом  ее
   действии   и   применении  на  всей  территории  России,  а  также
   общепризнанными  принципами  и  нормами  международного  права   и
   международными договорами Российской Федерации.
       3. Надзор   за   законностью   правовых   актов,    издаваемых
   федеральными   министерствами   и  ведомствами,  представительными
   (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
   Федерации,  органами местного самоуправления, военного управления,
   органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо
   от поступления информации о нарушениях законности.
       Использовать для   этого   систематическое   ознакомление    с
   протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных
   (законодательных),  исполнительных  органов  и  органов   местного
   самоуправления, периодические проверки и т.п.
       4. Обеспечить надзор за соответствием  конституций  республик,
   уставов,   законов,   нормативных   актов   субъектов   Российской
   Федерации,  а также уставов муниципальных образований  Конституции
   Российской Федерации и федеральным законам.  При этом прежде всего
   исходить  из  установленного   распределения   компетенций   между
   Российской  Федерацией, составляющими  ее  субъектами  и  органами
   местного самоуправления.
       4.1. В   целях   предотвращения   принятия   представительными
   (законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов
   и  иных  нормативных актов,  противоречащих Конституции Российской
   Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9
   Закона  о  прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов
   прокуратуры    с    представительными     органами,     обеспечить
   непосредственное  участие  прокуратуры  в правотворческом процессе
   (разработка законопроектов,  имеющих  принципиальное  значение,  в
   составе  рабочих  групп,  подготовка  заключений на законопроекты,
   выступления на заседаниях и др.).
       4.2. При  выборе  форм  реагирования  на выявленные незаконные
   правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему
   усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт,  либо
   обратиться по этому поводу непосредственно в суд.
       В случае   отклонения   органом   власти  субъекта  Российской
   Федерации протеста на противоречащий Конституции  России  правовой
   акт,   принятый  по  вопросам  ведения  Российской  Федерации  или
   совместного ведения  Российской  Федерации  и  ее  субъектов,  все
   материалы с необходимым обоснованием  незамедлительно направлять в
   Генеральную прокуратуру.
       При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих
   Конституции Российской Федерации и законам  правовых  актов  путем
   обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.
       5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих  на
   территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие
   федеральному  законодательству  законы  субъектов   Федерации.   О
   наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в
   осуществлении  прокурорского  надзора  информировать   Генеральную
   прокуратуру.
       6. Проверки  исполнения   законов   проводить   на   основании
   поступившей  в  органы  прокуратуры информации (обращений граждан,
   должностных лиц,  сообщений средств массовой информации и т.п.), а
   также  других  материалов о допущенных правонарушениях,  требующих
   использования прокурорских полномочий,  в  первую  очередь  -  для
   защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий
   групп   населения,   трудовых    коллективов,    репрессированных,
   малочисленных народов,  граждан, нуждающихся в особой социальной и
   правовой охране.
       В качестве  повода  для  прокурорских  проверок  рассматривать
   материалы уголовных,  гражданских,  арбитражных и административных
   дел,     результаты    анализа    статистики,    прокурорской    и
   правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие
   достаточные данные о нарушениях закона.
       При рассмотрении  сигналов  о  правонарушениях  в  сферах,  на
   которые  распространяется действие законодательства о коммерческой
   или банковской тайне,  руководствоваться  порядком,  установленным
   для таких случаев законом.
       7. В области экономических отношений сосредоточить  усилия  на
   надзоре   за   исполнением   законов   о   собственности,   земле,
   приватизации,   предпринимательской   деятельности,   финансового,
   налогового, банковского, таможенного законодательства.
       Особое внимание уделять положению дел  на  объектах  военно  -
   промышленного  комплекса  и  предприятиях,  имеющих стратегическое
   значение.
       Максимально использовать   потенциал   прокурорской   системы,
   имеющиеся   права   и   полномочия   в   интересах   осуществления
   экономических   реформ,  для  пресечения  и  устранения  нарушений
   законности.
       8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить
   эффективный надзор за исполнением  законов  об  охране  природы  и
   рациональном использовании ее ресурсов.
       По каждому факту экологического правонарушения  остро  ставить
   вопросы  об  ответственности  виновных  и  взыскании  причиненного
   материального ущерба.
       9. В  надзоре  за исполнением законов контролирующими органами
   первостепенное значение придавать выполнению ими  обязанностей  по
   выявлению  и  пресечению  правонарушений.  Требовать в необходимых
   случаях выделения специалистов для выяснения  возникших  вопросов.
   Проверять  законность  и  полноту  принятых  этими органами мер по
   устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.
       В случае   бездействия   органов  контроля  решать  вопрос  об
   ответственности их руководителей.
       10. Конкретными  и  систематическими  действиями реализовывать
   приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и
   свобод   человека   и  гражданина  федеральными  министерствами  и
   ведомствами,      представительными      (законодательными)      и
   исполнительными органами субъектов Российской Федерации,  органами
   местного самоуправления,  органами военного управления,  воинскими
   частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами,
   а  также  органами  управления  и  руководителями  коммерческих  и
   некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ
   и  обществ,  производственных  и   потребительских   кооперативов,
   общественных объединений, благотворительных и иных фондов).
       10.1. Акцентировать  внимание   на   защите   закрепленных   в
   Конституции    Российской   Федерации   трудовых,   имущественных,
   жилищных,  экологических, избирательных и иных политических прав и
   свобод человека и гражданина.
       При проверках на предприятиях и в  организациях  анализировать
   выполнение  работодателями  обязанностей  по своевременной выплате
   заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.
       10.2. Решительно  пресекать  факты  незаконного  применения  к
   гражданам  административного  задержания,  штрафов  и   иных   мер
   административной     ответственности.     Активнее    использовать
   предоставленное ст.  22 Закона  о  прокуратуре  право  освобождать
   своим     постановлением     лиц,    необоснованно    подвергнутых
   административному  задержанию  на  основании  решений   несудебных
   органов.
       10.3. При  осуществлении  надзора   за   исполнением   законов
   органами  власти  и  управления  в  обязательном порядке оценивать
   правомерность принимаемых в отношении граждан решений  по  жалобам
   на действия подчиненных организаций.
       10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и
   гражданина,  защищаемых  в  порядке гражданского судопроизводства,
   когда пострадавший по состоянию здоровья,  по  возрасту  или  иным
   причинам  не  может  лично  отстаивать в суде или арбитражном суде
   свои  права  и  свободы,  либо  когда  нарушены  права  и  свободы
   значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств
   нарушение приобрело особое общественное  значение,  предъявлять  и
   поддерживать   в   суде   (арбитражном   суде)  иски  в  интересах
   пострадавших.
       11. Обеспечить  профилактическую  направленность прокурорского
   надзора.  Систематически проверять исполнение законов о  занятости
   населения,  о борьбе с наркоманией,  пьянством, нарушением порядка
   приобретения и использования оружия.
       Стремиться к   соединению   надзорных  действий  с  мерами  по
   укреплению    правопорядка,    предпринимаемыми     со     стороны
   представительных   (законодательных)   и  исполнительных  органов,
   органов   местного    самоуправления.    Шире    использовать    в
   профилактических    целях    материалы   уголовных,   гражданских,
   арбитражных и административных дел.
       12. В  документах прокурорского реагирования излагать правовую
   сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины
   и  условия,  которые  этому  способствовали,  ставить вопрос об их
   устранении  и   ответственности   виновных   лиц.   Контролировать
   фактическое    устранение    нарушений    законов,   принципиально
   реагировать на неисполнение требований прокурора.
       При внесении  представлений и протестов в каждом случае решать
   вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.
       13. Прокурорский   надзор   осуществлять   гласно.  Гражданам,
   общественным   организациям,   средствам    массовой    информации
   предоставлять  возможность  получения  в  предусмотренных  законом
   пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности
   и   правопорядка.   Регулярно   информировать   об   этом   органы
   законодательной и исполнительной власти,  местного самоуправления,
   а также население.
       14. При обнаружении  пробелов  и  противоречий  в  действующем
   законодательстве,  руководствуясь  ст.  9  Закона  о  прокуратуре,
   вносить в  законодательные  органы  и  органы,  обладающие  правом
   законодательной инициативы,  предложения об изменении, дополнении,
   отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
       В случае  выявления несоответствия постановлений Правительства
   Российской   Федерации   Конституции   Российской   Федерации    и
   федеральным законам,  несовершенства федерального законодательства
   представлять материалы Генеральному прокурору.
       15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов,
   законностью правовых актов,  соблюдением прав и свобод человека  и
   гражданина  оценивать   исходя  из правомерности и своевременности
   вмешательства,   полноты    использования    предоставленных    им
   полномочий,   принципиальности   и   настойчивости   в  устранении
   нарушений  закона,  восстановлении  нарушенных  прав,  привлечении
   виновных к ответственности.
       16. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  приравненным к
   ним  прокурорам  специализированных  прокуратур обеспечить должную
   организацию  прокурорского  надзора  подчиненными  им  органами  и
   контроль  за  их работой,  оказывать им необходимую методическую и
   практическую  помощь.   Создать   эффективную   систему   изучения
   действующего законодательства и повышения профессионального уровня
   подчиненных работников.
       Направлять в   Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации
   копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным
   вопросам,   информировать  ее  о  возникающих  проблемах,  имеющих
   общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном
   уровне.
       17. Управлениям  по   надзору   за   исполнением   законов   и
   законностью  правовых актов,  по надзору за исполнением законов на
   транспорте и в таможенных органах,  по делам несовершеннолетних  и
   молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре:
       осуществлять надзор  за  исполнением  законов,   соответствием
   законам  издаваемых  правовых  актов,  соблюдением  прав  и свобод
   человека и гражданина  федеральными  министерствами,  ведомствами,
   органами  контроля,  военного управления,  их должностными лицами,
   соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по
   предметам их ведения;
       систематически анализировать  состояние  законности,   изучать
   прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные
   проблемы, вносить предложения по их разрешению;
       оказывать практическую   помощь   нижестоящим   прокурорам   в
   организации  прокурорского  надзора,  осуществлять  руководство  и
   контроль за их деятельностью;
       наладить взаимодействие  всех  звеньев  органов   прокуратуры,
   используя   при   этом   предметный  принцип  организации  работы.
   Установить тесную координацию надзорных действий  территориальных,
   транспортных,  военных  прокуроров,  прокуроров специализированных
   прокуратур;
       совместно с  Научно  -  исследовательским  институтом  проблем
   укрепления  законности  и  правопорядка  и  Институтом   повышения
   квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской
   Федерации   разрабатывать   нормативно   -   методические   основы
   прокурорского  надзора,  распространять  положительный опыт работы
   прокуроров.
       18. Считать утратившими силу п. п. 2 - 3,  7.3, 8,  10 Приказа
   Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 N 20.
       Контроль за  исполнением  Приказа  возложить  на  заместителей
   Генерального  прокурора  Российской  Федерации  Давыдова  В.И.   и
   Паничева В.Н.
       Приказ направить прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
   прокурорам   городов   и  районов,  прокурорам  специализированных
   прокуратур.
   
                                                 Генеральный прокурор
                                                Российской Федерации,
                                       Действительный государственный
                                                     советник юстиции
                                                         Ю.И.СКУРАТОВ
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz