МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 1996 г. N 200
О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 НОЯБРЯ 1995 Г. N 1113
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приказываю:
1. Создать в Вооруженных Силах Российской Федерации
функциональную подсистему единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и утвердить прилагаемое Положение об этой
подсистеме.
2. Возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации (ГОУ) организацию в Вооруженных Силах Российской
Федерации деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской
Федерации, командующим войсками округов, флотами, командующим
(начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных
управлений Министерства обороны Российской Федерации:
до 1 сентября 1996 г. представить в Генеральный штаб
Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) предложения по
изменениям к штатам, касающиеся включения в органы военного
управления в пределах установленной им штатной численности
подразделений и отдельных должностей военнослужащих, занимающихся
вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
организовать в подчиненных органах управления разработку и
ежемесячное уточнение планов действий органов военного управления,
войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
расходы, связанные с созданием функциональной подсистемы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, действующей в Вооруженных Силах Российской
Федерации, производить в пределах ассигнований, предусмотренных
сметой Министерства обороны.
4. Начальнику инженерных войск, начальнику войск радиационной,
химической и биологической защиты Министерства обороны Российской
Федерации в целях организации и проведения первоочередных
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (районах)
чрезвычайных ситуаций определить в соединениях постоянной
готовности силы и средства и порядок их действий.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОУ).
6. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской
Федерации Приказ Министра обороны СССР 1991 г. N 0118 и признать
утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации
1992 г. N 029.
7. Приказ разослать до объединения включительно.
Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации
генерал армии
М.КОЛЕСНИКОВ
Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 22 мая 1996 г. N 200
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА,
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет назначение, состав
функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуации природного и техногенного характера, действующей в
Вооруженных Силах Российской Федерации <*>, задачи органов
военного управления, войск (сил), основы взаимодействия и
управления в этой области.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Положения функциональная
подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, действующая в Вооруженных
Силах Российской Федерации, будет именоваться для краткости
функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в Вооруженных Силах Российской Федерации организуются и
проводятся на основании настоящего Положения и планов действий
органов военного управления, войск (сил) при ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Положение не распространяется на аварии с ядерным оружием,
порядок ликвидации которых определяется отдельным положением о
функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий
аварий с ядерным оружием в Российской Федерации.
II. НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации
является составной частью единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и
предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил Российской
Федерации в мирное и военное время, а в случае возникновения на
них чрезвычайных ситуаций - для ликвидации их последствий и
оказания помощи пострадавшему населению.
Функциональная подсистема Вооруженных Сил Российской Федерации
объединяет органы военного управления, войска (силы),
ориентированные (предназначенные) для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1. Органы военного управления функциональной подсистемы
Вооруженных Сил Российской Федерации включают:
а) постоянные (штатные) органы управления.
Постоянные (штатные) органы управления предназначены для
непосредственного решения задач по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К постоянным (штатным) органам управления относятся:
в Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации -
Главное оперативное управление (7 направление 2 Управления);
в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации,
штабе Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, штабах округов,
флотов, в главных и центральных управлениях Министерства обороны
Российской Федерации, имеющих потенциально опасные объекты <*>, -
штатные подразделения (отделы, службы, группы).
--------------------------------
<*> Под потенциально опасным объектом в настоящем Положении
понимается объект, на котором используют, производят,
перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные,
взрывоопасные и опасные химические вещества.
В других органах военного управления до соединения
включительно для выполнения задач предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются военнослужащие, освобожденные
от других обязанностей или решающие их в порядке совмещения
воинских должностей.
Основными задачами постоянных (штатных) органов управления
являются:
разработка и уточнение планов действий органов военного
управления, войск (сил) при ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
подготовка проектов приказов, директив, других руководящих
документов соответствующих командиров (начальников) по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство разработкой и контроль за проведением
организационных и инженерно-технических мероприятий по
предотвращению чрезвычайных ситуаций на объектах Вооруженных Сил
Российской Федерации;
организация наблюдения и контроля за состоянием потенциально
опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации;
прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций на
потенциально опасных объектах Вооруженных Сил Российской
Федерации;
контроль за мероприятиями по обеспечению надежности работы
потенциально опасных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера вблизи их;
контроль за подготовкой соответствующих подчиненных органов
военного управления, войск (сил) к действиям в чрезвычайных
ситуациях, а также поддержание в готовности временно создаваемых
органов управления к выполнению задач по руководству ликвидацией
чрезвычайной ситуации;
организация сбора и обмена информацией в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация и участие в разработке нормативно-правовых актов
и других документов по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении специальных программ в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в
части, касающейся Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) оперативно-дежурные службы органов военного управления.
К оперативно-дежурным службам органов военного управления,
ориентированным на решение вопросов, связанных с чрезвычайными
ситуациями, относятся: Центральный командный пункт Генерального
штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные командные
пункты видов Вооруженных Сил Российской Федерации, оперативные
службы штабов округов и флотов, управлений Министерства обороны
Российской Федерации, служб Вооруженных Сил Российской Федерации,
объединений, соединений, дежурные по воинским частям, учреждениям
Министерства обороны Российской Федерации.
Основными задачами оперативно-дежурных служб органов военного
управления при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
являются: сбор, обобщение данных обстановки в зоне (районе)
возможной или возникшей чрезвычайной ситуации, доклад данных
обстановки руководству, обмен информацией о чрезвычайной ситуации,
передача необходимой информации в заинтересованные органы
исполнительной власти и местного самоуправления, доведение
первичной информации до соответствующих структурных подразделений,
оповещение и сбор оперативных групп (где они предусмотрены);
в) оперативные группы.
Оперативные группы - временно создаваемые органы управления на
период ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.
Основой оперативных групп являются постоянные (штатные) органы
управления.
В зависимости от возникшей чрезвычайной ситуации в состав
оперативных групп включаются специалисты соответствующих родов
войск и служб.
Основными задачами оперативных групп являются:
сбор, анализ и обобщение данных обстановки в зоне (районе)
чрезвычайной ситуации;
подготовка докладов, предложений, проектов приказов,
распоряжений, связанных с возникшей чрезвычайной ситуацией;
осуществление руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации,
возникшей на объекте Вооруженных Сил Российской Федерации;
распределение усилий и согласование действий войск (сил),
привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации;
планирование и организация эвакуации военнослужащих, населения
военных городков, а также имущества и технических средств воинских
частей (учреждений), их размещения и возвращения после ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации в места прохождения службы,
проживания, дислокации и постоянного хранения;
взаимодействие с соответствующими органами исполнительной
власти, участвующими в ликвидации чрезвычайной ситуации;
другие вопросы, обусловленные характером и масштабом
чрезвычайной ситуации.
В тех случаях, когда сбор оперативных групп не осуществляется,
их обязанности выполняют постоянные (штатные) органы управления.
2. В состав войск (сил) функциональной подсистемы Вооруженных
Сил Российской Федерации, ориентированных (предназначенных) для
ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и их последствий, входят:
соединения и воинские части инженерных войск, войск
радиационной, химической и биологической защиты Министерства
обороны Российской Федерации;
специальные аварийные формирования Вооруженных Сил Российской
Федерации, предназначенные для ликвидации последствий аварий с
ядерным оружием и ядерными боеприпасами;
силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ
Военно-Морского Флота;
авиационные поисково-спасательные силы и средства видов
Вооруженных Сил Российской Федерации;
военные команды противопожарной защиты и спасательных работ,
военные пожарные расчеты, пожарные команды и формирования местной
обороны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации;
служба экстренной медицинской помощи Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Указанные войска (силы) являются силами постоянной готовности
и привлекаются к ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от
ее вида, места возникновения и исходя из своего предназначения.
К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на
объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, могут привлекаться
и другие войска (силы) в соответствии с разработанными планами
действий органов военного управления, войск (сил) при ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами войск (сил) являются:
приобретение личным составом практических навыков,
направленных на выполнение аварийно-спасательных и других
неотложных работ, в ходе специальных занятий, учений и тренировок,
проводимых по вопросам ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций;
перевод установленным порядком в готовность к действиям при
возникновении чрезвычайной ситуации;
организация и осуществление передвижения в зону (район)
чрезвычайной ситуации;
организация внутреннего порядка в районах временной
дислокации;
ведение соответствующих видов разведки в зоне (районе)
чрезвычайной ситуации, прилегающих населенных пунктах, на
маршрутах эвакуации и движения войск;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При возникновении стихийных бедствий, крупных аварий или
катастроф, эпидемий, эпизоотий на территории округа (флота) войска
(силы) привлекаются к ликвидации их последствий или для оказания
помощи пострадавшему населению в порядке, установленном главой 12
Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующие войсками округов, флотами в месячный срок после
выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций подчиненными
войсками (силами) обязаны представлять в соответствующие главные и
центральные управления Министерства обороны Российской Федерации
отчеты о проделанных работах и израсходованных при этом финансовых
и материальных средствах.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Взаимодействие по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайной ситуации организуется:
а) между органами военного управления и органами управления
исполнительной власти в зависимости от уровней:
на федеральном уровне - между Генеральным штабом Вооруженных
Сил Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, а также между заинтересованными
штабами, управлениями Министерства обороны Российской Федерации,
службами Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими
министерствами, ведомствами Российской Федерации, входящими в
РСЧС, в сфере своей деятельности;
на региональном уровне - между штабами округов (флотов) и
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на территориальном уровне - между штабами оперативных
(оперативно-тактических) объединений и органами управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
на местном уровне - между гарнизонами и органами управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах
местного самоуправления;
б) между органами военного управления функциональной
подсистемы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными направлениями взаимодействия при решении вопросов
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка нормативно-правовых и других руководящих документов
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
обмен информацией при угрозе или возникновении чрезвычайной
ситуации;
участие в разработке планов взаимодействия на региональном и
местном уровнях между органами управления Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны
Российской Федерации в соответствии с Руководством по
взаимодействию между названными министерствами;
участие в разработке и проведении совместных учений,
тренировок по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
прогнозирование возможной обстановки на потенциально опасных
объектах и оценка ее влияния на действия войск (сил) Вооруженных
Сил Российской Федерации;
обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций,
семинаров по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и другие мероприятия по видам деятельности.
При организации работы по ликвидации конкретной чрезвычайной
ситуации руководители соответствующих органов военного управления
определяют конкретные вопросы и порядок взаимодействия исходя из
обстановки и предстоящих задач.
IV. УПРАВЛЕНИЕ
Управление при планировании и проведении мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Вооруженных Силах Российской Федерации
применительно к уровням РСЧС организуется:
на федеральном уровне - Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации, а также штабами видов Вооруженных Сил
Российской Федерации, управлениями Министерства обороны Российской
Федерации, службами Вооруженных Сил Российской Федерации;
на региональном уровне - командованием и штабами округов,
флотов;
на территориальном уровне - командованием и штабами
оперативных (оперативно-тактических) объединений;
на местном уровне - командованием и штабами соединений,
командованием гарнизонов.
Управление мероприятиями по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций включает:
организацию и осуществление мероприятий по поддержанию войск
(сил) в готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
изучение, анализ и оценку потенциально опасных объектов
Вооруженных Сил Российской Федерации и прогнозирование возможной
обстановки на них;
принятие решения на ликвидацию чрезвычайных ситуаций,
возникших на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации;
постановку задач подчиненным органам военного управления,
войскам (силам) на ликвидацию чрезвычайной ситуации:
планирование и организацию действий войск (сил) при
возникновении чрезвычайной ситуации;
организацию и поддержание взаимодействия;
организацию и выполнение мероприятий по всестороннему
обеспечению задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации и
ее последствий войск (сил);
организацию системы управления при ликвидации чрезвычайной
ситуации;
практическую работу в соединениях (воинских частях), входящих
в состав войск (сил) функциональной подсистемы Вооруженных Сил
Российской Федерации, по руководству их непосредственной
подготовкой к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организацию выполнения поставленных задач в ходе ликвидации
чрезвычайной ситуации.
При возникновении чрезвычайных ситуаций управление
осуществляется, как правило, через оперативные группы, штабы
соответствующих уровней в зависимости от места возникновения,
масштаба и характера чрезвычайной ситуации.
При привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на
объектах других министерств и ведомств, стихийных бедствий по
распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации (командующего войсками округа, флотом) для организации
взаимодействия, непосредственного управления задействованными
войсками (силами) в органы управления соответствующих министерств
и ведомств могут дополнительно выделяться специальные
представители, группы от органов военного управления.
Органы военного управления свою работу осуществляют со штатных
пунктов управления или развернутых, при необходимости, в зонах
(районах) чрезвычайных ситуаций.
Начальник
Главного оперативного управления -
Первый заместитель Начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил
Российской Федерации
генерал-полковник
В.БАРЫНЬКИН
|