ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СОБЛЮДЕНИИ УСТАНОВЛЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
ПОРЯДКА И ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ХОДЕ
ПОДГОТОВКИ К ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководствуясь требованиями части первой статьи 15 и части
третьей статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента
Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации с участием Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации рассмотрела материалы,
связанные с предвыборной агитацией, и установила ряд нарушений
избирательного законодательства.
В нарушение части третьей статьи 38 Федерального закона "О
выборах Президента Российской Федерации" предвыборная агитация в
некоторых периодических печатных изданиях велась еще до
регистрации отдельных кандидатов на должность Президента
Российской Федерации. Такие публикации имели место в газетах
"Правда России" N 7, "Правда" N 25, "Советская Россия" N 17,
"Русские Ведомости" N 23 и N 25, "Ставропольская правда" N 52 и N
55.
Некоторые кандидаты на должность Президента Российской
Федерации использовали свое положение депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации не для освещения
вопросов депутатской деятельности, а для ведения предвыборной'
агитации. Так, В.В.Жириновский, выступая 3 апреля 1996 года на
канале государственной телерадиокомпании в городе Воронеже как
депутат, излагал фрагменты своей предвыборной платформы, призывал
избирателей сделать выбор в свою пользу. Предоставленное
Г.А.Зюганову как депутату эфирное время в этом же городе 17 апреля
1996 года также было использовано для ведения предвыборной
агитации.
Не единичны случаи распространения агитационных печатных
материалов, содержащих недостоверные и оскорбительные сведения в
отношении кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
По экспертному заключению Судебной палаты по информационным
спорам при Преэиденте Российской Федерации в публикациях газеты
"Русские Ведомости" N 23 и N 25 за 1996 год под одним и тем же
названием "Почему мы должны поддержать Зюганова?", аналогичной
публикации в газете "Колокол" от 23 марта 1996 года присутствуют
агитационные материалы, которые возбуждают социальную и
национальную вражду,содержат высказывания антисемитского
характера, инсинуации и оскорбления.
В этой же публикации газеты "Российские Ведомости" Президенту
России приписываются выдуманные и оскорбительные действия.
В агитационном листке "За нашу Советскую Родину!" с названием
"Ельцин, ты никогда не был прав! Пора уходить", инициатором
выпуска которого является Южно-Сахалинский горком Коммунистической
партии Российской Федерации, распространяются сведения ,
затрагивающие честь и достоинство кандидата на должность
Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина.
Распространение подобных материалов противоречит статье 4
Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации",
статье 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской
Федерации" и статье 25 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации" и подпадает под
действие соответствующих статей Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях.
Нарушая требования части второй статьи 43 Федерального закона
"О выборах Президента Российской Федерации" и статьи 27 Закона
Российской Федерации "О средствах массовой информации" в N 1 и N 2
газеты "Не дай Бог", содержащих предвыборную агитацию, не
полностью указаны выходные данные периодического печатного
издания. Не были указаны сведения об учредителях и в третьем
номере газеты. С аналогичными нарушениями была изготовлена в
Щербинской типографии брошюра с предвыборной платформой кандидата
на должность Президента Российской Федерации Г.А. Зюганова.
Имеются факты использования средств массовой информации в
целях ведения предвыборной агитации должностными лицами
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации при
исполнении ими своих служебных обязанностей.
На основании изложенного, в соответствии с требованиями статей
15, 38, 39, 41, 43 Федерального закона "О выборах Президента
Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации постановляет:
1. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации,
территориальным избирательным комиссиям принять необходимые
исчерпывающие меры по недопущению впредь нарушений избирательного
законодательства, организовать контроль за строгим соблюдением
порядка и правил ведения предвыборной агитации, обращаться в
соответствующие органы с представлениями о пресечении
противоправной агитационной деятельности, изымать из обращения
материалы предвыборной агитации, не отвечающие требованиям
федерального законодательства о выборах.
2. Обратить внимание кандидатов на должность Президента
Российской Федерации, уполномоченных представителей избирательных
объединений и инициативных групп избирателей на то, что ведение
противоправной агитационной деятельности, а также использование
кандидатами для ведения предвыборной агитации помимо средств,
поступивших в их избирательные фонды, иных денежных средств,
является основаниями для обращения Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации в соответствии с частью третьей
статьи 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской
Федерации" в Верховный Суд Российской Федерации с представлением
об отмене решения о регистрации кандидата на должность Президента
Российской Федерации.
3. Предложить государственным средствам массовой информации,
их должностным лицам в период предвыборной агитации обеспечить
равный доступ кандидатам на должность Президента Российской
Федерации к СМИ, а также воздерживаться от проявлений какого-либо
предпочтения тому или иному кандидату в информационных, авторских
и иных видах программ.
4. Комитету Российской Федерации по печати, Агентству
"Роспечать" не допускать в ходе избирательной кампании выхода и
распространения периодических печатных изданий, содержащих
предвыборные агитационные материалы, без указания необходимых
выходных данных.
5. Обратить внимание федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных
лиц на недопустимость проведения предвыборной агитации,
распространения любых агитационных предвыборных материалов при
исполнении ими служебных обязанностей.
6. Поручить группе контроля за соблюдением участниками
избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной
агитации через средства массовой информации при выборах Президента
Российской Федерации (Р.Т.Биктагиров) совместно с
Контрольно-ревизионной службой при Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации (В.С.Карпунов) изучить вопрос об
использовании денежных средств для ведения предвыборной агитации
по фактам нарушения избирательного законодательства, указанным в
настоящем постановлении, и о результатах проинформировать
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее
1 июня 1996 года.
7. Направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации,
Министерство внутренних дел Российской Федерации материалы о
нарушениях избирательного законодательства для проверки и принятия
соответствующих мер, предложить руководителям указанных органов
усилить надзор и контроль за исполнением избирательного
законодательства о предвыборной агитации.
8. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в
"Российской газете".
Председатель Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Т.Рябов
Секретарь Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А Вешняков
Москва
16 мая 1996 года
N 95/775-II
|