ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 мая 1996 г. N ВЗ-6-08/331
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В 1996 ГОДУ
Государственной налоговой службой Российской Федерации как в
центре, так и на местах принимались необходимые меры по выполнению
поставленных перед нею задач по вопросам налогообложения имущества
физических лиц, а также по усилению контроля за поступлением
платежей в бюджетную систему в 1996 году.
Налоговыми органами Российской Федерации за 1995 год
обеспечено поступление в бюджет налога на имущество физических лиц
в сумме 136,7 млрд. рублей (больше, чем в 1994 году, в 4,2 раза).
По регионам наибольшие суммы поступлений имели место, например, в
Ростовской - 9,6 млрд. руб., Свердловской - 6,1 млрд. руб.,
Волгоградской - 4,5 млрд. руб. областях, Краснодарском - 7,8 млрд.
руб., Красноярском - 5,9 млрд. руб., Алтайском - 4,3 млрд. рублей
краях.
По данным налоговых органов в 1995 году учтено граждан,
имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, в
количестве 39,6 млн. человек (например, в Ростовской - 1,5 млн.
чел., Свердловской - 1,5 млн. чел., Челябинской - 1,3 млн. чел.,
Волгоградской - 0,9 млн. чел., Нижегородской - 1,1 млн. чел.
областях, в городах Москве - 1,6 млн. чел. и Санкт-Петербурге -
1,2 млн. чел.), что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. Всего
было учтено 13,1 млн. приватизированных квартир, тогда как на
01.01.94 - 10,0 миллионов. Привлечено к уплате налога 16,3 млн.
человек, что больше в 1,1 раза, чем в 1994 году. Остальные:
18,0 млн. чел. освобождены от уплаты налога по льготам и 5,3 млн.
чел. - в связи с отсутствием оценки.
На 01.01.95 учтено 35,3 млн. строений, помещений и сооружений,
находящихся в собственности граждан, в том числе 13,1 млн.
приватизированных квартир, тогда как на 01.01.94 учтено 30,6 млн.
строений, помещений и сооружений, в том числе 10,0 млн.
приватизированных квартир.
Однако несмотря на проводимую работу и увеличение поступлений
в бюджет по имущественным налогам, вопросы оценки и переоценки
имущества остаются в большинстве регионов проблемными.
Налоговые органы на местах сталкиваются с рядом объективных
трудностей, препятствующих достижению полного налогообложения всех
потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности объекты
недвижимого имущества и обеспечению реальности предъявляемых
гражданам сумм налога. К ним относятся не соответствие
инвентаризационной и страховой оценки строений, помещений и
сооружений, принадлежащих гражданам, реальной стоимости этих
объектов и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и
страховой оценок, из-за большого объема работ и недостаточного
количества бюро технической инвентаризации, а также высокой
стоимости оплаты работ по оценке строений, помещений и сооружений,
ограниченности, а нередко и полного отсутствия финансирования из
местных бюджетов. Например, не имеют оценки в целом по Российской
Федерации 5,6 млн. строений, в том числе в Республике
Башкортостан - 331,1 тыс. строений, Республике Удмуртия -
212,1 тыс. строений, Республике Татарстан - 195,8 тыс. строений,
Московской области - 408,4 тыс. строений, Кировской области -
170,1 тыс. строений.
Серьезной проблемой остается отсутствие регистрации в органах
коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества,
выстроенных физическими лицами, в порядке нового строительства
домов, коттеджей, дач, без которой по гражданскому
законодательству физическое лицо не может быть привлечено к
налогообложению как собственник этих строений.
Анализ состояния работы и приведенные данные показывают, что
госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации необходимо
принять меры для усиления работы по выявлению объектов обложения
налогом строения, помещения и сооружения, по регистрации и оценке
их коммунальными органами. Изыскивать возможности для преодоления
трудностей при проведении сплошной инвентаризации, новые пути их
разрешения. Например, госналогинспекции по Республике Чувашия,
Волгоградской, Липецкой и Амурской областям совместно с органами
исполнительной (законодательной) власти разработали и применили в
работе вариант оценки строений, помещений и сооружений путем
декларирования гражданами своего имущества, принадлежащего им на
праве собственности.
Так, в Волгоградской области в порядке эксперимента
разработаны и применяются два варианта оценки. Анализируя
сложившуюся ситуацию по проведению инвентаризационной оценки
строений, помещений и сооружений администрация Волгоградской
области, по согласованию с госналогинспекцией и другими
заинтересованными органами и ведомственными учреждениями и
организациями утвердила "Временную методику и порядок проведения
оценки и переоценки строений, помещений и сооружений,
принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на
1 января 1995 года", где наряду с действующим и общепринятым
порядком проведения инвентаризации, предусмотрены два
принципиально новых варианта оценки непроинвентаризированных
объектов.
В связи с тем, что наибольшее количество
непроинвентаризированных объектов падает на строения, помещения и
сооружения, находящиеся в сельской местности и садоводческих
товариществах, оба варианта использованы при оценке имущества
граждан, находящегося в садоводческих товариществах.
По первому варианту оценка непроинвентаризированных строений,
помещений и сооружений производится экспертными комиссиями, в
состав которых входят представители местного БТИ, районных
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, по архитектуре
и градостроительству, налоговой инспекции и сельских
администраций. По просьбе собственника строений
(налогоплательщика), он также включается в состав комиссии на
равных правах. Состав комиссии (не менее четырех человек)
утверждается постановлением местной администрации. Оценка строений
производится путем визуального осмотра объекта в натуре каждым
членом экспертной комиссии и из этих независимых оценок
определяется среднее их значение, которое и используется для
исчисления имущественного налога.
По второму варианту описание непроинвентаризированных строений
производится самими собственниками строений и заявляется ими в
специальной декларации, форма которой разрабатывается налоговыми
органами, а сведения, показанные в декларации используются для
определения оценки для целей налогообложения данного имущества.
Механизм декларирования представлен в следующем виде: владельцы
строений, помещений и сооружений в бланках декларации приводят
полный перечень строений, помещений и сооружений, имеющихся на
садовом участке, с подробным описанием их технических параметров и
других характеристик (вид строения, помещения и сооружения, их
размеры по длине, ширине, высоте, этажности, год возведения и
т.д.). Заполненные декларации правлениями садоводческих
товариществ сдаются в БТИ или в страховые органы, которые на
основе указанных в декларациях сведений, применяя действующие
ведомственные методики и нормативы оценки строений, без выезда на
места рассчитывают инвентаризационную или страховую оценку
декларируемых строений, занося эти оценки в учетные регистры и в
бланки деклараций, после чего направляют эти декларации и сводные
ведомости оценки в местную налоговую инспекцию для исчисления
налога на имущество физических лиц. При необходимости производятся
контрольные выборочные проверки наличия и характеристики строений
по месту их нахождения.
Проделанная работа Государственной налоговой инспекцией по
Волгоградской области и подведомственных ей инспекций показывает
действенность данной формы работы по более полному привлечению к
налогообложению граждан, имеющих в собственности строения,
помещения и сооружения, и характеризуются следующими данными:
в 1994 году начислено налога - 161,0 млн. руб.;
в 1995 году начислено налога - 5080,1 млн. руб.
В целях обобщения работы, проделанной налоговыми органами,
разработки предложений по совершенствованию законодательства по
налогу на имущество физических лиц, а также методических
рекомендаций по порядку их исчисления и уплаты, подготовки доклада
по этим вопросам Правительству России, Госналогслужба России
просит представить к 15 октября 1996 года информацию, в которой
следует отразить:
взаимодействие налоговых органов с органами власти субъектов
федерации и местного самоуправления по проведению сплошной
инвентаризации строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан;
проводимую налоговыми органами работу по более полному
привлечению к налогообложению граждан, имеющих в собственности
строения, помещения и сооружения;
проводимую налоговыми органами работу по контролю за полнотой
и своевременностью поступлений этих налогов в бюджет, практику
применения финансовых санкций и административных штрафов к
налогоплательщикам, уклоняющимся от их уплаты.
Кроме того представить следующие данные:
1. Количество граждан, имеющих в собственности строения,
помещения и сооружения, по состоянию на 01.01.95 _________________
и на 01.01.96 ____________________________________________________
2. Количество граждан, которым исчислен налог на строения,
помещения и сооружения на 1995 год _______________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
3. Количество граждан, которым предоставлены льготы по налогу
на строения, помещения и сооружения на 1995 год __________________
и на 1996 год ____________________________________________________
4. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан:
на 01.01.95 на 01.01.96
а) приватизированные квартиры ______________ ______________
б) частные домовладения ____________________ ______________
в) торговые, бытовые, коммунальные и др.
нежилые помещения __________________________ ______________
5. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан и имеющих оценку по состоянию на 01.01.96:
а) произведенную БТИ _________________________________________
б) произведенную страховыми органами _________________________
в) произведенную налоговыми органами _________________________
6. Количество строений, помещений и сооружений, находящихся в
собственности граждан и не имеющих оценки по состоянию на 01.01.96
__________________________________________________________________
в том числе:
а) строения, возведенные в порядке индивидуального
строительства ____________________________________________________
б) дачи ______________________________________________________
в) гаражи ____________________________________________________
г) другие объекты ____________________________________________
7. Сумма оценки строений, помещений и сооружений, по которой
исчислен налог (млн. руб.) на 1995 год ___________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
в том числе:
а) определенной по сведениям БТИ _____________ ______________
б) определенной по сведениям
страховых органов ____________________________ ______________
в) определенной по сведениям
налоговых органов ____________________________ ______________
8. Сумма налога на строения, помещения и сооружения фактически
поступившая за 1995 год (млн. руб.) ______________________________
9. Сумма налога на строения, помещения и сооружения,
исчисленная на 1996 год (млн. руб.) ______________________________
10. Сумма налога на строения, помещения и сооружения
фактически поступившая на 15.09.96 (млн. руб.) ___________________
11. Количество граждан, имеющих в собственности транспортные
средства по состоянию на 01.01.95 ________________________________
и на 01.01.96 ____________________________________________________
в том числе:
а) теплоходы _____________________ ______________________
б) самолеты,
вертолеты ______________________ _____________________
12. Количество граждан, которым исчислен налог на транспортные
средства на 1995 год _____________________________________________
и на 1996 год ____________________________________________________
13. Количество граждан, которым предоставлены льготы на
1995 год __________________ и на 1996 год ________________________
14. Сумма налога на транспортные средства, фактически
поступившая за 1995 год (тыс. руб.) ______________________________
15. Сумма налога на транспортные средства, исчисленная на
1996 год (тыс. руб.) _____________________________________________
16. Сумма налога на транспортные средства, фактически
поступившая на 15.09.96 (тыс. руб.) ______________________________
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|