14 мая 1996 года N 712
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
(с изм. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)
В целях формирования идеологии государственной семейной
политики в современных социально - экономических условиях
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной
семейной политики.
2. Правительству Российской Федерации учитывать Основные
направления государственной семейной политики при разработке и
проведении социально - экономической политики в Российской
Федерации.
Считать главными направлениями государственной семейной
политики:
обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и
стабилизации материального положения российских семей, уменьшения
бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;
обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий
для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных
обязанностей;
кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
усиление помощи семье в воспитании детей.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать
региональные программы семейной политики с учетом Основных
направлений государственной семейной политики, а также
обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
14 мая 1996 года
N 712
Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 14 мая 1996 г. N 712
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
(в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)
I. Введение
1. Основные направления государственной семейной политики
разработаны исходя из:
непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в
воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности
и прогресса;
признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также
принятия специальных мер их социальной поддержки в период
социально - экономической трансформации общества;
учета потребности в определении идеологии, основной цели и
первоочередных мер государственной семейной политики в современных
условиях.
2. Государственная семейная политика является составной частью
социальной политики Российской Федерации и представляет собой
целостную систему принципов, оценок и мер организационного,
экономического, правового, научного, информационного,
пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение
условий и повышение качества жизни семьи.
3. Объектом государственной семейной политики является семья.
Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая
семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов
семей.
Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей
супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих
две или более супружеские пары, в семейной структуре всего
3,4 процента.
Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи -
13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи
одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых
один, реже два ребенка.
4. Субъектами государственной семейной политики выступают
органы законодательной и исполнительной власти всех уровней,
работодатели, общественные объединения, политические партии,
профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные
фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.
5. Государственная семейная политика может быть эффективной
лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей
социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на
стадиях выработки, принятия и реализации решений.
6. Содержание государственной семейной политики находится в
прямой зависимости от социально - экономического положения в
стране.
В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса,
необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и
стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для
улучшения ее жизнедеятельности в будущем.
Учитывая невозможность разработки конкретных мер
государственной семейной политики без детальной оценки социально -
экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и
подъема, Основные направления государственной семейной политики
включают в себя только неотложные мероприятия на переходный
период.
Приоритетность мер государственной семейной политики
определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи,
степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая
при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей
государства.
7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей,
построение социального правового государства на демократических
основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации,
определяют соотнесение государственной семейной политики с
положениями таких международно - правовых актов, как Всеобщая
декларация прав человека, Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка,
Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по
правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий
четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с
документами Международной организации труда, Всемирной организации
здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных
организаций.
II. Цель государственной семейной политики
8. Цель государственной семейной политики заключается в
обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей
ее функций и повышении качества жизни семьи.
III. Основные принципы государственной
семейной политики
9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений
относительно своего развития. Экономические, правовые и
идеологические меры государственной семейной политики должны не
регламентировать поведение семьи, а способствовать ее
саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.
10. Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку
независимо от социального положения, национальности, места
жительства и религиозных убеждений.
11. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от
очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается.
Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение
выживания и защиты ребенка, его полноценного физического,
психического, интеллектуального и социального развития.
12. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более
справедливого распределения семейных обязанностей, а также в
возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной
деятельности.
13. Единство семейной политики на федеральном и региональном
уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных
направлений государственной семейной политики и обеспечение
предоставления семье установленных на федеральном уровне
минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение и развитие
на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
14. Партнерство семьи и государства, разделение
ответственности за семью, сотрудничество с общественными
объединениями, благотворительными организациями и
предпринимателями.
15. Принятие на себя государством обязательств по безусловной
защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной
миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного
характера, войнами и вооруженными конфликтами.
16. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении
гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для
нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным
членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой
основе.
17. Преемственность и стабильность мер государственной
семейной политики. Сохранение достигнутых социальных гарантий
поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.
IV. Основные направления государственной
семейной политики
18. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и
стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и
увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению
уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной
защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и
структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения
работников, числа иждивенцев, в том числе детей;
б) усиление гарантий занятости на рынке труда для работников
из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей
одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем
стимулирования создания для таких работников специальных рабочих
мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки,
предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим
их труд;
в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности,
семейного предпринимательства и фермерства;
г) обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и
профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно
профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
д) обеспечение условий для установления фактического равенства
прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения
конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к
новым экономическим отношениям;
е) учет при совершенствовании налоговой политики в отношении
физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании
цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с
нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных
выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных
потребностей семьи, включая оплату услуг образования,
здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных
учреждений;
ж) дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей
поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное
увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по
беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора
лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.
Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям
одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей,
которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий
на детей - сирот и детей - инвалидов. Обеспечение своевременной и
полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное
финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном
уровне;
з) повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем
усиления государственного контроля за своевременной и полной
выплатой алиментов; заключение с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств, государствами ближнего
зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих
выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской
Федерации обязанностей по содержанию детей;
и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных
целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации
путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей
в зависимости от семейного состава населения и социально -
экономического и демографического развития регионов;
к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и
муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование
семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья.
Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей,
неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически
обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья,
размеров его оплаты, аренды и найма.
19. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных
условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных
обязанностей, включая:
а) распространение на отца прав на льготы в связи с
воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на
производстве женщине - матери;
б) усиление государственного контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации в части правовой защиты
интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в
сфере труда независимо от формы собственности организации, где они
заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу
женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора,
по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим
женщинам в связи с материнством;
(в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)
в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих
заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с
высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного
рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение
квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в
трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и
родам;
д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных
учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм
собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт
и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных
учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую
плату;
е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных
учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях
обеспечения гармоничного художественного, духовно - нравственного
и физического развития детей и подростков, а также надзора за
детьми в то время, когда их родители заняты трудовой
деятельностью.
20. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе
сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского
обслуживания;
б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям
до 18 лет;
в) профилактика врожденной инвалидности, развитие
медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение
перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы
обязательного скринингового обследования беременных и
новорожденных;
г) улучшение медико - социальной помощи детям - инвалидам,
включая квалифицированное восстановительное лечение,
протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия,
разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений,
колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение
программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания
детей с физическими и умственными недостатками;
д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях
оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами
семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в
посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных
ситуациях. Создание учреждений для временного проживания
беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних
матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях
правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное
устройство;
е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи.
Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное
санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового
воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний,
передающихся половым путем.
21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
а) государственной финансовой поддержки издания массовым
тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за
ним, по проблемам семейных отношений;
б) распространения специальной литературы для семьи среди
молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование
печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий,
пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
г) государственной координации и финансовой поддержки
нравственного, этического и экологического просвещения населения и
введения программ такого просвещения для детей и молодежи в
детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и
профессиональных учебных заведениях;
д) формирования и укрепления комиссий по защите прав
несовершеннолетних;
е) создания системы специализированных социальных служб для
безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные,
родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье
или в учебно - воспитательных учреждениях; оставшихся без
попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного
места жительства, средств к существованию; задержанных за
бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или
психического насилия);
ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел
Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
V. Механизмы реализации Основных направлений
государственной семейной политики
22. Для обеспечения постоянно действующего механизма
управления необходимо укрепить или создать в составе федеральных
органов исполнительной власти социальной направленности
специальные подразделения для разработки и реализации мер
государственной семейной политики (в пределах их компетенции).
23. Обеспечивать государственную поддержку деятельности
общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся
проблемами семьи.
24. Обеспечивать своевременную и полную реализацию всех
федеральных и региональных социальных целевых программ, в том
числе Федеральной программы "Дети России", имеющей статус
президентской.
25. Создать надежный механизм финансирования государственной
семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в
перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных
фондов мер государственной семейной политики, определенных в
качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать
внебюджетные средства, в том числе средства частных и
благотворительных фондов, страховых фондов.
26. Провести экспертизу законодательства Российской Федерации,
разработать предложения по обеспечению его соответствия изложенным
в Основных направлениях государственной семейной политики
принципам государственной семейной политики.
27. Осуществлять экспертизу всех законопроектов с точки зрения
оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия
реализации ею своих функций.
28. Разработать и реализовать программы правового просвещения
семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную
поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения,
образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и
другие.
29. Обеспечить изучение экономических, демографических,
правовых, педагогических, социально - психологических проблем
российских семей. Предусмотреть координацию и финансирование
научных исследований.
30. Осуществлять постоянный мониторинг положения российских
семей. В целях обеспечения информирования федеральных органов
исполнительной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения
о проблемах семей подготавливать национальные доклады о положении
российских семей.
31. Совершенствовать социальную и демографическую статистику,
характеризирующую положение российских семей.
Обеспечить своевременную и полную разработку материалов
предстоящей Всероссийской переписи населения 1999 года в части
социально - экономических и демографических характеристик семей
как важнейшего источника данных о положении семей.
32. Сотрудничать со средствами массовой информации в целях
обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.
33. В целях кадрового обеспечения разработки и реализации
государственной семейной политики осуществлять в необходимых
количествах подготовку и переподготовку научных и
преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по
работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов,
демографов, медиков, психологов, социологов и других.
Разрабатывать специальные учебные программы, обеспечивать их
научной и методической литературой, справочными пособиями.
|