Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ NO. ГКПИ96-129 ОТ 30.04.1996 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РФ ОБ ОТКАЗЕ В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТКАЗАНО, ТАК КАК ПРИ СБОРЕ ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА И ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ БЫЛИ ДОПУЩЕНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                  от 30 апреля 1996 г. No. ГКПИ96-129

       Именем Российской Федерации

       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       председательствующего -
       члена Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                    Поповой Ю.В.,
       с участием прокурора                           Харланова А.В.,
       адвокатов                                      Кузнецова Б.А.,
                                                         Львова В.М.,
                                                       Узбекова В.С.,

       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобе представителя Тарасова Артема Михайловича по доверенности -
   Львова  Валерия  Матвеевича  об  отмене  постановления Центральной
   избирательной  комиссии  Российской Федерации от 19 апреля 1996 г.
   No.  89/727-П  "Об  отказе  в регистрации  кандидата  на должность
   Президента   Российской  Федерации  А.М.   Тарасова,   выдвинутого
   инициативной группой избирателей",

                              установил:

       вышеуказанным    постановлением    Центральной   избирательной
   комиссии  Российской Федерации отказано в регистрации кандидата на
   должность   Президента   Российской   Федерации   Тарасова   А.М.,
   выдвинутого инициативной группой избирателей.
       Этим   же   постановлением   решен   вопрос   о направлении  в
   Генеральную  прокуратуру  Российской  Федерации  подписных листов,
   содержащих   недостоверные   данные   об  избирателях  и о  лицах,
   собравших подписи избирателей, а также подписных листов, вызвавших
   сомнение в достоверности содержащихся в них данных, для проверки и
   привлечения к ответственности виновных лиц.
       Считая данное постановление Центральной избирательной комиссии
   РФ незаконным, представитель Тарасова А.М. по доверенности - Львов
   В.М.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой,  в
   которой   просит   его   отменить   и  обязать   Центризбирком  РФ
   зарегистрировать  Тарасова А.М.  в качестве кандидата на должность
   Президента Российской Федерации.
       В  жалобе представитель Львов В.М.  указывает,  что требование
   ст.  34  Федерального  закона  "О  выборах  Президента  Российской
   Федерации"  о сборе в поддержку кандидата не менее одного миллиона
   подписей  избирателей  инициативной группой,  выдвинувшей Тарасова
   А.М. кандидатом на указанную должность, соблюдено.
       При проверке правильности оформления подписных листов и других
   документов  Центризбиркомом  РФ были нарушены права уполномоченных
   представителей   инициативной   группы  на  получение  необходимой
   информации   о ее  результатах  и итоговых  документов  по  данной
   проверке.
       Уполномоченные   представители   были   лишены  также  и права
   присутствовать   при   проверке   подписных   листов   на  предмет
   соответствия   их   требованиям  закона,   что  свидетельствует  о
   необъективности данной проверки.
       Принятое   Центризбиркомом   РФ   постановление   в  нарушение
   требований  ст.  35  вышеназванного  Закона  надлежащим образом не
   мотивировано. Его вывод о том, что правильно оформленными являются
   подписные   листы,  содержащие   менее  одного  миллиона  подписей
   избирателей,  не  подкреплен  конкретными  фактами.  Ни  на чем не
   основан   и  вывод   Центризбиркома  о том,   что  476854  подписи
   избирателей не подлежат зачету по мотивам учинения данных подписей
   от их имени другими лицами.
       Необходимой  в этих случаях экспертизы выполненных подписей не
   проводилось,  а  поэтому  у Центризбиркома  не имелось достаточных
   оснований для такого вывода.
       Кроме того,  Центральная избирательная комиссия в противоречие
   собственным  выводам  о несоответствии  требованиям  закона 582443
   подписей избирателей принимает решение о направлении в Генеральную
   прокуратуру  РФ  подписных  листов  для  проверки  и привлечении к
   ответственности  виновных  в нарушении  закона  при сборе подписей
   лиц,  т.е.  фактически  продолжает  их  проверку  и после принятия
   обжалуемого  постановления,  что  в соответствии  с ч.  3  ст.  35
   вышеупомянутого Закона не допускается.
       В  судебном  заседании  Тарасов  А.М.  и  его  представители -
   адвокаты  Кузнецов  Б.А.,  Львов  В.М.   и  Узбеков  В.С.   жалобу
   поддержали  и дополнительно  пояснили  суду,  что  выбраковка всех
   подписей  избирателей  у их  сборщика  из-за обнаружения в том или
   другом подписном листе подписей, выполненных за избирателей другим
   лицом,  не  основана  на  законе.   Из  указанных  в постановлении
   Центризбиркома 476854 подписей, выполненных за избирателей другими
   лицами, не отражено, в каких случаях эти факты имели место.
       Несмотря   на   схожесть   отдельных  подписей  избирателей  в
   подписных  листах,  для  установления факта их изготовления за них
   другими  лицами  необходимо  заключение экспертизы,  на проведении
   которой   с  учетом   характера   рассматриваемого   дела  они  не
   настаивают, полагая при этом, что выбракованные по этому основанию
   подписи    избирателей    должны    быть    исключены   из   числа
   недействительных.
       С  учетом  количества  привлеченных Центризбиркомом к проверке
   подписей  специалистов  выполнить  указанный  в его  постановлении
   объем работы, по их мнению, невозможно.
       Полагают,  что  при  повторной проверке выбракованных подписей
   избирателей  было  проверено  не  200 тыс.,  а всего лишь немногим
   более 100 тыс. подписей, в связи с чем и процент выбраковки должен
   быть соответственно уменьшен.
       Дополнительно  к заявленным  требованиям  просили  взыскать  с
   Центризбиркома  РФ  в возмещение  понесенных  расходов  по  оплате
   помощи адвокатов в пользу Тарасова А.М. 100 млн. рублей.
       Представители  инициативной  группы  избирателей с их согласия
   привлечены  к участию  в деле  в качестве  свидетелей  на  стороне
   Тарасова А.М.
       Представители Центральной избирательной комиссии РФ Застрожная
   О.К, Фадеев Н.В.  и Алешин В.К. с жалобой не согласились и просили
   об оставлении ее без удовлетворения.
       Выслушав   объяснения   Тарасова   А.М.,   его  представителей
   Кузнецова   Б.А.   и   Львова  В.М.,   представителей  Центральной
   избирательной комиссии РФ Застрожной О.К., Фадеева Н.В.  и Алешина
   В.К,   показания  свидетелей,   заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего в удовлетворении жалобы
   отказать,  и  исследовав материалы дела,  Верховный Суд Российской
   Федерации   находит   жалобу   необоснованной   и  не   подлежащей
   удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  с  ч.  1  ст.  34  и  ч.  ч.  1, 3, 4  ст. 35
   Федерального  закона  "О  выборах Президента Российской Федерации"
   избирательный   блок   или   инициативная   группа    избирателей,
   выдвинувшие   кандидата   на   должность  Президента    Российской
   Федерации,  обязаны  собрать  в  его  поддержку  не  менее  одного
   миллиона подписей избирателей.
       Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня
   приема  документов на регистрацию кандидата проверяет соответствие
   порядка  его  выдвижения  на  эту должность требованиям настоящего
   Закона  и не  позднее  чем  за  50  дней  до дня выборов принимает
   решение  о регистрации  кандидата  либо  мотивированное решение об
   отказе в его регистрации.
       В  случае  сомнений  в достоверности  данных,  содержащихся  в
   подписных   листах,   или   в достоверности  подписей  избирателей
   Центральная   избирательная   комиссия   РФ   организует  проверку
   подписных листов.
       В  регистрации кандидата на должность Президента РФ может быть
   отказано   в  случае   нарушения   Конституции   РФ   и настоящего
   Федерального закона.
       Как  установлено судом,  инициативной группой избирателей было
   представлено   в  Центральную  избирательную  комиссию  Российской
   Федерации   в  поддержку  кандидата  на  должность  Президента  РФ
   Тарасова  А.М.,  выдвинутого  этой  инициативной группой,  1342446
   подписей избирателей (73613 подписных листов).
       В   результате   проведенной   Центризбиркомом   РФ   проверки
   соответствия представленных подписных листов требованиям закона из
   82846  проверенных  подписей  было  выбраковано ввиду неполных или
   недостоверных   сведений   о сборщиках  подписей  и уполномоченных
   представителях  инициативной  группы  45367  подписей  и в связи с
   выполнением   подписей  за  избирателей  другими  лицами  - 476854
   подписи, а всего с учетом и других нарушений, допущенных при сборе
   подписей, не принято к зачету 582443 подписи избирателей.
       Таким  образом,  общее  количество  зачтенных  Центризбиркомом
   подписей,   представленных   инициативной  группой  избирателей  в
   поддержку  кандидата  на  должность  Президента  РФ Тарасова А.М.,
   составило  всего  760003  подписи,  т.е.  менее требуемого законом
   1 млн. подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата
   на должность Президента РФ.
       Указанные   выше  обстоятельства  подтверждаются  объяснениями
   представителей Центральной избирательной комиссии Застрожной О.К.,
   Фадеева Н.В. и Алешина В.К., показаниями свидетелей Гулиной Е.Г. и
   Скорохватовой  А.И.,  а также имеющимися в деле:  копией справки о
   приеме   документов   для   регистрации   кандидата  на  должность
   Президента   (л.д.   20),   копиями  подписных  листов,   справкой
   (компьютерной распечаткой) о результатах проверки подписных листов
   по  субъектам  Российской  Федерации,  справками (компьютерными) о
   результатах   проверки   подписных   листов   по  видам  и группам
   нарушений, исследованными в суде папками с подписными листами ряда
   регионов,  представленными  в Центризбирком названной инициативной
   группой,    выбраковочными   ведомостями   подписей   избирателей,
   содержащихся в подписных листах отдельных регионов, копией выписки
   из  стенограммы заседания Центральной избирательной комиссии РФ от
   19 апреля 1996 г. и другими материалами дела.
       Не оспаривали по существу в судебном заседании отмеченных выше
   фактов  нарушения требований закона при сборе подписей избирателей
   как сам Тарасов А.М.,  так и его представители,  ссылаясь при этом
   лишь  на  то,   что  выбраковке  подлежали  только  сами  подписи,
   выполненные с нарушением требований закона, а не в целом подписные
   листы у того или другого сборщика, допустившего такие нарушения.
       При  таких  данных  Центральная избирательная комиссия РФ,  по
   мнению  суда,  обоснованно  отказала  в регистрации  кандидата  на
   должность  Президента  РФ Тарасова А.М.,  выдвинутого инициативной
   группой  избирателей,  по  указанному  в обжалуемом  постановлении
   основанию  (менее одного миллиона подписей избирателей в поддержку
   кандидата).
       Довод   Тарасова   А.М.   и  его  представителей  о том,   что
   постановление  Центризбиркома РФ не основано на конкретных данных,
   подтверждающих   вывод   о  недостаточном   количестве   собранных
   инициативной группой подписей избирателей, не может быть принят во
   внимание,   поскольку   он   фактически   полностью  опровергается
   вышеприведенными доказательствами,  свидетельствующими о том,  что
   инициативной   группой   представлено   в  поддержку  кандидата  в
   Президенты  РФ в нарушение требований закона менее одного миллиона
   подписей избирателей, собранных с соблюдением положений закона.
       При  этом  суд принимает во внимание и то обстоятельство,  что
   заявителем   и  его   представителями   в  судебном  заседании  не
   оспаривалась  правомерность  выбраковки  подписей  избирателей  по
   мотивам   неполноты  и недостоверности  сведений  об  избирателях,
   сборщиках  подписей  и уполномоченных  представителях,  а также по
   отмеченным в постановлении иным нарушениям (23986 + 41399 + 3968 +
   36236) в количестве 105589 подписей.
       Что  же  касается утверждения заявителя о том,  что выбраковка
   476854   подписей   избирателей   по   мотивам  их  выполнения  за
   избирателей   другими   лицами   произведена   Центризбиркомом   с
   нарушением требований закона, то его нельзя признать обоснованным.
       Из представленных суду вышеупомянутых письменных доказательств
   следует,  что  членами  рабочей  группы  Центризбиркома с участием
   специалистов  - графологов,  привлеченных к проверке документов из
   других  незаинтересованных организаций,  в ходе проверки подписных
   листов  были  выявлены  грубейшие  нарушения требований закона при
   сборе   подписей  избирателей,   носящие  массовый  характер.   По
   отдельным   регионам  папки  с подписными  листами  по  указанному
   основанию  отбраковывались  в  полном  объеме,  в частности, папки
   No. 78/18, 78/20, 78/24, 78/26 и другие по Санкт-Петербургу, папка
   No. 5-1 по Республике Дагестан, папка No.  26-6 по Ставропольскому
   краю,  папка  No.  46-4  по  Курской  области,  папка No.  63/9 по
   Самарской области и целому ряду других регионов.
       Общее  количество  выбракованных  подписей  по этому основанию
   составило, как отмечалось выше, 476854 подписи, что подтверждается
   компьютерной  справкой  по  видам  (кодам)  нарушений,  имеющимися
   выбраковочными ведомостями в каждой проверенной папке, показаниями
   свидетелей   Гулиной   и  Скорохватовой,   а   также  объяснениями
   представителей Центризбиркома.
       Имеющиеся  в деле  данные  о количестве выбракованных подписей
   избирателей  заявителем  и его представителями не опровергнуты,  и
   ими каких-либо доказательств на этот счет суду не представлено.
       Факты   изготовления  подписей  в подписных  листах  от  имени
   избирателей  другими  лицами подтверждаются также и приобщенными к
   делу  копиями  подписных  листов,   в  частности,  по  Смоленской,
   Воронежской, Иркутской и Московской областям, Красноярскому краю и
   Республике Башкортостан.
       О  выполнении  подписей  одним  лицом  от  разных  избирателей
   свидетельствуют   и исследованные  в судебном  заседании  папки  с
   подписными листами по Липецкой, Воронежской, Челябинской областям,
   Краснодарскому и Красноярскому краям.
       Данное  обстоятельство,   по  мнению  суда,  с  достоверностью
   свидетельствует  о том,  что  сборщики  подписей по указанным выше
   регионам   наряду   со   сбором  подписей  избирателей  занимались
   фактически  их  изготовлением  без  обращения  по этому  вопросу к
   избирателям,  в связи с чем изготовленные таким образом сборщиками
   подписей  подписные  листы  обоснованно,  как  полученные с грубым
   нарушением закона,  исключены Центризбиркомом из общего количества
   подписей,  собранных в поддержку кандидата на должность Президента
   РФ.
       Довод Тарасова А.М.  и его представителей о том,  что в данном
   случае  подлежали  исключению  только  сами  подписи,  собранные с
   нарушением  закона,  а не все подписные листы такого сборщика,  не
   может  быть  признан убедительным,  поскольку,  по мнению суда,  в
   таком   порядке   подлежат   исключению   только   такие   подписи
   избирателей,   которые  собраны  хотя  и с  нарушением  требований
   закона, но в результате неумышленных действий сборщика подписей. В
   случае  же,  когда  действия  сборщика  по  изготовлению подложных
   подписей  избирателей,  как  это имело место по указанным выше,  а
   также   и другим  регионам,   носили  умышленный,   преднамеренный
   характер,   "собранные"  таким  образом  подписи  избирателей,  по
   убеждению  суда,  подлежат  выбраковке у данного сборщика в полном
   объеме ввиду их несоответствия требованиям закона.
       Учитывает   при  этом  суд  также  и то  обстоятельство,   что
   проведенной   в  ходе   судебного  разбирательства  дополнительной
   проверкой  подписных  листов установлено несущественное различие в
   количестве  выбракованных  полностью  по  указанным  выше  мотивам
   подписей  избирателей у недобросовестного сборщика и выбракованных
   только подписных листов, содержащих подложные подписи.
       Количество   зачтенных   подписей   при   таком  подходе  к их
   выбраковке  также  не  превысило  бы 1 млн.  подписей избирателей,
   собранных с соблюдением требований закона.
       Что  касается  утверждения  заявителя  и его  представителей о
   необходимости  проведения почерковедческой экспертизы сомнительных
   подписей   избирателей,   то  его  нельзя  признать  убедительным,
   поскольку   в  данном  случае  какого-либо  заключения  экспертизы
   подписей, выполненных от имени избирателей одним лицом или группой
   лиц,  не  требуется  ввиду  их  очевидного сходства друг с другом.
   Очевидность  сходства  таких подписей подтвердили в суде свидетели
   Гулина   и  Скорохватова,   принимавшие  участие  в проверке  этих
   подписей в Центризбиркоме в качестве специалистов - графологов. Не
   оспаривали  по сути в суде такого рода факты и сам заявитель и его
   представители.
       Исходя  из  этого,  у  суда не имелось каких-либо оснований не
   доверять  указанным  выше  свидетелям  и ставить  под  сомнение их
   выводы как специалистов в этой области.
       Более  того,  как  Тарасовым  А.М.,  так и его представителями
   официального  ходатайства о назначении названной выше экспертизы в
   судебном заседании не заявлялось.
       Соответствующую  оценку  дает  суд и тому обстоятельству,  что
   заявитель  и его  представители  отказались  от  вызова в суд ряда
   избирателей, указанных в подписных листах, в качестве свидетелей с
   целью  выяснения  вопроса,  давали ли они свои подписи в поддержку
   кандидата на должность Президента РФ Тарасова А.М.
       Ссылка  в жалобе  на  то,  что  Центризбирком,  приняв решение
   направить в Генеральную прокуратуру РФ папки с подписными листами,
   содержащими  недостоверные  данные  об  избирателях  и вызывающими
   сомнение в достоверности содержащихся в них данных, для проверки и
   привлечения  к ответственности  виновных лиц,  фактически признает
   несостоятельность  своего  вывода  о недостаточности  собранных  с
   соблюдением требований закона подписей избирателей,  не может быть
   признана  обоснованной,  поскольку  Центризбирком принял решение о
   направлении   подписных   листов   для   проверки   в  Генеральную
   прокуратуру  не  для  решения вопроса об обоснованности выбраковки
   подписей  избирателей,  а  с целью  привлечения  к ответственности
   виновных  в выявленных  нарушениях  закона при сборе подписей лиц,
   что  не  противоречит  требованиям закона и не подвергает сомнению
   выводы   Центризбиркома   о  недостаточности   (менее  1 миллиона)
   собранных в поддержку кандидата подписей избирателей.
       Не  может  служить  основанием к удовлетворению жалобы и довод
   заявителя  о том,  что  при  проверке  подписных  листов  и других
   документов   были  нарушены  права  уполномоченных  представителей
   инициативной  группы  на  получение  необходимой  информации  о ее
   результатах,  поскольку  он  фактически  ни  на  чем  не основан и
   опровергается имеющимися в деле доказательствами. Более того, сами
   уполномоченные  представители,   допрошенные  по  делу  в качестве
   свидетелей,  не  отрицали  в суде  того обстоятельства,  что имели
   пропуска  в Центризбирком  и в  дни проверки документов находились
   там.
       Из объяснений представителя Центризбиркома Алешина В.К.  также
   следует,   что   уполномоченным   представителям   предоставлялась
   возможность ознакомиться с результатами проверки подписных листов,
   но  они  сами  мер к этому не принимали.  Все итоговые документы с
   результатами  проверки  им  были  выданы.  Исходя  из  этого,  суд
   приходит  к выводу  о том,  что  требования закона в данном случае
   Центризбиркомом нарушены не были.
       Не  дают  оснований для этого и поступившие в Верховный Суд РФ
   многочисленные  телеграммы  от  сборщиков подписей в подтверждение
   подлинности   собранных  ими  подписей,   поскольку  они  являются
   заинтересованными  в исходе дела лицами и их утверждения полностью
   опровергаются собранными доказательствами.
       Другие  доводы,   на  которые  заявитель  и его  представители
   ссылались  в суде,  также  не  могут  служить  основанием к отмене
   обжалуемого   постановления   Центральной  избирательной  комиссии
   Российской Федерации.
       На основании изложенного и  руководствуясь  ст.  ст. 191 - 197
   ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

                                решил:

       жалобу    представителя   Тарасова   Артема   Михайловича   по
   доверенности  - Львова  Валерия Матвеевича об отмене постановления
   Центральной   избирательной   комиссии   Российской  Федерации  от
   19 апреля 1996 г.  No. 89/727-П "Об отказе в регистрации кандидата
   на  должность  Президента  Российской  Федерации   А.М.  Тарасова,
   выдвинутого   инициативной  группой  избирателей",   оставить  без
   удовлетворения.
       Настоящее  решение обжалованию и опротестованию в кассационном
   порядке не подлежит и вступает в силу со дня его провозглашения.

                                               Председательствующий -
                                                                судья
                                                      Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                         Ю.Д.РЕДЧЕНКО



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz