УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 23.12.2002 N 397
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
30 апреля 1996 г.
N 179
О СЕРЬЕЗНЫХ НЕДОСТАТКАХ В РАБОТЕ ОРГАНОВ
И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА УСЫНОВЛЕНИЕ
Министерством здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации проведена проверка деятельности органов и
учреждений здравоохранения Нижегородской области по факту
нарушения действующего законодательства и незаконной передачи
детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление.
Проверка выявила целый ряд негативных явлений в работе органов
и учреждений здравоохранения, свидетельствующих об отсутствии
системы взаимодействия между органами и учреждениями
здравоохранения, образования, отделами записи актов гражданского
состояния и низкой правовой грамотности в части оформления и
передачи на воспитание в семьи детей, оставшихся без попечения
родителей.
Установлено, что в родильных домах нарушался порядок
регистрации новорожденных, оставшихся без попечения родителей,
передачи сведений о них в отделы ЗАГС, органы образования, (службу
опеки и попечительства), оформления и выдачи родильницам и
женщинам, усыновившим детей, листков нетрудоспособности в связи с
родами или усыновлением ребенка и "Медицинского свидетельства о
рождении" (уч. ф. N 103у/84); хранения указанных документов. Это
обусловило возможность "фиктивной" выдачи листков
нетрудоспособности в связи с родами, "Медицинского свидетельства о
рождении", а вследствии этого передачу детей на усыновление без
оформления юридических документов, постановлений администрации
территорий об усыновлении.
Отсутствие контроля со стороны руководителей
родовспомогательных и лечебно-профилактических учреждений
позволило необоснованно, без медицинских показаний, переводить
здоровых новорожденных в государственный Центр "Нижегородская
областная детская клиническая больница" (ГЦ "НОДКБ").
В ГЦ "НОДКБ" в нарушение действующего законодательства лица,
незаконно передававшие детей на усыновление, имели
беспрепятственный доступ в отделение, где находились дети, в любое
время суток, в том числе с так "называемыми усыновителями", и
историям болезни, где имели возможность подменять необходимые
документы.
Все вышеизложенное еще раз свидетельствует об отсутствии
должного контроля со стороны руководителей органов и учреждений
здравоохранения за порядком передачи детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи,
отсутствии планомерной работы по проблемам усыновления с
подведомственными учреждениями.
Как показали проверки порядка усыновления детей, проведенные
Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в ряде территорий, в
учреждениях здравоохранения допускаются грубые нарушения
действующих нормативно-распорядительных документов,
регламентирующих деятельность органов и учреждений здравоохранения
по усыновлению детей:
- приказа Министерства здравоохранения СССР N 1300 от
19.11.84. "О дальнейшем совершенствовании ведения медицинской
документации, удостоверяющей случаи рождений и смертей",
- приказа Министерства образования РСФСР и Министерства
здравоохранения РСФСР N 85/51 от 28.03.91. "О введении в действие
инструктивно-методических рекомендаций по вопросам усыновления
(удочерения) несовершеннолетних и применении их в практической
деятельности органов народного образования и здравоохранения",
- приказа Министерства образования Российской Федерации и
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации от 31.08.94. N 342/184 "О документах,
представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами",
- указаний Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации от 22.02.94. N 63-у "О
деятельности учреждений здравоохранения по усыновлению детей" и от
19.11.94. N 377-у "Об оформлении медицинских документов детей,
передаваемых на усыновление",
- приказа Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации от 03.07.95. N 195 "О
утверждении медицинской карты на ребенка, направляемого во
Всероссийские детские центры "Океан", "Орленок", и медицинского
заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление (удочерение)",
- приказа Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации от 24.11.95. N 326 "Об
утверждении Положения о порядке передачи детей, являющихся
гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам
Российской Федерации и иностранным гражданам".
В целях повышения ответственности руководителей органов
здравоохранения за порядком передачи детей-сирот на воспитание в
семью, соблюдения действующего законодательства по вопросам
усыновления,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять к сведению, что Прокуратурой Советского района г.
Нижнего Новгорода возбуждено уголовное дело, приказами
Департамента здравоохранения администрации Нижегородской области
от 18.01.96. за N 34-В и Управления здравоохранения администрации
Нижнего Новгорода от 15.02.96. за N 12 руководители органов
здравоохранения, допустившие нарушения действующего
законодательства, наказаны в административном порядке.
2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской
Федерации:
2.1. Определить ответственного руководителя, персонально
отвечающего, за порядок передачи детей на воспитание в семью в
части компетенции органов здравоохранения.
2.2. Настоящий приказ довести до сведения руководителей всех
лечебно-профилактических учреждений.
2.3. В течение II-III квартала 1996 года провести проверку
выполнения действующего законодательства по вопросам усыновления в
лечебно-профилактических учреждениях, обратив особое внимание на
родильные дома. Обсудить вопросы передачи детей на воспитание в
семьи на коллегии.
2.4. Обеспечить контроль:
- за учетом, хранением и выдачей "Медицинского свидетельства о
рождении" (уч. ф. N 103у/84), листков нетрудоспособности в связи с
родами;
- за порядком передачи сведений о детях, подлежащих
усыновлению, в отделы опеки и попечительства органов образования;
- за режимом работы лечебно-профилактических учреждений,
исключающим доступ посторонних лиц и подмену документов;
- за оформлением документов на детей, передаваемых на
усыновление.
3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И.Зелинская)
провести в июне 1996 года методическое совещание для руководителей
службы охраны здоровья матери и ребенка территорий Российской
Федерации "О порядке передачи детей-сирот и детей, лишенных
попечения родителей, на воспитание в семью".
4. О проведенных мероприятиях доложить к 01.09.96., далее
информацию о ходе выполнения приказа направлять в Минздравмедпром
России ежегодно к 01 февраля.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя министра здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации Н.Н.Ваганова.
Министр
здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
|