ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГА
В целях совершенствования системы сертификации авиационного
персонала и приведения ее в соответствие со стандартами ИКАО в
гражданской авиации Российской Федерации вводятся категории
свидетельств пилота - любителя, линейного пилота и пилота
коммерческой авиации. Перечень свидетельств по другим летным
специальностям оставлен без изменений.
Для обеспечения достижения указанных целей предлагаю:
1. Внести изменения и дополнения в Положение о классификации
специалистов гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И согласно
Приложению.
2. Организовать внесение изменений и дополнений в рабочие
экземпляры Положения, их изучение с летным составом и должностными
лицами, осуществляющими процедуры сертификации летных
специалистов.
3. Изменения и дополнения к Положению ввести в действие с 15
мая 1996 года.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ
Приложение
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ 19.12.88 N 44/И
1. На стр. 3 второй абзац пункта 1.1 изложить в следующей
редакции:
"Положение определяет порядок выдачи свидетельств
соответствующей категории (пилот - любитель, пилот коммерческой
авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса специалистам
гражданской авиации".
2. По всему тексту "Положения" наименование государственного
полномочного органа гражданской авиации (Министерство гражданской
авиации СССР с аббревиатурой МГА СССР, замененное ранее на
Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта
Российской Федерации с аббревиатурой ДВТ Минтранса РФ, ДВТ)
заменить на новое наименование:
"Федеральная авиационная служба России" (аббревиатура "ФАС
России").
3. На стр. 4 первую и вторую строки сверху в этом же пункте
изложить в следующей редакции:
"Бортоператорам (бортнаблюдателям) других ведомств и пилотам -
любителям свидетельство выдается без присвоения класса
квалификации".
4. На страницах 16 - 18 главу 5 изложить в следующей редакции:
"Глава 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ
5.1. Свидетельства пилотов - любителей
5.1.1. Общие требования к кандидату на получение свидетельства
пилота - любителя
5.1.1.1. Свидетельство пилота - любителя может быть выдано
лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных
государственным полномочным органом гражданской авиации:
- летных учебных заведениях по специальности "летная
эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") или
- авиационных учебных центрах по подготовке пилотов.
5.1.1.2. Лицам, закончившим авиационное учебное заведение
другого ведомства, для получения свидетельства пилота - любителя
необходимо пройти подготовку по утвержденным для этой цели
государственным полномочным органом ГА программам на курсах
переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном этим
органом авиационном учебном центре.
5.1.2. Требования к летной подготовке кандидата на получение
свидетельства пилота - любителя
5.1.2.1. Свидетельство пилота - любителя может быть выдано
указанным в п. 5.1.1 лицам, имеющим налет не менее 42 часов под
руководством пилота - инструктора, имеющего сертификат
(квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной
учебно - летной подготовки, выданный государственным полномочным
органом или организацией, им уполномоченной.
5.1.2.2. Летная подготовка кандидата должна соответствовать
утвержденному государственным полномочным органом курсу учебно -
летной подготовки и включать не менее 5 часов полетов по маршруту
и 10 часов самостоятельного налета.
5.1.2.3. Кандидат должен обладать умением:
- планировать полет;
- проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр
ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования
(бортовых комплексов);
- выполнять запуск силовых и вспомогательных установок;
- выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку)
ВС;
- осуществлять управление ВС с использованием внешних
визуальных ориентиров;
- выполнять взлет и посадку (при различных составляющих ветра)
в пределах ограничений ВС данного типа;
- выполнять основные маневры и выход из необычных угловых
положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов;
- выполнять полет по маршруту с использованием визуальных
ориентиров и радионавигационных средств;
- действовать в особых и аварийных условиях;
- выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на
посадку;
- выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи
и фразеологии;
- выполнять полет на минимально допустимых воздушных
скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и
развивающееся сваливания и выходить из него (для самолета).
Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для
вертолета);
- выполнять полеты на максимально допустимых воздушных
скоростях;
- осуществлять взлеты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с
учетом высоты пролета препятствий - для самолета), посадки на
аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных
метеоминимумов;
- осуществлять взлет и посадку по-вертолетному и
по-самолетному (для вертолетов).
5.2. Свидетельства пилотов коммерческой авиации
5.2.1. Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть
выдано:
- лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированном
государственным полномочным органом гражданской авиации летном
учебном заведении по специальности "летная эксплуатация
летательных аппаратов" (специализация "пилот");
- пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения
другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение
квалификации в сертифицированном государственным полномочным
органом гражданской авиации летном учебном заведении или
авиационном учебном центре;
- пилотам - любителям, прошедшим переподготовку или повышение
квалификации в сертифицированном государственным полномочным
органом гражданской авиации летном учебном заведении или
авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим
Положением требованиям по налету.
5.2.2. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается
лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на
эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных
целей.
5.2.3. Кандидат на присвоение третьего класса пилота
коммерческой авиации должен иметь:
5.2.3.1. Налет в соответствии с курсом учебно - летной
подготовки летного учебного заведения, сертифицированного
государственным полномочным органом ГА для подготовки специалистов
указанной в п. 5.1.1 специальности и специализации.
5.2.3.2. Налет 200 часов, в том числе:
- 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту - 20
часов);
- 20 часов по приборам;
- 10 часов ночью - для лиц, являющихся обладателями
свидетельства пилота - любителя.
5.2.3.3. Налет в соответствии с программами летного учебного
заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также
переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном
государственным полномочным органом ГА учебном заведении
(авиационном учебном центре).
5.2.4. Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается:
5.2.4.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не
менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе
самостоятельный налет не менее 1000 часов или налет с правом
выполнения взлета и посадки под контролем КВС не менее 1500 часов.
Пилоты, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь
самостоятельный налет или налет с правом выполнения взлета и
посадки под контролем КВС соответственно на 500 часов больше.
5.2.4.2. Кандидаты на присвоение квалификации пилота
коммерческой авиации 2 класса должны иметь оценки "пять" по НПП
ГА, РЛЭ ВС и не ниже "четыре" по остальным дисциплинам, указанным
в прил. 1 к настоящему Положению, по летной подготовленности
должны иметь оценку не ниже "четыре".
5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:
5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не
менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет не менее
2000 ч и допущенным к полетам по предельному производственному
метеоминимуму погоды днем и ночью для той местности, где кандидат
выполняет летную работу.
5.2.5.2. Пилотам - инструкторам летных учебных заведений,
имеющим стаж инструкторской работы не менее трех лет, общий налет
не менее 3000 ч, из них 100 ч ночью, в том числе самостоятельный
налет не менее 2000 ч.
5.2.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации
пилота коммерческой авиации 1 класса, должны иметь стаж летной
работы в качестве пилота коммерческой авиации 2 класса не менее 3
лет, положительную аттестацию и оценки "пять" по технике
пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической
аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к
настоящему Положению, оценку не ниже "четыре".
5.3. Свидетельства линейных пилотов
5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота
должен иметь возраст не моложе 21 года.
5.3.2. Свидетельство линейного пилота присваивается лицам:
5.3.2.1. Закончившим полный курс обучения в сертифицированных
государственным полномочным органом летных учебных заведениях по
специальности "эксплуатация воздушного транспорта и управление
воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по
ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот",
"инженер - пилот") или имеющим диплом об окончании летного
учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение
квалификации) для полетов в гражданской авиации.
5.3.2.2. Прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования
на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации
которых руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из
двух пилотов.
5.3.3. Третий класс линейного пилота присваивается:
5.3.3.1. Выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в
соответствии с курсом учебно - летной подготовки на воздушном
судне, отвечающем требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.
5.3.3.2. Пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе
летной работы высшее учебное заведение по специальностям,
связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением
воздушным движением, авиационной и ракетно - космической техникой,
техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация
авиационной и космической техники, радиотехника), а также по
авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению,
электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной
технике и автоматизированным системам, радиотехнике и связи,
прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающем
требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.
5.3.3.3. Пилотам, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего
Положения и имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе:
100 часов налета с исполнением обязанностей командира воздушного
судна или 1000 часов в качестве второго пилота с правом выполнения
взлета и посадки, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим
полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее
требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.
5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:
5.3.4.1. Пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п.
5.3.2.1 настоящего Положения, имеющим:
- общий налет не менее 1500 ч, в том числе налет на воздушном
судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, не менее 1000 ч;
- самостоятельный налет не менее 250 ч или налет на воздушном
судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, в качестве второго
пилота с правом выполнения взлета и посадки под контролем
командира ВС не менее 1000 ч.
5.3.4.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2
класса линейного пилота, должны иметь: стаж работы в качестве
линейного пилота 3 класса не менее 2 лет или пилота 3 класса
коммерческой авиации не менее 3 лет, оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ
ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему
Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности
(техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь
оценки не ниже "четыре".
Кандидатам - пилотам коммерческой авиации, имеющим
квалификацию второго или первого класса, квалификация линейного
пилота второго класса присваивается независимо от стажа работы.
5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:
5.3.5.1. Пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:
- общий налет 4000 ч, из них 1000 ч ночью;
- самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте
самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не
менее 1500 ч, из которых 500 ч - на многодвигательных самолетах;
- допуск к полетам по метеоминимуму I категории.
5.3.5.2. Пилотам вертолетов, имеющим налет не менее 4000 ч, из
них 100 ч ночью, самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500
ч, допущенных к полетам по правилам полетов по приборам днем и
ночью по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где
базируется авиакомпания.
5.3.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1
класса линейного пилота, должны иметь стаж летной работы в
качестве линейного пилота 2 класса не менее 3 лет, положительную
аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и
оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА,
РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам,
указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже
"четыре".
Кандидаты - линейные пилоты 2 класса, которым ранее
присваивался 1 класс пилота коммерческой авиации, могут быть
представлены к присвоению 1 класса линейного пилота без учета
стажа работы при соответствии всем другим требованиям настоящего
Положения.
5.4. При повышении в классе или первоначальном получении
свидетельства в РКК (МКК) пилоты сдают экзамены:
- в ВКК ФАС России и (или) РКК по дисциплинам 1 - 8;
- в МКК - по дисциплинам 1 - 12;
- при продлении срока действия свидетельств - по дисциплинам 1
- 8, указанным в прил. 1 к настоящему Положению.
Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно при
продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания
фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных
полетов.
5.5. Права обладателей свидетельств пилота
5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота - любителя
при наличии соответствующей подготовки и установленных
квалификационных отметок дается право выполнять функции командира
или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения
летной работы по найму и выполнения полетов с целью получения
доходов, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых
государственным полномочным органом временно или на постоянной
основе введены ограничения по их использованию в любительских
целях.
5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота
коммерческой авиации предоставляются все права обладателя
свидетельства пилота - любителя, изложенные в п. 5.5.1 настоящего
Положения, а также:
5.5.2.1. Пилоту коммерческой авиации 3 класса предоставляется
право:
- выполнять функции командира воздушного судна при
коммерческих воздушных перевозках на любом воздушном судне,
сертифицированном для полетов с одним пилотом, а также
однодвигательных воздушных судах с экипажем, включающим второго
пилота и (или) членов экипажа других специальностей;
- выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных
перевозках на самолетах 4 - 3 классов и вертолетах любого класса,
для эксплуатации которых требуется наличие второго пилота.
5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2 и 1 классов при
наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок
предоставляются права, изложенные в п. 5.5.2.1, а также право
выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при
полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а
также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых
воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам.
5.5.3. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота
3 класса предоставляется право выполнения коммерческих полетов в
качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах
4 - 3 классов, вертолетах 4 - 2 классов на внутренних воздушных
линиях или второго пилота любого воздушного судна.
5.5.4. Линейным пилотам 2 и 1 классов, имеющим соответствующую
подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве,
предоставляется право выполнения функций командира воздушного
судна на любом воздушном судне.
5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут
временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав
пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов".
5. На стр. 19 - 20 пункты 6.2 - 6.4 главы 6 изложить в
следующей редакции:
"6.2. Третий класс присваивается специалистам, окончившим
полный курс обучения на факультетах или отделениях летных учебных
заведений, утвержденных ДВТ, имеющих специализацию "Воздушная
навигация", на основании решения ГЭК и приказа начальника летного
учебного заведения или решением РКК - на основании документов,
подтверждающих прохождение указанного в настоящем пункте обучения
в других ведомствах и профессиональной подготовки в объеме,
установленном государственным полномочным органом ГА".
6.3. Второй класс штурмана присваивается:
6.3.1. Штурманам самолетов 4, 3, 2 классов и вертолетов всех
классов, имеющим общий налет не менее 2000 ч, а переученным из
числа пилотов - в т.ч. не менее 1000 ч в качестве штурмана.
6.3.2. Штурманам самолетов 1-го класса, имеющим общий налет не
менее 1500 ч, в т.ч. не менее 500 ч на самолетах 1 и 2 классов.
6.3.3. Штурманам летных учебных заведений, имеющим общий налет
не менее 1500 ч.
6.3.4. Кандидаты, представляемые к присвоению второго класса
штурмана, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана
третьего класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку
практической подготовленности не ниже "пять" и сдать экзамены по
специальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему
Положению, на оценку не ниже "четыре".
6.4. Первый класс штурмана гражданской авиации присваивается:
6.4.1. Штурманам самолетов 1 - 2 классов, имеющим общий налет
не менее 2500 часов.
6.4.2. Штурманам самолетов 3 класса и вертолетов 1 класса,
имеющим общий налет не менее 3000 часов.
6.4.3. Штурманам самолетов 4 класса и вертолетов (кроме
вертолетов 1 класса), имеющим общий налет не менее 3500 часов.
6.4.4. Штурманам летных учебных заведений ГА, имеющим
непрерывный стаж работы в должности штурмана - инструктора и выше
не менее 3 лет при общем налете не менее 2500 часов.
6.4.5. Кандидаты, представленные к присвоению первого класса,
должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана второго класса
не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической
подготовленности не ниже "пять", сдать экзамены по специальным
дисциплинам, указанным в п. п. 1, 5, 9, 10 приложения 1 к
настоящему Положению, на оценку не ниже "пять", а по остальным
дисциплинам - не ниже "четыре".
6. На стр. 29 п. п. 12.16 и 12.18 изложить в следующей
редакции:
"12.16. Второй класс бортоператора грузового ВС присваивается
бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве
бортоператора 3 класса не менее 3 лет и общий безаварийный налет
не менее 2000 ч".
"12.18. Первый класс бортоператора грузового ВС присваивается
бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве
бортоператора 2 класса не менее 3 лет с общим безаварийным налетом
не менее 3500 ч".
7. На стр. 39 выше первую, вторую и третью строки сверху в
пункте 17.5 главы 17 изложить в следующей редакции:
"свидетельство линейного пилота первого класса - цвет обложки
темно - зеленый;
свидетельство линейного пилота - цвет обложки синий;
свидетельство пилота коммерческой авиации - цвет обложки
голубой;
свидетельство пилота - любителя - цвет обложки светло - серый
для вертолета и светло - коричневый для самолета;".
8. На стр. 47 в пункте 21.2 после слов "Срок действия
свидетельства устанавливается:" вместо слов "пилотам - один год"
записать:
"пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам - один год;
пилотам - любителям - два года".
9. На стр. 48 пункт 21.5 дополнить абзацем следующего
содержания:
"Проверка знаний у пилотов - любителей для продления срока
действия свидетельств производится один раз в два года в МКК
авиации общего назначения (АОН) или, по согласованию с РКК,
предприятия - эксплуатанта воздушного транспорта на основе
соответствующего договора".
Пункт 21.6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов -
любителей с целью продления срока действия свидетельства или
получения квалификационной отметки проводят назначенные
соответствующей квалификационной комиссией инспекторы
(инструкторы)".
10. На стр. 50 главу 21 дополнить пунктом 21.25 следующего
содержания:
"21.25. Действие свидетельства специалиста гражданской авиации
должно быть приостановлено при выявлении несоответствия состояния
здоровья специалиста выполняемым обязанностям в соответствии с
указанным свидетельством или увольнением специалиста из
предприятия в связи с уходом на пенсию. Запись "Действие
свидетельства приостановлено" делается в п. IX по тексту "Срок
действия...", вместо "до" вписывается предлог "с" и ставится дата,
с которой специалист лишается прав, предоставляемых ему данным
свидетельством. Запись удостоверяется подписью старшего летного
руководителя предприятия. Восстановление действия свидетельства
производится МКК предприятия (РКК, ВКК - в зависимости от
должности специалиста) при устранении несоответствия по состоянию
здоровья или при поступлении специалиста на летную работу после
увольнения в связи с уходом на пенсию".
Председатель ВКК
М.И.БЕДНОВ
|