ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 апреля 1996 г. N 03-11/7321
О ХАРАКТЕРЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ С ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Анализ результатов, достигнутых подразделениями собственной
безопасности таможенных органов в первом квартале с.г.,
показывает, что порядок и организационно-тактические формы
взаимодействия с правоохранительными органами до настоящего
времени не находят должного применения. Отчетливо прослеживается
тенденция снижения эффективности взаимодействия. Так, если за
аналогичный период прошлого года выявленные должностные
преступления составили 40% от общего количества всех совершенных
работниками таможенных структур преступлений, из которых 27% было
раскрыто сотрудниками отделов собственной безопасности
самостоятельно и 13% совместно с другими правоохранительными
органами, то за три предыдущих месяца 1996 года эти показатели
резко сократились и составляют соответственно 25%, 20% и 5%.
Наиболее слабые позиции в этом направлении занимают отделы
собственной безопасности ВСТУ, СЗТУ, СКТУ, ДТУ, ЗТУ и ряд других.
Создавшемуся положению в определенной мере способствовали
отсутствие и пробелы действующих законодательных и подзаконных
актов, регламентирующих эту сторону оперативно-розыскной
деятельности. Однако основными недостатками, препятствующими
достижению положительных результатов в борьбе с коррупцией,
следует считать инертность, безынициативность, а порой и
некомпетентность работников ОСБ, что привело к отсутствию должного
взаимопонимания с другими правоохранительными органами, четкости в
координировании объединенных усилий и качественного обмена
оперативной информацией. В конечном итоге, указанные причины
послужили для органов внутренних дел, ФСБ, ФСНП и прокуратуры
поводом к тому, чтобы не рассматривать службу собственной
безопасности таможенных органов в качестве равноправного партнера.
Для того чтобы снять существующее между правоохранительными
органами напряжение, основные усилия Управления собственной
безопасности, отделов собственной безопасности региональных
таможенных управлений и таможен на данном этапе должны быть
направлены на поднятие авторитета оперативных таможенных органов
до уровня других правоохранительных структур, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
В то же время, сотрудники ОСБ должны твердо знать, что не вся
добытая оперативными таможенными подразделениями информация может
быть достоянием гласности для других органов. В соответствии с
Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"
сведения об используемых или неиспользованных при проведении
негласных мероприятий силах, средствах, источниках, методах,
планах, организации, тактике проведения и результатах оперативно -
розыскной деятельности представляют государственную тайну,
ознакомление с которыми разрешено строго определенному кругу
должностных лиц, работающих в правоохранительных органах и
допущенных к оперативной работе. Также к их числу можно отнести
судей, уполномоченных рассматривать представленные таможенными
органами оперативные материалы, связанные с необходимостью
ограничения конституционных прав граждан, и специально
уполномоченных транспортных прокуроров, которых Закон наделил лишь
только правом осуществления проверок оперативно-служебных
документов, послуживших основанием для проведения негласных
мероприятий. При этом следует помнить, что в порядке надзора
прокурор может затребовать для ознакомления любые материалы,
касающиеся служебных расследований, нарушений таможенных правил и
другие, однако вопросы, относящиеся к организации, тактике,
методам и средствам осуществления оперативно-розыскной
деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят. В
исключительных случаях указанным должностным лицам может быть
предоставлена возможность для ознакомления со сведениями об
источниках оперативной информации, однако такая акция
осуществляется только с их письменного согласия, за исключением
случаев привлечения последних к уголовной ответственности.
Немаловажное значение в вопросах взаимодействия придается
форме, в которую обличены просьбы и указания других
правоохранительных органов. Следует исключить из практики
выполнение устных запросов и поручений по договоренности.
Письменный запрос должен отвечать предъявляемым требованиям: четко
сформулированному содержанию, исключающему двойственность
восприятия, и подписи соответствующего руководителя оперативного
или следственного подразделения органов внутренних дел,
Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и прокуратуры.
В особых случаях, когда ознакомление с оперативными материалами не
терпит отлагательств, лицо, которому была предоставлена эта
возможность, обязано сделать отметку в специальной карточке об
ознакомлении с обязательным указанием даты, цели изучения, своего
должностного положения и фамилии.
В целях улучшения оперативных контактов с другими
правоохранительными структурами, исключающих возможность взаимной
конфронтации, прошу изучить рекомендации Управления собственной
безопасности с личным составом ОСБ, принять действенные меры на
улучшение взаимодействия и впредь не допускать нежелательных
инцидентов. Строго руководствоваться при этом требованиями
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",
Положения "О взаимодействии МВД и ГТК России в борьбе с
правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности,
пресечении незаконного вывоза и ввоза в Российскую Федерацию
оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей" (N 01-32/8062
ДСП от 14.06.94 и N 1/3217 от 11.07.94), Соглашения о
сотрудничестве и взаимодействии между ГТК и ФСБ России от
24.08.94, Приказа N 465/402 от 13 сентября 1994 года "Об
организации взаимодействия между федеральными органами налоговой
полиции Российской Федерации и таможенными органами Российской
Федерации, совместного указания ГТК России и Прокуратуры
Российской Федерации (N 23-у-2-95 и N 12/1295 от 23 октября
1995 года) и ведомственных нормативных документов.
Заместитель
Начальника Управления
ГТК России
В.В.АГЕЕВ
|