ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 1996 г. N 667
О РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 "Об утверждении
государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить структуру государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего
профессионального образования (далее - требования) и методические
рекомендации к их разработке (Приложения N N 1 и 2).
2. Учебно-методическим объединениям в срок до 30 июня 1996 г.
разработать соответствующие требования по закрепленным за ними
направлениям.
3. Исследовательскому центру проблем качества подготовки
специалистов (Селезневой Н.А.) обеспечить научно-методическое и
организационное сопровождение разработки требований.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Управление образовательно-профессиональных программ и технологий
(Татура Ю.Г.) и Управление гуманитарного образования
(Серикова В.В.).
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по высшему образованию
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение N 1
к Приказу Госкомвуза России
от 15 апреля 1996 г. N 667
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.ШАДРИКОВ
"__"_____________1996 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню подготовки магистра
по направлению _____________________
Действуют в качестве
временных требований
до введения в действие
стандарта
Москва 1996 год
1. Общая характеристика направления
(код и название направления)
1.1. Направление утверждено Приказом Государственного комитета
Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г.
N 180.
1.2. Нормативный срок освоения профессиональной
образовательной программы при очной форме обучения - 6 лет.
Квалификация (степень) - Магистр _____________________________
1.3. Проблемное поле направления (аннотированный перечень
магистерских программ направления).
______________________________________________________________
______________________________________________________________
1.4. Магистр должен быть подготовлен:
- к самостоятельной деятельности, требующей широкого
образования по направлению и углубленной профессиональной
специализации, владения навыками научно-исследовательской и
научно-педагогической работы;
- к обучению в аспирантуре.
1.5. Основные сферы профессиональной деятельности магистра:
- научные и научно-производственные учреждения и организации
любой формы собственности;
- государственные и негосударственные средние, средние
специальные и высшие учебные заведения.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по основной профессиональной
образовательной программе, обеспечивающей подготовку
магистра по направлению (код и название направления)
Основная профессиональная образовательная программа,
обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения
бакалавра и программы специализированной подготовки.
2.1. Общие требования к образованности магистра
Общие требования к образованности магистра определяются
содержанием аналогичного раздела требований к обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и требованиями,
связанными со специализированной подготовкой.
Магистр по направлению _____________ должен быть широко
эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть
методологией научного творчества, современными информационными
технологиями, методами получения, обработки и хранения научной
информации, быть готовым к научно-исследовательской и научно -
педагогической деятельности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
2.2.1. Требования к знаниям и умениям по
дисциплинам программы обучения бакалавра
Требования к знаниям и умениям по дисциплинам программы
обучения бакалавра изложены в Государственном образовательном
стандарте высшего профессионального образования в части
"Требований к обязательному минимуму содержания и уровню
подготовки бакалавра по направлению ___________________",
утвержденных________________________
2.2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
образовательной части программы специализированной
подготовки
2.2.2.1. Требования по гуманитарным
и социально-экономическим дисциплинам
______________________________________________________________
2.2.2.2. Требования по математическим
и естественнонаучным дисциплинам
______________________________________________________________
2.2.2.3. Требования по дисциплинам направления
______________________________________________________________
2.2.2.4. Требования по специальным дисциплинам
Требования к образовательной части программы
специализированной подготовки по специальным дисциплинам
определяются вузом при реализации конкретной магистерской
программы.
2.3. Требования к знаниям и умениям
по научно-исследовательской части программы
специализированной подготовки
Магистр должен уметь:
- формулировать задачи исследования;
- формировать план исследования;
- вести библиографическую работу с привлечением современных
информационных технологий;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач
конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и
осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов,
рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и
печати.
3. Обязательный минимум содержания основной
профессиональной образовательной программы,
обеспечивающей подготовку магистра
по направлению_______________
----------T----------------------------------------T-------------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Объем в часах¦
+---------+----------------------------------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+----------------------------------------+-------------+
¦ Обязательный минимум содержания ¦
¦ программы обучения бакалавра ¦
¦ ¦
¦ Обязательный минимум содержания программы обучения бакалавра¦
¦определен в Государственном образовательном стандарте высшего¦
¦профессионального образования в части "Требований к¦
¦обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра¦
¦по направлению _________", утвержденных_____________ ¦
¦ 8000 ¦
¦ ¦
¦ Обязательный минимум содержания программы ¦
¦ специализированной подготовки ¦
¦ ¦
¦ГСЭ-М.00 ¦ Гуманитарные и социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦ дисциплины ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ-М.01 ¦ Методология научного творчества ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ-М.02 ¦ Философские вопросы естественных, ¦ ¦
¦ ¦ гуманитарных и технических наук ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ГСЭ-М.03 ¦ _______________________________________¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН-М.00 ¦ Математические и естественные ¦ ¦
¦ ¦ дисциплины ¦ 72 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН-М.01 ¦ Компьютерные технологии в науке и ¦ ¦
¦ ¦ образовании ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН-М.00 ¦ Дисциплины направления ¦ 150 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН-М.01 ¦ Современные проблемы науки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН-М.02 ¦ История и методология науки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН-М.03 ¦ _______________________________________¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД-М.00 ¦ Специальные дисциплины ¦ 1400 ¦
¦ ¦
¦ Обязательный минимум содержания специальных дисциплин ¦
¦ определяется требованиями к профессиональной специализации ¦
¦ магистра при реализации конкретной магистерской программы ¦
¦ ¦
¦ДВ-М.00 ¦ Дисциплины по выбору ¦ 446 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИР-М.00 ¦ Научно-исследовательская работа ¦ 2268 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИР-М.01 ¦ Научно-исследовательская работа ¦ ¦
¦ ¦ в семестре ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИР-М.02 ¦ Практики: ___ нед. - ___ часов ¦ ¦
¦ ¦ - научно-исследовательская ¦ ¦
¦ ¦ - научно-педагогическая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦НИР-М.02 ¦ Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+---------+----------------------------------------+-------------+
¦Всего часов по программе специализированной ¦ ¦
¦подготовки ¦ 4536 ¦
+--------------------------------------------------+-------------+
¦Общий объем часов, включая программу подготовки ¦ ¦
¦бакалавра ¦ 12536 ¦
L--------------------------------------------------+--------------
Итоговая государственная аттестация:
Защита выпускной квалификационной работы
Профессиональная образовательная программа подготовки
магистров составлена исходя из следующих данных:
- всего недель на освоение программы обучения бакалавра - 200;
- всего недель на освоение программы специализированной
подготовки - 100, включая:
- общий объем нагрузки студентов - магистрантов - примерно
4536 час. (84 нед.), из них: теоретическое обучение и
научно-исследовательская работа в семестре (_____ нед.);
научно-исследовательская и научно-педагогическая практика
(__ нед.); подготовка магистерской диссертации (__ нед.);
- каникулы (__ нед.);
- итоговая государственная аттестация (__ нед.);
- отпуск после окончания вуза (4 нед.)
5. Примечания
1. При реализации программы специализированной подготовки: вуз
(факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала (для циклов дисциплин - в пределах 10%).
1.2. Осуществлять преподавание дисциплин, входящих в цикл, в
виде авторских курсов, обеспечивающих реализацию минимума
содержания дисциплин, определяемого данным документом.
1.3. Устанавливать соотношение объемов между
научно-исследовательской и научно-педагогической практиками.
2. Максимальный объем нагрузки студента, включая все виды его
учебной, научно-исследовательской и научно-педагогической работы,
не должен превышать 54 часов в неделю, при этом максимальный объем
аудиторных занятий студента не должен превышать 14 часов в неделю
в среднем за весь период обучения.
3. Студентам предоставляется возможность для занятий
физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю и иностранным
языком.
4. Дисциплины по выбору студента могут быть ориентированы как
на удовлетворение его образовательных потребностей, так и на
получение конкретных знаний в сфере будущей профессиональной
деятельности; они устанавливаются вузом (факультетом) при
реализации конкретной магистерской программы.
5. В период действия данного документа Перечень магистерских
программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
6. Студентам предоставляется возможность за счет дисциплин по
выбору без увеличения общего объема часов, отводимых на освоение
материала, выполнить Государственные требования к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей
школы".
Приложение N 2
к Приказу Госкомвуза России
от 15 апреля 1996 г. N 667
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебно-методические объединения устанавливают федеральный
компонент государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования, который определяет государственные
требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по
конкретным направлениям.
В связи с этим Госкомвуз России считает необходимым дать
некоторые методические рекомендации УМО к разработке отдельных
положений требований.
В общей характеристике направления при обозначении
квалификации (степени) после слова "Магистр" (п. 1.2) делается
дополнение в соответствии с приложением к Инструкции "О порядке
заполнения и выдачи государственных документов о высшем
профессиональном образовании лицам, окончившим образовательные
учреждения высшего профессионального образования Российской
Федерации".
Характеристика проблемного поля направления (п. 1.3) дается в
форме аннотированного перечня магистерских программ. Под
магистерской программой понимается актуальная крупная научная
проблема направления. Перечень магистерских программ характеризует
проблемное поле направления. Аннотация магистерской программы
обрисовывает проблемное поле программы.
Данные о подготовленности и основных сферах профессиональной
деятельности магистра (п. п. 1.4 и 1.5) могут быть отражены с
учетом специфики направления.
При разработке п. п. 2 и 3 требований учебно-методические
объединения имеют право с учетом специфики направлений:
- объединять циклы дисциплин при сохранении общего объема
часов, отводимых на их освоение;
- определять общую трудоемкость образовательной программы,
продолжительность и структуру практик, объем каникулярного времени
(но не менее объема, установленного ГОСом);
- вводить в состав итоговой государственной аттестации
итоговые экзамены по отдельным дисциплинам, а также итоговый
междисциплинарный экзамен по направлению.
Указанные в требованиях виды аттестационных испытаний будут
являться обязательными для всех вузов, при этом к требованиям
должна прилагаться краткая программа экзамена.
Требования к магистерской диссертации будут указаны в
документе, определяющем общие требования к выпускной
квалификационной работе. Тем не менее Учебно-методические
объединения при разработке ГОСов имеют право вносить свои
предложения по этому вопросу.
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|