ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 АПРЕЛЯ 1996 Г. N 464 Г. МОСКВА
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ" НА 1996 - 2000 ГОДЫ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу
"Внутренние водные пути России" на 1996 - 2000 годы (далее
именуется - Программа).
2. Определить Министерство транспорта Российской Федерации
государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации: включить Программу в перечень
федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет
средств федерального бюджета;
при разработке прогнозов социальноэкономического развития
Российской Федерации, проектов федеральных бюджетов
предусматривать выделение средств для реализации Программы, имея в
виду, что объемы и источники финансирования работ по Программе
определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных
программ.
4. Министерству транспорта Российской федерации, Министерству
финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской
Федерации при разработке ежегодно проектов бюджета Федерального
дорожного фонда Российской Федерации предусматривать выделение
субвенций на ремонт и содержание гидротехнических сооружений,
находящихся на балансе государственных бассейновых управлений
водных путей и судоходства Министерства транспорта Российской
Федерации и используемых в качестве автодорожных переходов через
водные пути.
5. Министерству транспорта Российской федерации и Министерству
топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с
Министерством экономики Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации установить порядок покрытия затрат,
связанных с поддержанием устойчивости шлюзов и дамб, входящих в
напорный фронт комплексных гидроузлов и находящихся на балансе
государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства
Министерства транспорта Российской Федерации.
6. Министерству транспорта Российской Федерации и Комитету
Российской Федерации по водному хозяйству в соответствии со
статьей 87 Водного кодекса Российской Федерации в 3-месячный срок
представить в Правительство Российской Федерации перечень водных
объектов, включенных в состав судоходных водных путей,
предоставляемых в особое пользование государственным бассейновым
управлениям водных путей и судоходства и государственному
предприятию "Канал имени Москвы" Министерства транспорта
Российской Федерации.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации привлекать собственные бюджетные средства и
внебюджетные источники финансирования на содержание водных путей,
имеющих также и региональное значение.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин
Федеральная целевая программа
"Внутренние водные пути России на 1996-2000 годы"
Федеральная целевая программа "Внутренние водные пути России"
на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана во
исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 19
августа 1992 г. N 602 "О мерах по реализации Программы углубления
экономических реформ" (Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 725).
Судоходные водные пути России в настоящее время имеют
протяженность 93,8 тыс.км и являются важнейшей частью транспортной
инфраструктуры государства. Перечень судоходных водных путей,
отнесенных к федеральной собственности, приведен в приложении N 1.
На них расположены более 700 гидротехнических сооружений, в том
числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции,
гидроэлектростанции, плотины, дамбы,водосбросы и водоспуски.
Уникальные межбассейновые соединения - Беломорско - Балтийский
канал, Волго-Донской канал, канал имени Москвы, Волго-Балтийский
водный путь, каскад гидроузлов на реках Волге, Каме, Дону -
создали единую глубоководную систему европейской части страны,
связывающую Белое, Балтийское, Каспийское и Черное моря. На реках
и каналах работают свыше 3000 единиц технического флота, в том
числе 270 уникальных земснарядов.
Основные фонды путевого хозяйства оцениваются в 10,5 триллиона
рублей. Средняя численность работающих составляет около 25 тыс.
человек.
Работы по содержанию сети водных путей в эксплуатационном
состоянии выполняют 14 государственных бассейновых управлений
водных путей и судоходства и государственное предприятие "Канал
имени Москвы".
На них возложены следующие основные функции:
эксплуатация и развитие федеральных водных путей и
гидротехнических сооружений;
государственное региональное регулирование работы речного
транспорта;
контроль за обеспечением безопасности судоходства на
внутренних водных путях, экологической и пожарной безопасности;
надзор за технической эксплуатацией объектов речного
транспорта, находящихся в федеральной собственности;
осуществление дипломирования плавсостава, лицензирование
эксплуатационной деятельности на речном транспорте;
координация работ по ликвидации последствий аварий.
1. Современное состояние и проблемы
развития внутренних водных путей России
По внутренним водным путям России осуществляются речные
перевозки на всей территории Российской Федерации. Особенно
существенно их значение при доставке грузов в районы Севера,
Сибири и Дальнего Востока. Созданы условия для развития
внешнеэкономических связей в области речных перевозок.
Внутренние водные пути России являются федеральной
собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из
федерального бюджета. Однако ежегодное сокращение затрат на
содержание водных путей и гидросооружений привело к сокращению
объемов землечерпательных работ, уменьшению глубин на судовых
ходах, протяженности обслуживаемых судоходных трасс (на 6,2 тыс.
км) и, как следствие, к снижению безопасности судоходства. В
меженный период полностью прекращалось судоходство на реках
Северной Двине, Вычегде, Печоре, Алдане, Вилюе, Витиме и других.
На водных путях протяженностью почти 25 процентов общей
протяженности водных путей прекращено ночное судоходство. В таких
условиях не исключена возможность возврата русел рек на отдельных
участках к бытовому состоянию.
Все гидросооружения имеют срок эксплуатации от 40 до 100 лет.
Беломорско-Балтийский канал с деревянными камерами и плотинами
введен в эксплуатацию в 1933 году, канал имени Москвы - в 1937
году, Волго-Донской канал - в 1952 году, Северо-Двинская
шлюзованная система введена в эксплуатацию в 1828 году. Анализ
технического состояния показывает, что за время эксплуатации
(особенно в 1991 - 1995 годах) произошло значительное ухудшение
эксплуатационных параметров, определяющих устойчивость и
надежность работы гидросооружений, так как государственные
капитальные вложения на реконструкцию (восстановление) и
ассигнования на текущий ремонт сооружений резко сократились. При
этом амортизационные отчисления на полное восстановление основных
фондов путевого хозяйства не производятся.
Дальнейшее снижение финансирования приведет к аварийным
ситуациям на сооружениях напорного фронта, срыву
планово-предупредительного ремонта металлоконструкций
гидросооружений, нарушению стандартов содержания навигационного
оборудования судовых ходов.
Сложное положение создалось с флотом, обеспечивающим
поддержание габаритов судовых ходов и работу на них навигационного
оборудования. Средний износ земснарядов составляет 84 процента. Из
общего количества земснарядов 103 единицы (40 процентов) полностью
амортизированы. Теплоходы, обслуживающие путевую обстановку, и
шаланды имеют износ более 80 процентов, мотозавозни полностью
амортизированы. Приобретение нового флота прекращено.
Технологическая связь речного транспорта создавалась в 1930-е
годы одновременно с внедрением диспетчерской службы. Техническое
состояние многих участков проводной связи, парка телефонных
станций, другого оборудования и устройств не отвергает современным
требованиям.
Решение проблемы обеспечения устойчивого функционирования
судоходных путей и гидросооружений, а также создание необходимых
условий безопасного судоходства предусматриваются при реализации
Программы.
2. Цели и задачи Программы.
Сроки ее реализации
Целью Программы является создание необходимых условий для
сохранения существующей сети судоходных путей, безопасного
судоходства и безаварийной эксплуатации напорных гидротехнических
сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транспорта.
Программа представляет собой комплекс научно-технических,
социально-экономических, организационных и других мероприятий,
направленных на совершенствование транспортноэксплуатационного
состояния сети водных путей за счет:
реконструкции гидросооружений и перевооружения насосных
станций и ГЭС;
обновления и модернизации парка флота путевого хозяйства;
технического перевооружения и реконструкции системы
технологической связи;
создания и внедрения новых образцов навигационного
оборудования;
государственной поддержки социальной сферы и кадрового
обеспечения.
Программа рассчитана на 1996 - 2000 годы.
3. Система программных мероприятий
В целях реализации Программы предусматривается осуществить
мероприятия по следующим направлениям:
реконструкция гидротехнических сооружений;
содержание и усовершенствование навигационного оборудования;
модернизация и строительство флота путевого хозяйства;
реконструкция, развитие и техническое переоснащение
технологической связи;
кадровое обеспечение и развитие социальной сферы;
содержание внутренних водных путей, гидросооружений и
технологической связи;
научно-техническое обеспечение программных мероприятий.
Значительный срок службы гидросооружений, интенсивная
эксплуатация, волновое и ледовое воздействие на элементы
конструкций сказались на их техническом состоянии. Увеличение
габаритов и грузоподъемности судов (в 2 - 5 раз), повышение
скорости их движения по сравнению с показателями, предусмотренными
при проектировании, ускоряют разрушение сооружений. В результате
обследований установлено, что на большинстве гидросооружений
выработан безопасный ресурс электромеханического оборудования,
металлоконструкций ворот и затворов, в бетонных конструкциях
появились трещины.
Для восстановления устойчивости и эксплуатационной надежности
гидросооружений необходимо осуществить:
реконструкцию шлюзов, плотин, причальных устройств;
восстановление устойчивости стен камер шлюзов;
реконструкцию и замену металлоконструкций ворот, их
опорно-ходовых узлов, механизмов;
модернизацию электромеханического оборудования и замену
кабельных линий;
техническое перевооружение насосных станций;
крепление откосов каналов, плотин, дамб;
реконструкцию Кочетовского гидроузла (р. Дон), введенного в
эксплуатацию в 1914 году;
реконструкцию Городецкого шлюза (р. Волга).
В области содержания и развития навигационного оборудования
предусматривается:
содержание и создание навигационных знаков на основе
современных технологий;
создание новой светосигнальной аппаратуры на современной
элементной базе;
приобретение новых обстановочных теплоходов взамен
списываемых;
переиздание картографической продукции.
В области развития флота путевого хозяйства предусматривается
строительство:
33 земснарядов суммарной производительностью до 20 тыс.куб.м в
час взамен отслуживших нормативные сроки эксплуатации земмашин;
303 самоходных и несамоходных судов;
29 плавсредств экологического назначения, в том числе 7 единиц
самоходных очистительных станций комплексного назначения для
приема и переработки загрязнений в местах отстоя флота и 22 единиц
самоходных очистительных станций для сбора с судов загрязнений и
передачи их на специализированные причалы.
Предусматривается реконструкция и модернизация линий связи, а
также создание системы спутниковой связи.
В области кадрового обеспечения и развития социальной сферы
планируется:
продолжить подготовку в вузах и речных училищах
высококвалифицированных кадров для эксплуатации водных путей,
гидросооружений и средств связи;
в целях закрепления профессиональных кадров ввести в
эксплуатацию 80 тыс. кв.м жилой площади, используя для этого
собственные доходы государственных бассейновых управлений водных
путей и судоходства и кредиты;
в отдаленных пунктах нахождения гидроузлов шире осуществлять
строительство служебного жилья;
продолжить передачу жилья и объектов социального и
культурно-бытового назначения в муниципальную собственность.
Ограничение ассигнований на содержание путевого хозяйства
создает предпосылки для увеличения количества аварий на внутренних
водных путях, снижения эффективности управления транспортным
процессом и сокращения объема транспортных услуг. В связи с этим
планируется:
поддержание существующей судоходной сети водных путей в
эксплуатационном состоянии за счет комплекса путевых работ и
восстановительного ремонта гидросооружений;
обеспечение охраны водной среды от загрязнений;
навигационное содержание технического, вспомогательного флота
и плавсредств экологического назначения;
рациональное использование водных ресурсов;
изучение и анализ процессов, происходящих в руслах рек, для
оптимизации габаритов судовых ходов и их устойчивости;
развитие средств связи и радионавигации.
В области научно-технического обеспечения программных
мероприятий планируется:
разработать новые и уточнить действующие нормативнотехнические
и правовые документы, регламентирующие деятельность
государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства;
провести комплекс научноисследовательских и
опытноконструкторских работ, связанных с эксплуатацией и развитием
водных путей, реконструкцией гидротехнических сооружений и
установленного на них электромеханического оборудования,
модернизацией технического флота, знаков навигационного
ограждения, светосигнальной аппаратуры, переизданием
картографических материалов, разработкой новых систем средств
связи и радионавигации;
создать научно-технический центр для выполнения комплекса
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в
путевом хозяйстве.
Показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы финансирования Программы определены по перечню
приоритетных мероприятий, необходимых для сохранения устойчивости
и эксплуатационной надежности водных путей и сооружений на них,
обеспечения безопасных условий судоходства.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы
составляет 9086,6 млрд. рублей, в том числе 5890,6 млрд. рублей за
счет средств федерального бюджета и 3196 млрд. рублей за счет
собственных средств и других источников финансирования.
Объем ассигнований на 1996 год составляет 895,5 млрд. рублей,
в том числе 690,5 млрд. рублей за счет средств федерального
бюджета и 205 млрд. рублей за счет собственных средств и других
источников финансирования.
Объемы и источники финансирования работ по Программе на
последующие годы определяются ежегодно при формировании
федерального бюджета в порядке, установленном для федеральных
целевых программ.
В объем капитальных вложений помимо затрат на программные
мероприятия включена стоимость приобретения оборудования, не
входящего в сметы строек.
Источниками финансирования Программы являются средства
федерального бюджета, собственные средства государственных
бассейновых управлений водных путей и судоходства и предприятий
связи, инвестиции отрасли, государств - участников СНГ и других
инвесторов, субвенции Федерального дорожного фонда Российской
Федерации, средства Фонда возрождения торгового флота России,
бюджеты субъектов Российской федерации, местные бюджеты и другие
привлеченные средства.
При этом предусматривается участие гидроэлектростанций в
покрытии части затрат, связанных с поддержанием устойчивости
шлюзов и дамб, входящих в напорный фронт комплексных гидроузлов и
находящихся на балансе государственных бассейновых управлений
водных путей и судоходства, а также выделение из Федерального
дорожного фонда Российской Федерации субвенций на ремонт и
содержание гидротехнических сооружений, используемых в качестве
автодорожных переходов через водные пути.
В настоящее время работы по сети водных путей финансируются за
счет федерального бюджета в размере 86 процентов. По мере
выполнения работ по Программе появится заинтересованность
инвесторов, будут привлечены средства альтернативных источников
финансирования, и удельный вес бюджетного финансирования
уменьшится до 59 процентов к 2000 году. Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы по направлениям и в целом
даны в приложении N 3.
Для реализации программных мероприятий предусмотрено
формирование государственного заказа на материально-технические
ресурсы в соответствии с порядком закупки и поставки продукции для
федеральных государственных нужд, установленным постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О
реализации Федерального закона "О поставках продукции для
федеральных государственных нужд".
Осуществление программных мероприятий потребует привлечения
дополнительных трудовых ресурсов в первую очередь в
строительно-монтажные организации, занимающиеся реконструкцией и
строительством гидротехнических сооружений, насосных станций,
объектов связи, что будет способствовать решению социальных
проблем отдельных регионов Российской Федерации.
Основным резервом работников путевого хозяйства могут быть
специалисты, потерявшие работу в других отраслях, уволенные в
запас военнослужащие, переселенцы, а также прошедшие
переподготовку работники речного транспорта.
Система информационного обеспечения Программы обеспечит ее
реализацию и контроль на всех стадиях управления, включая
планирование, исполнение, корректировку и получение данных о
выполнении плановых заданий.
Территориальные органы управления путевым хозяйством
представляют статистическую информацию в органы государственной
статистики, Министерство транспорта Российской Федерации и
Министерство экономики Российской Федерации.
5. Механизмы реализации Программы
В качестве основных механизмов реализации программных
мероприятий будут использованы:
законодательно-правовая база и нормативные документы;
бюджетное финансирование, собственные средства предприятий и
учреждений и другие источники финансирования;
взаимодействие с предприятиями различных форм собственности.
6. Социально-экономическая эффективность
Программы
Принятая в Программе концепция поэтапного совершенствования и
реконструкции сети внутренних водных путей к 2000 году позволит:
увеличить объем перевозок грузов речным транспортом с 136 млн.
тонн в 1995 году до 300 млн. тонн, в том числе внешнеторговых
грузов соответственно с 20 до 26 млн. тонн;
обеспечить стабильный завоз грузов в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности;
последовательно переключить с морских на устьевые речные порты
основные грузопотоки в объеме 10 - 12 млн. тонн в год;
предотвратить ущерб, связанный с возможной потерей напорного
фронта гидротехнических сооружений и сбросом воды водохранилищами;
повысить надежность водообеспечения городов, выработки
электроэнергии, обеспечить нормальные условия эксплуатации
канализационных выпусков, дюкеров и теплотрасс.
В результате реализации программных мероприятий в европейской
части страны будет в основном завершено создание единой
глубоководной системы с гарантированными глубинами для судоходства
4 м (при современных 3,2 - 3,3 м), что позволит эксплуатировать
крупнотоннажный флот грузоподъемностью 5 - 6 тыс. тонн и сократить
тем самым его потребность на перевозки. Характеристика сети
внутренних водных путей на 2000 год после реализации Программы
приведена в приложении N 4.
Прямой (отраслевой) экономический эффект при освоении
прогнозируемых на 1996 - 2000 годы объемов перевозок грузов
составит около 760 млрд. рублей.
7. Управление реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Формы и методы организации управления реализацией Программы
определяются государственным заказчиком. Текущее управление
осуществляется дирекцией Программы, формируемой государственным
заказчиком.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на
реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые
показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм
реализации Программы.
|