ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10.04.96 N 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРГАНИЗУЕМЫХ В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об
образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов" Государственный
комитет Российской Федерации по высшему образованию ПОСТАНОВЛЯЕТ
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных
подразделениях дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и
средних специальных учебных заведениях.
2. Признать не действующим в Российской Федерации с 1 сентября
1996 г. приказ Гособразования СССР от 03.03.89 N 164 "Об
утверждении положения о специальном факультете по переподготовке
кадров".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя председателя Госкомвуза России В.Д.Шадрикова.
Председатель
В.Г.Кинелев
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации
14 мая 1996 г. Регистрационный N 1083
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРГАНИЗУЕМЫХ
В ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Образовательные учреждения высшего и среднего
профессионального образования наряду с основными образовательными
программами могут реализовывать образовательные программы
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов в целях повышения их профессиональных
знаний, совершенствования деловых качеств, подготовки к выполнению
новых трудовых функций.
2. Образовательные программы повышения квалификации и
переподготовки специалистов в высших и средних специальных учебных
заведениях осуществляют создаваемые для этих целей структурные
подразделения, к которым относятся:
в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования:
факультеты (центры на правах факультетов* повышения
квалификации специалистов, факультеты по переподготовке
специалистов с высшим образованием;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов;
курсы повышения квалификации специалистов предприятий
(объединений), организаций и учреждений;
в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования:
отделения по переподготовке специалистов со средним
профессиональным образованием, курсы повышения квалификации
специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.
Структурные подразделения дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов, организуемые в
высших и средних специальных учебных заведениях, не являются
юридическими лицами.
3. Общими задачами структурных подразделений по переподготовке
и повышению квалификации специалистов являются:
удовлетворение потребностей специалистов предприятий
(объединений), организаций и учреждений в получении новых знаний о
достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры,
передовом отечественном и зарубежном опыте;
проведение повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого
населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых
трудовых функций;
консультационная деятельность.
4. Помимо перечисленных задач:
факультеты по переподготовке специалистов с высшим
образованием проводят переподготовку специалистов для получения
ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося
высшего профессионального образования в соответствии с
государственными образовательными стандартами;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов осуществляют:
координацию деятельности учебных заведений и подразделений
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов региона независимо от их ведомственной подчиненности;
научно-методическое руководство региональной сетью учебных
заведений и подразделений повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов;
изучение состояния региональной сети учебных заведений и
подразделений повышения квалификации и переподготовки кадров и
перспектив ее развития;
обобщение и распространение новейшего опыта организации
учебного процесса, научно-методической работы, прогрессивных форм
и методов обучения.
Отделения по переподготовке специалистов со средним
профессиональным образованием проводят переподготовку специалистов
со средним профессиональным образованием для получения ими новой
специальности или квалификации на базе имеющегося среднего
профессионального образования в соответствии с государственными
образовательными стандартами.
5. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в
соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях
высшего, среднего и соответствующего дополнительного
профессионального образования, утвержденными постановлениями
Правительства Российской Федерации, уставами образовательных
учреждений и настоящим Положением.
6. Структурные подразделения реализуют дополнительные
образовательные программы, к которым относятся повышение
квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка,
переподготовка специалистов, порядок и условия проведения которых
устанавливаются Типовым положением об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов.
7. Структурные подразделения создаются, реорганизуются и
ликвидируются:
факультеты (центры на правах факультетов), курсы повышения
квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и
учреждений, факультеты по переподготовке специалистов с высшим
образованием в высших учебных заведениях - приказом ректора вуза
на основании решения ученого совета с последующим уведомлением
учредителя образовательного учреждения;
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов - органами
исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные
учреждения высшего профессионального образования, по согласованию
с Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию на основании решения учебного совета высшего учебного
заведения;
отделения по переподготовке специалистов со средним
профессиональным образованием, курсы повышения квалификации
специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования
- приказом руководителя образовательного учреждения на основании
решения совета с последующим уведомлением учредителя
образовательного учреждения.
8. Структурные подразделения повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов организуются в
образовательных учреждениях, располагающих для этих целей
соответствующей материально-технической базой, современным
оборудованием и высококвалифицированными научно-педагогическими
(педагогическими) кадрами.
Образовательные учреждения, имеющие в своем составе
структурные подразделения повышения квалификации, профессиональной
переподготовки и переподготовки специалистов,обеспечивают
необходимые условия для их деятельности, выделяют и закрепляют
штаты, аудиторный и лабораторный фонд и места для проживания
слушателей в общежитии.
9. Лицензирование и аккредитация структурных подразделений
осуществляются в составе высших и средний специальных учебных
заведений.
10. Для негосударственных образовательных учреждений высшего и
среднего профессионального образования настоящее Типовое положение
является примерным.
II. УПРАВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫМИ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
11. Управление структурными подразделениями осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами
образовательных учреждений, в которых они организованы.
12. Общее руководство деятельностью структурных подразделений
осуществляют руководители образовательных учреждений, которые:
утверждают составы государственных аттестационных комиссий,
структуру, штаты и смету расходов структурных подразделений;
обеспечивают закрепление аудиторий, учебных кабинетов и
лабораторий, лимитов на издание и тиражирование учебной, научной и
методической литературы;
предоставляют слушателям возможность пользоваться библиотекой,
читальными залами, вычислительными центрами,
спортивно-оздоровительной базой и медицинскими учреждениями.
13. Непосредственное руководство деятельностью факультетов
(центров) повышения квалификации и факультетов по переподготовке
специалистов с высшим образованием осуществляют деканы
факультетов, избираемые ученым советом в порядке, предусмотренном
уставом вуза.
14. Руководство деятельностью межотраслевого регионального
центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов, курсы повышения квалификации осуществляет директор,
назначаемый руководителем образовательного учреждения, в котором
организовано структурное подразделение.
15. Руководство деятельностью отделения переподготовки
специалистов со средним профессиональным образованием осуществляет
руководитель, назначаемый директором среднего специального
учебного заведения.
16. Для обсуждения основных вопросов организации учебной,
научно-методической, информационной и издательской деятельности в
структурных подразделениях могут быть созданы соответствующие
советы, порядок и условия деятельности которых осуществляются в
соответствии с уставами высших и средних специальных учебных
заведений.
17. Функционирование структурных подразделений осуществляется
в порядке, предусмотренном уставами образовательных учреждений, в
которых они организованы. Взаимоотношения с заказчиком
определяются договором на проведение повышения квалификации или
профессиональной переподготовки слушателей, заключаемым с высшими
и средними специальными учебными заведениями.
III. СЛУШАТЕЛИ И РАБОТНИКИ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
18. Слушателями структурных подразделений являются лица,
зачисленные на обучение соответствующим приказом.
19. Слушателю на время обучения выдается справка,
свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном
образовательном учреждении.
20. Права и обязанности слушателей определяются Типовым
положением об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов, уставом, правилами внутреннего распорядка
образовательного учреждения, договором и настоящим Положением.
21. Слушатели структурных подразделений имеют право:
участвовать в формировании содержания образовательных программ
и выбирать по согласованию с соответствующими учебными
подразделениями дисциплины для факультативной и индивидуальной
форм обучения;
пользоваться в порядке, установленном уставом образовательного
учреждения, имеющейся на факультетах, кафедрах и других
структурных подразделениях образовательного учреждения
нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией
по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотеками,
информационным фондом и услугами других подразделений;
принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к
публикации в изданиях образовательного учреждения свои рефераты,
аттестационные работы и другие материалы;
обжаловать приказы и распоряжения администрации
образовательного учреждения в порядке,- установленном
законодательством Российской Федерации.
22. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной
работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту
работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом
от основной работы выплачиваются суточные по установленным для
командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также
выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за
счет средств федеральных органов исполнительной власти,
предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту
основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с
оплатой расходов за счет направляющей стороны (Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п. 26).
23. Оценка уровня знаний слушателей проводится по результатам
текущего контроля знаний, при защите дипломных, курсовых и
аттестационных работ, рефератов, сдаче экзаменов, зачетов,
проведении собеседований специально создаваемыми комиссиями,
состав которых утверждается руководителем образовательного
учреждения.
24. Освоение образовательных программ профессиональной
переподготовки завершается обязательной государственной итоговой
аттестацией слушателей. Государственная итоговая аттестация
слушателей осуществляется в порядке, установленном Положением о
порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов,
утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по
высшему образованию.
25. Слушателям, успешно завершившим обучение, выдаются
документы государственного образца.
26. При невыполнении требований учебного плана, а также при
грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель
отчисляется с выдачей соответствующей справки о пребывании на
учебе.
27. Права, обязанности, порядок приема на работу и увольнения
преподавателей и сотрудников структурных подразделений, трудовые
отношения определяются законодательством Российской Федерации.
28. Учебная нагрузка преподавателей структурных подразделений
устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой
должности и не может превышать 800 часов в один учебный год.
29. Наряду со штатными преподавателями образовательных
учреждений учебный процесс в структурных подразделениях могут
осуществлять ведущие ученые, специалисты и работники предприятий
(объединений), организаций и учреждений, представители федеральных
органов исполнительной власти на условиях совместительства или
почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
30. Численность педагогического состава структурных
подразделений устанавливается исходя из среднегодового контингента
слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен
быть на 25 проц. ниже норм, установленных для образовательных
учреждений, в которых они организованы.
IV. УЧЕБНАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
(МЕТОДИЧЕСКАЯ) И НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
31. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
специалистов осуществляются с отрывом от работы, без отрыва от
работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам
обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются
структурным подразделением в соответствии с потребностями
заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах
объемов образовательных программ, установленных Типовым положением
об образовательном учреждении дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов.
32. Объем образовательных программ переподготовки специалистов
и время для получения ими второго высшего или среднего
профессионального образования определяются исходя из необходимости
выполнения государственного образовательного стандарта по
соответствующей специальности в том же объеме и с тем же
содержанием учебных дисциплин, которые им предусмотрены.
33. Образовательные программы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются
структурными подразделениями самостоятельно с учетом потребностей
заказчика, требований государственных образовательных стандартов к
уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению
(специальности), государственных требований к содержанию
дополнительных профессиональных образовательных программ
профессиональной переподготовки и повышения квалификации,
устанавливаемых Государственным комитетом Российской Федерации по
высшему образованию.
34. Порядок утверждения учебных планов и программ повышения
квалификации, профессиональной переподготовки и переподготовки
специалистов определяется уставом образовательного учреждения.
35. Учебный процесс структурными подразделениями может
осуществляться в течение всего, календарного года.
Продолжительность учебного года определяется уставами
образовательных учреждений, в которых они организованы.
36. Устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных
работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, семинары по обмену опытом, выездные занятии, стажировка,
консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие работы.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается
академический час продолжительностью 40 - 50 минут.
37. При проведении повышения квалификации учебные группы
формируются с учетом уровня образования, занимаемой должности и
стажа практической работы слушателей.
38. Структурные подразделения выполняют научно-методическую
(методическую) работу, могут организовывать в установленном
порядке издательскую деятельность по выпуску учебных планов и
программ, конспектов лекций и другой научно-методической
литературы для слушателей.
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов может вести
научно-исследовательскую работу, тематику которой утверждает
ученый совет высшего учебного заведения, в котором он организован.
V. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
39. Координацию деятельности факультетов и отделений
переподготовки специалистов, межотраслевых региональных центров
осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по
высшему образованию.
40. Контроль за деятельностью факультетов (центров) и курсов
повышения квалификации осуществляют образовательные учреждения,
которыми они организованы.
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
41. Финансирование структурных подразделений осуществляется за
счет:
средств, поступающих за обучение по прямым договорам с
заказчиками;
бюджетных ассигнований;
средств, полученных за выполнение консультационной
деятельности, от реализации учебных, методических, научных и
других разработок;
других источников, предусмотренных законодательством.
42. Структурные подразделения в установленном порядке
отчитываются перед руководством образовательных учреждений об
итогах своей деятельности и представляют ежегодную статистическую
отчетность по форме государственного статистического наблюдения N
1-пк "Сведения о повышении квалификации и профессиональной
переподготовке специалистов".
На основании настоящего Типового положения образовательное
учреждение, в котором, организовано структурное подразделение,
разрабатывает соответствующее положение о нем, которое
утверждается руководителем образовательного учреждения.
УТВЕРЖДЕНО
постановление Государственного комитета
Российской Федерации
по высшему образованию
от 10.04.96 N 2
* далее - центры
|