ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 29 марта 1996 г. N 552
О ПИЛОТНОМ ПРОЕКТЕ "ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ В 1996 - 1999 ГОДАХ"
В целях повышения качества преподавания иностранных языков в
неязыковых вузах приказываю:
1. Утвердить пилотный проект "Изучение иностранных языков в
высшей школе России в 1996 - 1999 годах" (Приложение N 1) и смету
расходов на реализацию данного проекта (Приложение N 2).
2. Управлению экономики (Балашову Г.В.) по представлении
Управления гуманитарного образования предусмотреть в смете
расходов на централизованные мероприятия Госкомвуза России
финансирование пилотного проекта по апробации новых методов
изучения иностранных языков в соответствии с утвержденной сметой
начиная с 1 апреля 1996 года.
3. Управлению бухгалтерского учета и финансового контроля
(Кокодееву С.Н.) перечислять поквартально Московскому
государственному лингвистическому университету (Халеевой И.И.)
необходимые для реализации пилотного проекта финансовые средства в
пределах сметы расходов, предусмотренных п. 2 приложения N 1 к
Приказу Госкомвуза России от 16.02.96 N 294.
4. Ректору Московского государственного лингвистического
университета Халеевой И.И. ежеквартально, за 10 дней до окончания
квартала, представлять в Госкомвуз России отчеты о проделанной
работе и использовании выделенных средств и заявку на выделение
средств на очередной квартал, согласованные с Управлением
гуманитарного образования (Сериковым В.В.) и Управлением
бухгалтерского учета и финансового контроля (Кокодеевым С.Н.).
5. Управлению гуманитарного образования (Серикову В.В.)
провести работу по организационному обеспечению реализации
пилотного проекта.
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя
председателя В.Д. Шадрикова.
Первый заместитель Председателя
Госкомвуза России
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение N 1
к Приказу Госкомвуза России
от 29 марта 1996 г. N 552
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
В 1996 - 1999 ГОДАХ
1. Обоснование проекта
Открытость современного российского общества, рост интереса к
изучению иностранных языков, расширение деловых и иных контактов
нашей страны со странами мирового сообщества порождают потребность
в академической мобильности, в специалистах, свободно владеющих
иностранными языками, в повышении иноязычной коммуникативной
компетентности граждан в целом.
Однако состояние изучения иностранных языков в системе высшего
образования в настоящее время не отвечает требованиям, вытекающим
из целей интеграции российской высшей школы в мировое
образовательное сообщество. Не обеспечивается тот уровень владения
языками, который определен в требованиях государственных
стандартов. Выпускники вузов в своем большинстве не могут читать
иностранную литературу, осуществлять общение на иностранном языке,
вести беседы на повседневные и профессиональные темы, не говоря
уже об умении составить на иностранном языке деловое письмо или
реферат профессионально ориентированного материала.
В то же самое время руководство многих вузов не осознает в
полной мере практической, воспитательной и образовательной
значимости дисциплины "Иностранный язык", что также снижает
эффективность обучения языку.
Ситуация усугубляется тем, что в высшей школе наметился
массовый отток квалифицированных кадров, особенно с кафедр
иностранных языков, причиной чего, в основном, является низкая
заработная плата. Наблюдается также недостаток в современной
учебно-методической литературе (учебниках, словарях, учебных
пособиях), а также в технических средствах обучения, которые
призваны существенно повысить эффективность обучения. Широкое
распространение в неязыковом вузе получает негативная тенденция
сокращения количества учебных аудиторных часов на изучение
иностранного языка (180 - 240 аудиторных часов на весь курс
обучения).
Сегодня, когда можно констатировать признание на
государственном уровне роли иностранного языка как действенного
фактора социально-экономического, научно-технического и
общекультурного прогресса общества, свидетельством чему является,
в частности, новый государственный образовательный стандарт,
необходим коренной пересмотр места учебной дисциплины "Иностранный
язык" в системе вузовского образования. Такой пересмотр не только
нужен, но и возможен, поскольку к настоящему времени имеется целый
ряд фундаментальных исследований в области обучения иностранным
языкам, результаты которых не используются в учебном процессе.
Так, можно считать достаточно разработанными следующие аспекты
обучения: программное обеспечение курса иностранного языка для
вузов неязыковых специальностей, методика проведения занятий и
контроля за их качеством. Кроме того, имеются серьезные достижения
в обучении различным видам речевой деятельности (чтение,
говорение, аудирование, письмо).
В ряде вузов работают кадры высшей квалификации, способные не
только эффективно вести практические занятия, но и продолжать
научно-исследовательскую деятельность. Ими разработаны
методические рекомендации по оптимизации обучения иностранному
языку, учитывающие передовой отечественный и зарубежный опыт.
Новый подход к обучению иностранному языку в неязыковых вузах
предполагает приведение содержания, организации и результатов
обучения в соответствие с социальным заказом, что означает
следующее:
- умение работать с литературой на иностранном языке для
своевременного знакомства с новыми технологиями, открытиями,
изобретениями;
- ориентацию в тенденциях современного развития науки и
техники и т.д.;
- способность осуществлять с зарубежными партнерами устные и
письменные контакты как общегуманитарного, так и профессионального
характера;
- владение необходимыми культурологическими и страноведческими
знаниями, а также нормами межкультурного общения.
Для достижения поставленной цели необходимо создать такие
условия, как:
1. Введение обоснованной психологическими, социологическими и
методическими исследованиями сетки аудиторных часов по курсу
иностранного языка в неязыковом вузе в объеме 500 - 600 часов.
2. Обеспечение учебного процесса дидактическими материалами, а
именно: учебниками и учебными пособиями нового типа, современной
периодической зарубежной литературой по специальности, материалами
для тестового контроля.
3. Оснащение кафедр иностранных языков принятой в мировой
образовательной практике техникой (с соответствующим методическим
обеспечением) для аудиторных занятий студентов и в режиме
самостоятельной работы (лингафонные кабинеты, аудио- и
видеотехника, компьютеры и т.д.).
4. Создание гибкой, разноуровневой и разноориентированной
системы обучения иностранному языку с учетом интересов,
способностей студентов, степени их обученности и специфики
профессии.
5. Установление недельной аудиторной нагрузки преподавателям
иностранных языков, включенным в реализацию пилотного проекта, на
уровне общепринятых мировых норм (10 - 12 часов в неделю) при
сохранении должностного оклада.
6. Введение систематических стажировок преподавателей в
соответствующих странах для поддержания на должном уровне языковой
квалификации.
2. Мероприятия по реализации проекта
На базе вышеизложенного представляется необходимым:
1. Создать группу по научно-методическому и организационно -
техническому осуществлению пилотного проекта.
2. Разработать концепцию и проект системы обучения
иностранному языку в неязыковом вузе с использованием современного
отечественного и зарубежного опыта.
3. Определить экспериментальные площадки для реализации
пилотного проекта на базе следующих вузов: Нижегородский
государственный университет, Санкт-Петербургский университет
экономики и финансов, Московский государственный институт стали и
сплавов (технологический университет), Московский физико -
технический институт (государственный университет), Московский
государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Марийский государственный технический университет, Иркутский
государственный университет, Волгоградский государственный
технический университет, Московский государственный авиационный
технологический университет им. К.Э. Циолковского, Дальневосточный
государственный университет, Новосибирский государственный
университет.
4. Провести семинар с организаторами пилотного проекта,
руководителями вузов и соответствующих кафедр, участвующих в нем.
5. Организовать учебу преподавателей, участвующих в реализации
пилотного проекта. В этих целях провести серию постоянно
действующих лингвистических семинаров.
6. Организовать и провести исходное тестирование с целью
определения уровня владения иностранными языками студентов вузов,
участвующих в пилотном проекте.
7. Обеспечить вузы, участвующие в пилотном проекте,
необходимыми техническими средствами обучения.
8. Обосновать и разработать новые требования к составлению
учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий,
методик, соответствующих новым подходам к обучению.
9. Создать авторские коллективы для подготовки нового
поколения комплектов учебно-методических пособий для неязыковых
вузов.
10. Осуществить меры по тиражированию и распространению
созданных и прошедших экспертизу учебно-методических пособий.
11. Организовать первичную апробацию пилотного проекта в
намеченных вузах.
12. Обеспечить проведение мониторинга и промежуточного
контроля за ходом реализации пилотного проекта.
13. Реализовать пилотный проект в намеченных вузах с учетом
результатов его первичной апробации.
14. По итогам проведения пилотного проекта представить в
Госкомвуз России отчет и апробированный комплект учебно -
методического и технологического обеспечения реализации требования
государственного образовательного стандарта по иностранному языку.
15. Для ознакомления вузовской общественности с результатами
реализации пилотного проекта провести всероссийский научно -
методический семинар.
Начальник Управления
гуманитарного образования
В.В.СЕРИКОВ
Приложение N 2
к Приказу Госкомвуза России
от 29 марта 1996 г. N 552
СМЕТА РАСХОДОВ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
"ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
РОССИИ В 1996 - 1999 ГОДАХ"
(ПО ГОДАМ, СУММА В МЛН. РУБ.)
-----------------------------T--------T--------T--------T--------¬
¦ Статья расходов ¦1996 год¦1997 год¦1998 год¦1999 год¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ 1. Изучение условий прове- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дения эксперимента в на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ меченных вузах ¦ 34,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2. Проведение семинара с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организаторами экспери- ¦ 41,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3. Исходное тестирование ¦ 9,8 ¦ 9,8 ¦ 9,8 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 4. Оплата работы экспертов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по оценке и отбору мето-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дик ¦ 6,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 5. Обучение преподавателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ новым языковым методикам¦ 234,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 6. Разработка и подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учебных материалов ¦ 54,0 ¦ 54,0 ¦ 54,0 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 7. Разработка эксперимен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тальных учебных планов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ и программ ¦ 33,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 8. Обеспечение вузов компь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ютерными классами ¦ 457,5 ¦ 792,5 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 9. Оплата работы преподава-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ телей по эксперименту ¦ ¦ 150,0 ¦ 150,0 ¦ 150,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Оплата работы экспертов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по промежуточному кон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ тролю ¦ ¦ 45,0 ¦ 45,0 ¦ 45,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Итоговое тестирование ¦ ¦ ¦ ¦ 9,8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Подготовка и издание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ итогового отчета, про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ведение всероссийского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ семинара ¦ ¦ ¦ ¦ 148,4 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ Итого: ¦ 870,0 ¦1051,3 ¦ 258,8 ¦ 353,2 ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ Общая стоимость пилотного ¦
¦ проекта: 2533,1 ¦
L-----------------------------------------------------------------
СМЕТА РАСХОДОВ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
"ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
РОССИИ В 1996 - 1999 ГОДАХ"
(ПО ГОДАМ, ПО КВАРТАЛАМ, СУММА В МЛН. РУБ.)
---------------T-----------T------------T-----------T------------¬
¦ ¦ 1996 год ¦ 1997 год ¦ 1998 год ¦ 1999 год ¦
+--------------+-----------+------------+-----------+------------+
¦I квартал ¦ ¦п. 8, п. 7, ¦п. 6, п. 3 ¦п. 9, п. 10 ¦
¦ ¦ ¦п. 6 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ ¦ 451,3 ¦ 57,5 ¦ 50,64 ¦
+--------------+-----------+------------+-----------+------------+
¦II квартал ¦п. 2, п. 5,¦п. 5, п. 9, ¦п. 9, п. 10¦п. 9, п. 10 ¦
¦ ¦п. 6, п. 8,¦п. 8 ¦ ¦ ¦
¦ ¦п. 1 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ 250,0 ¦ 275,0 ¦ 86,275 ¦ 80,0 ¦
+--------------+-----------+------------+-----------+------------+
¦III квартал ¦п. 8, п. 5,¦п. 9 ¦п. 9, п. 10¦п. 9, п. 10,¦
¦ ¦п. 7 ¦ ¦ ¦п. 11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ 270,0 ¦ 50,0 ¦ 28,75 ¦ 25,32 ¦
+--------------+-----------+------------+-----------+------------+
¦IV квартал ¦п. 8, п. 4,¦п. 10, п. 8,¦п. 9, ¦п. 9, п. 10,¦
¦ ¦п. 3, п. 6,¦п. 9, п. 3 ¦п. 10, п. 3¦п. 12 ¦
¦ ¦п. 5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(млн. руб.) ¦ 350,0 ¦ 275,0 ¦ 86,275 ¦ 197,24 ¦
+--------------+-----------+------------+-----------+------------+
¦Итого: ¦ 870,0 ¦ 1051,3 ¦ 258,8 ¦ 353,2 ¦
L--------------+-----------+------------+-----------+-------------
Начальник Управления
гуманитарного образования
В.В.СЕРИКОВ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|