МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 19 марта 1996 г. N 391/11
О ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становлению демократического государства, преодолению
кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций
отечественной духовности, нравственности, государственности,
приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует
правильно организованное гражданско - правовое образование,
которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном
единстве. От его успешности во многом зависит построение правового
государства и гражданского общества в России.
Выступая 6 марта 1996 г. на общероссийском конгрессе по
правовым вопросам, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин
отметил, что одним из обязательных условий перехода к правовому
государству является полноценное правовое воспитание граждан. В
своих решениях конгресс рекомендовал создать в школе целостную
систему правового воспитания учащихся.
Гражданско - правовое образование становится одним из основных
направлений развития гуманитарного образования.
Перспективы его развития были определены решением коллегии
Министерства образования "О стратегии развития исторического и
обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях"
(N 24/1 от 28.12.94) и конкретизированы в информационных письмах
"Об изучении Конституции Российской Федерации и гражданском
образовании" (N 151/11 от 16.02.95) и "О повышении правовой
культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и
избирательного процесса" (N 385/11 от 07.04.95).
Реализация этой стратегии в области гражданско - правового
образования начинается с детского сада и начальной школы, где
вводятся элементарные знания о демократии, правах человека,
ребенка, нормах нравственности. Впервые в истории отечественной
школы изданы учебники: "Ваши права", "Приключения маленького
человечка", "Права на каждый день" и др.
В основной школе наряду с действующими курсами "Право и
политика" (9 кл.), "Человек" (9 кл.) появился интегрированный курс
"Граждановедение" (5 - 9 кл.), состоящий из отдельных модулей:
"Российская Конституция", "Права и свободы гражданина", "Человек в
обществе", "Ответственность за правонарушения", "Введение в
обществознание" (Личность. Мораль. Право. 8 - 9 кл.). Названные
курсы получают широкое распространение во многих регионах России и
позволяют формировать у учащихся достаточно полные представления о
мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;
развивать модели поведения, мотиваций и установок, которые
способствуют участию личности в решении задач различного уровня:
от семейно - бытовых до общенациональных, государственных.
В полной средней школе гражданско - правовое образование
осуществляется на более высоком теоретическом уровне. Наряду с
интегрированными курсами "Человек и общество", "Современный мир"
широкое распространение получают профильно ориентированные курсы:
"Основы правоведения", "Политика и право", "Введение в
политологию", "Демократия: государство и общество", которые
обладают значительным воспитательным потенциалом и способствуют
подготовке к продолжению гуманитарного обществоведческого
образования.
В настоящее время разрабатывается ряд новых авторских программ
и курсов по гражданско - правовому образованию. Появился первый
опыт осуществления гражданского образования на всех ступенях
учебного процесса. В Челябинской, Тамбовской, Брянской, Тверской,
Ульяновской, Калининградской областях и других субъектах
Российской Федерации преподается курс "Граждановедение", в
Самарской области учащиеся изучают курс "Основы жизненного
самоопределения", в Нижегородской и Тюменской областях - "Основы
гражданского образования", в Москве, Московской области - "Права
человека" и т.д. В Санкт - Петербурге складывается система
правового образования в школе, позволяющая успешно решать задачи
формирования правовой культуры учащихся. Гражданско - правовое
образование строится в них с учетом национально - региональной
специфики.
Широкая педагогическая общественность проявляет интерес к
проблемам гражданско - правового образования. Создана ассоциация
учителей России "За гражданское образование". С февраля 1996 г.
стало выходить еженедельное приложение к "Учительской газете" -
"Граждановедение".
Все это позволяет построить вертикаль гражданско - правовых
знаний, которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого
правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких
нравственных качеств личности.
В соответствии с современными научными представлениями в
содержание гражданско - правового образования входят политико -
правовые вопросы, нормы конституционного и других отраслей права,
вопросы правового положения личности и межнациональных отношений,
нравственно - этические проблемы, профилактика правонарушений и
др. В последнее время выявился ряд новых курсов: "Экология",
"Экономика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др. Считаем
возможным изучение этих курсов не только как самостоятельных
предметов, но и как содержательных модулей единой системы
гражданско - правового образования.
Министерство образования Российской Федерации обращает
внимание педагогических коллективов общеобразовательных учреждений
на разумное сочетание теоретических занятий и практико -
ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время. Хорошо
известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы.
Участие старшеклассников в работе советов школ, развитие
ученического самоуправления, деятельность общественных объединений
и организаций детей, разнообразные клубы учащихся, встречи с
сотрудниками правоохранительных и судебных органов,
представителями исполнительной и законодательной властей - все это
и многое другое создает условия и может стать основой воспитания
гражданина и патриота своей страны.
Министерство образования, учитывая актуальность и большую
значимость гражданско - правового образования, рекомендует
руководителям образовательных учреждений создать условия и
содействовать становлению в общеобразовательных учреждениях
системы гражданско - правового образования, включающей курсы
политико - правовой и нравственной проблематики с 1 по 11 класс.
Возможны следующие примерные темы занятий:
1 - 4 классы: азбука нравственности; права ребенка; российское
государство и общество, символы государства, законы; главные
ценности жизни; обычаи; правила вежливости, правила поведения,
правила личной безопасности; отношения в семье и др.
5 - 7 классы: гражданин России, права и свободы человека и
гражданина, его обязанности; органы государственной власти и
управления; законы Российской Федерации; принципы и нормы
нравственности; традиции патриотизма и любви к Родине; начала
рыночной экономики; культура общения (межличностные отношения);
культура межнациональных отношений; культура мира; здоровый образ
жизни; ответственность за правонарушения; этикет; природа и
общество и др.
В 8 - 11 классах гражданско - правовая тематика представлена в
ныне действующих программах и учебниках по курсам
"Граждановедение", "Человек и общество", "Введение в
обществознание", "Основы правоведения", "Право и политика",
"Политика и право" и др.
В случае завершения перехода на новую структуру исторического
и общественного образования (см. методическое письмо МО РФ N 84-М
от 11.05.93 "О переходе на новую структуру исторического и
обществоведческого образования") считаем целесообразным
использовать выделенные дополнительно для этих целей часы (по 1
часу в 5 - 9 классах) на гражданско - правовое образование.
Министерство образования Российской Федерации в интересах
дальнейшего совершенствования и развития системы гражданско -
правового образования предполагает:
- продолжить разработку целостной концепции гражданско -
правового образования и воспитания в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях профессионального образования и
учреждениях внешкольного дополнительного образования;
- подготовить стандарты, программы, учебники и учебно -
методические комплекты по данной проблематике; разработать
рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в системе
дополнительного образования учащихся;
- создать аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы по
гражданско - правоведческим курсам;
- провести в мае 1996 г. I Всероссийскую олимпиаду по праву;
- организовать цикл передач по телевидению "Молодежь и закон"
и расширить гражданско - правовую проблематику на страницах
педагогической печати;
- в области гражданско - правового образования осуществить
подготовку и переподготовку учительских кадров, способных
применять личностно ориентированные педагогические технологии,
включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и
деловые игры.
|