ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 1996 г. N 7-4
ОБ УЧАСТИИ ЧЛЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФНПР В РАЗРАБОТКЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1996 - 1999 ГОДАХ
В Российской Федерации намечено осуществить крупномасштабную
правовую реформу. Внесены предложения о принятии в ближайшие годы
значительного количества федеральных законов. Определяются
основные меры по укреплению механизма реализации законов и
повышению правовых знаний граждан.
Федерацией Независимых Профсоюзов России накоплен определенный
опыт участия в законопроектной деятельности. Предложения ФНПР,
отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений учтены при
принятии многих российских законов в области труда, социальной
политики, экономики, развития институтов гражданского общества.
Нормотворческой деятельности способствует участие профсоюзных
организаций в подготовке правовых актов органов исполнительной
власти. Значительно расширяется практика участия профсоюзных
объединений в законопроектной деятельности в субъектах Российской
Федерации. Для более полного учета территориальных условий при
разработке законодательных актов большое значение приобретает опыт
участия представителей территориальных и первичных профсоюзных
организаций в нормотворческой деятельности органов местного
самоуправления.
Положительные начала участия профсоюзов в законотворчестве -
это ориентация на социально значимые законы, демократизм и
профессионализм законопроектного процесса, закрепление принципов
социального партнерства. Одной из основных форм согласования и
учета предложений профсоюзов и их социальных партнеров становится
предварительное рассмотрение проектов законодательных актов в
Российской и региональных трехсторонних комиссиях по регулированию
социально-трудовых отношений. Повышению уровня социальных
стандартов в российском законодательстве может содействовать
участие представителей российских профсоюзов в нормотворческой
деятельности Международной организации труда и Европейского
Совета.
Необходимость дальнейшего усиления и расширения участия
профсоюзов в развитии законодательства обуславливается объективной
потребностью в принятии новых крупных правовых мер в социально -
трудовой сфере, экономике, государственно-политической жизни.
Профсоюзные организации должны оказать содействие практическому
продвижению правовой реформы, преодолению законодательного хаоса,
правового нигилизма, нарушений прав человека, особенно в сфере
социально-трудовых отношений. Для этого необходимо определить
основные приоритеты и механизм участия профсоюзов в предстоящей
законопроектной деятельности.
Генеральный Совет ФНПР постановляет:
1. Считать одной из основных задач профсоюзных организаций,
входящих в ФНПР, участие в осуществлении правовой реформы в
Российской Федерации, придание законотворческому процессу
максимальной социальной направленности и определение социальных
приоритетов, учитывающих потребности и интересы человека труда.
Обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному
Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации
с предложениями о включении в планы законодательной деятельности и
разработки социально значимых законов и привлечении к этой работе
представителей профсоюзных организаций.
2. Признать необходимым, в первую очередь, участие профсоюзов
в разработке в 1996 - 1999 годах основных кодифицированных актов в
области труда и социальных отношений:
- Кодекса трудового права;
- Кодекса социального обеспечения;
- Жилищного кодекса.
До принятия Кодекса трудового права признать целесообразным
внесение необходимых предложений по изменениям и дополнениям в
действующий КЗоТ Российской Федерации и Закон РСФСР "О занятости
населения в РСФСР", принятие законов об оплате труда, отпусках, о
порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров, о надзоре и
контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда,
об участии работников в управлении организацией, имуществом и
прибылью коммерческой организации, о порядке привлечения и
использования иностранной рабочей силы. Способствовать ратификации
конвенций Международной организации труда по наиболее актуальным
вопросам регулирования труда и социальных отношений в Российской
Федерации.
В период разработки Кодекса социального обеспечения внести
необходимые предложения по изменениям и дополнениям в пенсионное
законодательство, принять участие в разработке проектов законов о
государственном социальном страховании, об обязательном
страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, о фондах социального назначения
(внебюджетных фондах), о государственном социальном заказе.
В связи с разработкой Жилищного кодекса подготовить
предложения по проектам Градостроительного кодекса, законов о
жилищно-коммунальном хозяйстве, о товариществах собственников
жилья.
3. Для развития основных отраслей социальной сферы признать
целесообразным разработку и принятие следующих законов:
в области образования и науки:
федеральной программы развития образования в России, о
начальном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке кадров, о среднем и дополнительном профессиональном
образовании, о высшем и послевузовском профессиональном
образовании;
о науке и государственной научно-технической политике, о
Российской академии наук, о статусе академгородка;
о внебюджетных фондах в сфере образования и науки;
в области охраны здоровья:
о государственной политике в сфере охраны здоровья граждан, об
основах деятельности государственной и муниципальной системы
здравоохранения, о правах пациентов, о лекарственных средствах;
в области культуры, туризма, спорта:
о туризме, о государственной поддержке физической культуры и
спорта, об общественных физкультурно-оздоровительных и спортивных
объединениях.
4. В целях правовой защиты женщин, семьи, молодежи признать
целесообразным принятие следующих законов:
о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин, об
основах государственной поддержки семьи, о социальном обеспечении
семьи и детей;
о социальных гарантиях учащимся и выпускникам образовательных
учреждений в Российской Федерации.
5. В целях укрепления правовых основ экономической политики и
усиления ее социальной направленности признать целесообразным
принятие следующих законов:
Гражданского кодекса (часть третья);
о доходах населения (включая вопросы установления прожиточного
минимума);
Налогового кодекса Российской Федерации, о внесении изменений
и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах;
об основах ценовой политики, о торговле;
о федеральных целевых программах, о промышленности, о
транспорте, о федеральных энергетических системах;
о лицензировании видов деятельности;
о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
о федеральных казенных предприятиях;
о производственных кооперативах;
о банкротстве;
о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации";
о регистрации юридических лиц, о регистрации недвижимого
имущества.
6. Для развития аграрных отношений в стране признать
целесообразным принятие следующих законов:
Земельного кодекса Российской Федерации;
о государственном регулировании агропромышленного комплекса и
программе стабилизации и развития агропромышленного производства в
Российской Федерации;
о крестьянском (фермерском) хозяйстве;
о садоводческих и дачных кооперативах.
7. В целях сохранения и рационального использования природных
ресурсов, обеспечения экологической безопасности признать
целесообразным принятие следующих законов:
Лесного кодекса Российской Федерации;
об экологической безопасности и государственной политике в
области экологического образования;
об экологическом страховании и возмещении ущерба здоровью и
имуществу граждан в результате техногенных аварий, катастроф и
нарушений природоохранного законодательства.
8. Для дальнейшего укрепления правовых основ государственно -
политической и общественной жизни в Российской Федерации признать
целесообразным разработку и принятие следующих законов:
о Правительстве Российской Федерации, о федеральных органах
исполнительной власти, о принципах разграничения предметов ведения
и взаимного делегирования полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, об основах
муниципальной службы в Российской Федерации;
об обращениях граждан, о петициях, о собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о политических партиях,
о союзах и ассоциациях предпринимателей.
9. В целях укрепления законности, правопорядка и безопасности
в стране признать целесообразным принятие следующих законов:
об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации;
Гражданско-процессуального кодекса;
об основах деятельности народных дружин в охране общественного
порядка;
об обороне, о гражданской обороне, об альтернативной
гражданской службе.
10. Рекомендовать членским организациям ФНПР, постоянным
комиссиям Генерального Совета ФНПР определить конкретные меры и
внести предложения по участию в разработке законодательных актов в
1996 - 1999 годах с учетом основных положений концепции правовой
реформы по развитию и совершенствованию российского
законодательства.
Исполкому Генерального Совета ФНПР утвердить состав основных
рабочих групп ФНПР по разработке предложений к проектам
федеральных законов.
11. Правовому управлению аппарата ФНПР, Академии труда и
социальных отношений, Санкт-Петербургскому гуманитарному
университету профсоюзов с участием представителей профсоюзов и
объединений профсоюзов подготовить концептуальные положения о
разработке основных кодифицированных актов в области труда и
социальных отношений, а также отдельных законов в основных
отраслях социальной сферы и экономической политики.
12. Рекомендовать территориальным профобъединениям и их
ассоциациям принять участие в разработке законодательных актов по
социальным вопросам в субъектах Российской Федерации, а также
осуществить совместную разработку модельных региональных законов.
13. Внести в Российскую трехстороннюю комиссию по
регулированию социально-трудовых отношений предложение о создании
постоянно действующей экспертной группы по подготовке заключений и
предложений к проектам законодательных актов, затрагивающим
социально-трудовые права работников.
14. Ввести в практику работу Исполкома Генерального Совета
ФНПР, коллегиальных органов членских организаций ФНПР
предварительное обсуждение проектов конвенций и рекомендаций МОТ,
выработку согласованных предложений к ним, их учет при разработке
российского законодательства.
15. Рекомендовать Информационно-аналитическому центру
профсоюзов, членским организациям ФНПР внести в органы средств
массовой информации предложения о создании регулярных теле- и
радиопередач с участием представителей профсоюзов о законопроектах
и новых законах, касающихся прав граждан, развития социально -
трудовых отношений.
16. Рекомендовать членским организациям ФНПР оказать
содействие первичным профсоюзным организациям в проведении
регулярного правового всеобуча работников, коллективных обсуждений
законопроектных предложений, оформлении во всех организациях
наглядной правовой информации.
|