МИНИСТЕРСТВО ТРУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральные органы
(Минтруд России) исполнительной власти
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
13.03.96 N 482-ВК
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 1996 года N ОС-П17-03421 по реализации Указа
Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. "О
квалификационных требованиях по государственным должностям
федеральной государственной службы" Министерство труда Российской
Федерации направляет для практического использования в работе
Рекомендации по должностям государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации.
Приложение: на 6 листах.
В.Ф.Колосов
--------------------
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке должностных инструкций (должностных обязанностей)
по должностям государственных служащих федеральных органов
исполнительной власти
1. Руководитель федерального органа исполнительной власти
утверждает должностные инструкции (должностные обязанности) для
своих заместителей и для руководителей структурных подразделений,
а по остальным государственным должностям - типовые. На основании
типовых должностных инструкций руководитель структурного
подразделения утверждает должностные инструкции по конкретным
государственным должностям в подразделении.
2. Должностные инструкции являются нормативными документами,
призванными содействовать правильному подбору и расстановке
кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между
руководителями и специалистами, а также оценке государственного
служащего при проведении аттестации государственных служащих при
приеме их на работу в порядке назначения или по конкурсу.
3. При разработке должностных инструкций по должностям
государственных служащих необходимо исходить из положений
Федерального закона "Об основах государственной службы", а также
из задач и функций федерального органа исполнительной власти,
предусмотренных положением об этом органе.
4. Должностные инструкции по каждой должности должны содержать
обязанности по государственной должности, должностные полномочия,
необходимые знания для занятия государственной должности и
квалификационные требования.
В обязанностях по государственной должности должны содержаться
основные функции, которые выполняет государственный служащий и
конкретные обязанности, закрепленные за ним.
Должностные полномочия содержат основные должностные права,
которыми в пределах своей компетенции государственный служащий
может пользоваться при выполнении возложенных на него должностных
обязанностей.
В разделе о необходимых знаниях для занятия государственной
должности должны содержаться основные требования, предъявляемые к
государственному служащему в отношении знания Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, специальных знаний, а также положений, инструкций
и других нормативных документов применительно к исполнению
должностных обязанностей.
В квалификационных требованиях конкретизируются требования по
уровню профессионального образования государственного служащего с
учетом специализации по государственной должности, установленные
статьей 6 Федерального закона "Об основах государственной службы
Российской Федерации", а также по стажу и опыту работы,
определенные Указом Президента Российской Федерации от 30 января
1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным
должностям федеральной государственной службы". Что касается
вопроса о признании образования, необходимого для занятия
государственной должности, равноценным, то это производится на
основании решений Совета по вопросам государственной службы при
Президенте Российской Федерации.
Примерные должностные инструкции по отдельным государственным
должностям в основных структурных подразделениях федерального
органа исполнительной власти прилагаются.
------------------------------
ПРИМЕРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)
Начальник департамента (управления) осуществляет руководство
деятельностью департамента (управления).
Исходя из возложенных на департамент (управление) задач и
функций: разрабатывает предложения и проводит государственную
политику по направлению деятельности департамента (управления):
организует разработку проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, федеральных программ и работу по
реализации принятых федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, федеральных программ: организует работу по анализу
и прогнозу социально-экономического развития сферы (отрасли)
экономики Российской Федерации.
Устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции своих
заместителей и начальников отделов. Осуществляет подбор и
расстановку кадров государственных служащих в департаменте
(управлении). В пределах своей компетенции обеспечивает применение
моральных и материальных стимулов повышения эффективности работы.
Организует, планирует, координирует и контролирует деятельность
департамента (управления), его эффективное взаимодействие с
другими подразделениями, с заинтересованными подразделениями
федеральных органов исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными
организациями, обеспечивает соблюдение работниками департамента
(управления) правил внутреннего трудового распорядка.
Должностные полномочия. Имеет право представлять федеральный
орган исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции
департамента (управления), принимать решения в соответствии с
должностными обязанностями, осуществлять контроль (проверку)
федеральных органов исполнительной власти, учреждений, организаций
в соответствии с законодательством Российской Федерации, по
вопросам относящимся к компетенции департамента (управления),
вести переписку с федеральными органами исполнительной власти,
государственными органами субъектов Российской Федерации, а также
учреждениями и организациями.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные
законы, решения Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, другие нормативные документы, регулирующие
развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской
Федерации, правила делового этикета.
Квалификационные требования. Определяются в соответствии с
Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской
Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 30 января
1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным
должностям федеральной государственной службы".
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА В СОСТАВЕ ДЕПАРТАМЕНТА (УПРАВЛЕНИЯ)
Начальник отдела в составе департамента (управления)
осуществляет руководство отделом.
Исходя из возложенных на отдел функций: разрабатывает
предложения по государственной политике по направлению
деятельности отдела; разрабатывает проекты федеральных законов и
иных нормативных правовых актов, федеральных программ и принимает
участие в работе по реализации принятых федеральных законов и иных
нормативных правовых актов, федеральных программ; анализирует и
прогнозирует социально-экономическое развитие сферы (отрасли)
экономики Российской Федерации.
Устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции
работников отдела. Вносит предложения начальнику департамента
(управления) по подбору и расстановке кадров государственных
служащих в отделе, по моральному и материальному стимулированию
работников. Организует, планирует и контролирует деятельность
отдела, его эффективное взаимодействие с другими подразделениями
департамента (управления). Обеспечивает соблюдение работниками
отдела правил внутреннего трудового распорядка.
Должностные полномочия. Имеет право представлять департамент
(управление), принимать участие в контроле (проверке) федеральных
органов исполнительной власти, учреждений, организаций в
соответствии с законодательством Российской Федерации, по
вопросам, относящимся к компетенции департамента (управления).
Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные
законы, решения Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, другие нормативные документы, регулирующие
развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской
Федерации, порядок подготовки и внесения в Правительство
Российской Федерации проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов.
Квалификационные требования.
Высшее профессиональное образование по специальности
"государственное управление" либо по специализации государственной
должности государственной службы или образование, считающееся
равноценным, а также стаж работы по специальности не менее трех
лет.
ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
Главный специалист участвует в подготовке предложений по
направлению деятельности отдела; разработке проектов федеральных
законов и иных нормативных правовых актов, федеральных программ;
принимает участие в работе по реализации принятых федеральных
законов и иных нормативных правовых актов, федеральных программ;
анализирует и прогнозирует социально-экономическое развитие сферы
(отрасли) экономики Российской Федерации; подготавливает ответы на
запросы государственных органов Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а также учреждений, организаций и граждан.
Может руководить группой специалистов подразделения по одному из
направлений деятельности отдела.
Должностные полномочия. Имеет право представлять отдел,
принимать участие в контроле (проверке) федеральных органов
исполнительной власти, учреждений организаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации, по вопросам относящимся к
компетенции департамента (управления).
Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные
законы, решения Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, другие нормативные документы, регулирующие
развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики Российской
Федерации, порядок подготовки и внесения проектов в Правительство
Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных
правовых актов, инструкцию по делопроизводству и основы работы на
ПЭВМ.
Квалификационные требования.
Высшее профессиональное образование по специальности
"государственное управление" либо по специализации государственной
должности государственной службы или образование, считающееся
равноценным, а также стаж работы по специальности не менее трех
лет.
ИНСТРУКЦИЯ
по формированию, ведению, учету и хранению личных дел работников
центрального аппарата Минприроды России и подведомственных
организаций (составлено о соответствии с рекомендациями Росархива)
1. Общие положения.
1.1. Личное дело является основным документальным источником,
содержащим следующие сведения о работнике:
- работа в учреждениях, предприятиях и организациях, служба в
Советской Армии, органах МВД до поступления на работу в Минприроды
России и подведомственные ему организации;
- данные об образовании;
- научная деятельность;
- награды, поощрения и другие биографические данные работника.
1.2. Личные дела заводятся на всех работников, за исключением
временных работников, на которых заводится карточка по форме Т-2.
1.3. За правильное оформление личных дел несут ответственность
в Минприроды России - работники отдела кадров, занимающиеся
комплектованием личного состава, в подведомственных организациях -
отделы кадров (работники по кадрам).
2. Содержание и формирование личного дела.
2.1. Документы личного дела располагаются в хронологическом
порядке и подшиваются в обложку установленного образца в следующем
порядке:
2.1.1. Дополнение к личному листку по учету кадров (анкете).
В дополнении к личному листку по учету кадров в разделе первом
записываются сведения о работе, и в разделе втором - об изменениях
в учетных данных работника после оформления его на работу.
2.1.2. Личный листок по учету кадров (анкета) с фотографией
размером 4x6 см . Личный листок по учету кадров (анкета)
заполняется собственноручно, разборчиво, аккуратно, без помарок и
исправлений чернилами или шариковой ручкой. На все вопросы личного
листка по учету кадров (анкеты) должны быть даны исчерпывающие
ответы. Отрицательные ответы записываются без повторения вопросов,
например: "не был", "не участвовал"; не должно быть записи
односложных ответов "да", "нет", сокращений слов, кроме
общепринятых, а также прочеркивания граф. На личный листок но
учету кадров (анкету) наклеивается фотография размером 4x6 см.
2.1.3. Автобиография.
Автобиография составляется в произвольной форме, пишется на
стандартном листе бумаги собственноручно, разборчиво, аккуратно,
без помарок, исправлений, чернилами или шариковой ручкой, с
освещением следующих вопросов:
- год, месяц, число и место рождения:
- когда и в каких учебных заведениях учился (учится);
- специальность по образованию:
- с какого времени начал работать самостоятельно, причины
перехода с одной работы на другую;
- служба в Советской Армии, МВД;
- какую выполнял общественную работу (где, когда и в качестве
кого);
- состав семьи и краткие сведения о ближайших родственниках
(братья, сестры, муж (жена), отец, мать, чем занимаются в
настоящее время. Автобиография лично подписывается и проставляется
дата.
2.1.4. Копии документов об образовании (диплом,
свидетельство, аттестат, удостоверение), заверенные нотариально
или отделом кадров.
2.1.5. Заявление о приеме на работу; письмо учреждения о
приглашении работника на работу в порядке перевода. Заявление о
приеме на работу составляется поступающим лицом в произвольной
форме, пишется на имя руководителя учреждения на стандартном листе
бумаги, собственноручно, чернилами или шариковой ручкой, лично
подписывается и проставляется дата.
2.1.6. Копия или выписка из приказа о приеме (назначении)
работника на работу (должна быть заверена отделом кадров).
2.1.7. Справка (объективная) (приложение N). Справка
(объективная) составляется на стандартном бланке работником по
кадрам на основании записей в трудовой книжке или других
документов, подтверждающих трудовую деятельность работника, и
подписывается руководителем учреждения или начальником
(заведующим) отделом кадров.
2.2. Дополнительно в личное дело перед заявлением о приеме на
работу, при необходимости, могут помещаться:
- характеристика;
- заверенные копии документов об утверждении в должности
(избрании, назначении);
- удостоверения о направлении на работу молодых специалистов;
- списки трудов или изобретений (для конкурсов);
- специфические справки (о знании иностранных языков, о
состоянии здоровья и другие).
2.3. На документы личного дела составляется внутренняя опись
(приложение N), которая помещается в конце личного дела. Каждый
документ личного дела заносится в опись отдельно. Опись
документов, имеющихся в личном деле, составляется и подписывается
работником отдела кадров с указанием даты формирования личного
дела.
2.4. Не подлежат приобщению к личному делу следующие
документы:
- справки учебных заведений о предоставлении отпуска учащимся
на время сдачи экзаменов;
- справки с местожительства;
- справки о заработной плате;
- справки о наличии жилой площади и т. д.
2.5. В дальнейшем в личное дело в хронологической
последовательности (подшиваются все документы об изменении
анкетно-биографических данных и характеризующие трудовую
деятельность (копии приказов о перемещении, о поощрениях, о
наказаниях и т. п.).
3. Порядок ведения личного дела.
3.1. На работников центрального аппарата Минприроды России и
подведомственных ему организаций ведется один экземпляр личного
дела.
3.2. Должностные лица, ответственные за ведение личных дел,
обязаны:
- своевременно вносить изменения записей в личном деле о
служебном положении работника, биографических данных, образовании,
семейном положении и другие изменения.
Основанием для внесения изменений и дополнений в личное дело
являются:
- о служебном положении - приказ Минприроды России или
подведомственной Минприроды России организации;
- об образовании - документы учебных заведений (диплом,
аттестат, удостоверение, свидетельство);
- о присвоении ученой степени, ученого звания - документы
Высшей аттестационной комиссии (диплом, аттестат), решением
которой присвоена ученая степень, ученое звание;
- о поощрении и взыскании - приказ Минприроды России или
подведомственной организации;
- об изменении фамилии, имени, отчества и даты рождения -
приказ Минприроды России или подведомственной организации изданный
на основании документов органов ЗАГСа;
- об изменении в семейном положении - документы органов
ЗАГСа. Внесение в документы личного дела изменений и дополнений по
выше перечисленным вопросам со слов работника запрещается.
3.3. Документы, поступающие в личное дело после завершения
его формирования, подшиваются в хронологической последовательности
и заносятся в опись документов.
3.4. При обнаружении в записях личного дела неточностей
необходимо внести соответствующие исправления с обязательным
указанием, на основании каких документов внесены исправления.
3.5. Из личного дела нельзя изымать никакие документы.
3.6. При увольнении работника к его личному делу приобщаются
заявление об увольнении и копия (выписка) приказа учреждения об
увольнении.
4. Учет и хранение личных дел.
4.1. Учет и хранение личных дел организуется и ведется в
Минприроды России - отделом кадров центрального аппарата и
территориальных органов, а в подведомственных организациях -
отделами кадров (работниками по кадрам). В отделе кадров
Минприроды России учитываются и хранятся дела на работников,
занимающих должности центрального аппарата Минприроды России,
организации, входящих в номенклатуру Министерства.
4.2. На лицевой обложке личного дела и в личной карточке
формы Т-2 работника и контрольной карточке проставляется номер, за
которым учтено личное дело.
4.3. Не реже одного раза в год производится проверка наличия
и состояния личных дел, о чем составляется соответствующий акт,
который докладывается руководству организации.
4.4. Личные дела могут быть выданы во временное пользование.
Выдача личных дел во временное пользование учитывается по
контрольной карточке (приложение N). В контрольной карточке
указывается, когда и кому оно выдано. При возвращении личного
дела, контрольная карточка вкладывается в дело с указанием даты
его возвращения.
4.5. При переводе работника из одной подведомственной
Минприроды России организации в другую на постоянную работу, его
личное дело с сопроводительным письмом направляется по новому
месту работы.
4.6. Личные дела на уволенных работников в конце календарного
года сдаются по описи на хранение в архив учреждения.
4.7. При сдаче личных дел в архив учреждения, обложка личного
дела (установленного образца, с присвоенным делу номером) в архив
не сдается, а в нее подшиваются документы на вновь принятого
работника. Документы личного дела, изъятые из обложки для сдачи в
архив, подшиваются в другую обложку. При сдаче личных дел
уволенных работников на хранение в архив учреждения следует
руководствоваться "Основными правилами постановки документальной
части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и
предприятий".
4.8. Ответственность за учет и сохранность личных дел
возлагается в Минприроды России на отдел кадров центрального
аппарата и территориальных органов, а в подведомственных
организациях - на отделы кадров (работников по кадрам).
РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению содержания работ по должностям
и квалификационных требований к сотрудникам аппарата
органов государственного управления
Для объективной и всесторонней оценки сотрудников при
присвоении квалификационных категорий по оплате труда или
назначении на ту или иную должность необходимо учитывать уровень
их профессиональной подготовки и деловые качества, а также
потенциальные возможности выполнения новых должностных
обязанностей.
Поскольку конкретные должностные обязанности работников
возможно установить лишь с учетом особенностей деятельности
каждого органа государственного управления непосредственно, то в
настоящих рекомендациях дано только основное содержание работ по
категориям должностей, необходимое для разработки конкретных
должностных обязанностей и формирования требований к кадрам,
замещающим соответствующие должности.
Начальник структурного подразделения (управления, отдела):
выполняет организационно-административные работы преимущественно
творческого характера; определяет политику и стратегию
деятельности подразделения, организует разработку перспективных
планов развития по различным направлениям управленческой
деятельности, обеспечивает руководство разработкой сложных
программ, исследований, методик, планов, инструкций; организует
планирование, координацию работы и контроль за деятельностью
подразделения, его эффективное взаимодействие с другими
подразделениями; осуществляет анализ управленческих решений и
обосновывает их эффективность; организует деятельность
подразделения на основе применения современных методов управления.
Начальник подотдела: выполняет работы, имеющие комплексный
характер, связанные с многообразием вариантов и решений,
охватывающие весь круг вопросов, относящихся к определенной
функции управления, сферы деятельности; организует разработку
предложений проектов, планов, инструкций, программ, нормативов и
т. д., планирование, координацию работы и контроль за
деятельностью подотдела; обеспечивает подготовку эффективных
управленческих решений, их технико-экономическое обоснование.
Главный специалист, консультант, экономический советник:
выполняет аналитикоконструктивные работы, осуществляют анализ
существующего положения дел, проектирование решений, выбор
способов или логических приемов для обоснования принятого решения,
оценку последствий, целесообразность и их эффективность;
осуществляют разработку заданий, программ, методов и методик
подготовки и реализации управленческих решений; руководят
разработкой нормативных материалов по всем видам управленческой
деятельности подразделения.
Ведущий специалист: выполняет особо сложные работы, как
правило, на основе самостоятельно разработанной программы,
методики, отвечает за выполнение работ по одному из направлений
деятельности организации или его подразделения, осуществляет
координацию и методическое руководство группой специалистов.
Специалист первой категории: самостоятельно выполняет особо
сложные работы, требующие значительной аналитической деятельности
в процессе подготовки управленческих решений, как правило, в
пределах одной специализированной сферы деятельности.
Специалист второй категории: выполняет работы повышенной
сложности, осуществляет разнообразные информационно-технические
работы, связанные с документированием информации, анализом и
учетом всех элементов подготовки управленческих решений, которые
ведутся, как правило, самостоятельно на основе общих указаний
руководителя.
Специалист, без категории: выполняет работы средней сложности,
повторяющиеся в пределах регламентированного задания, в котором
определяются возможные методы решения стоящих перед ним задач,
указываются руководящие и нормативные материалы, необходимые в
процессе труда, как правило, в пределах узкоспециализированной
сферы деятельности, под оперативным контролем руководителя.
ОБРАЗЕЦ
СПРАВКА
Тов. Сидоров Владимир Петрович Место рождения г. Наро-Фоминск
од рождения 09.04.1942 Московской области
Национальность русский
Образование высшее Окончил Ленинградский инженерно-
Специальность инженер-строитель строительный институт в 1964 году
(по образованию)
Ученая степень, ученое звание нет
Какими иностранными языками владеет Был ли за границей
английским со словарем с 1989 г. неоднократно
Имеет ли государственные награды
одна медаль СССР
РАБОТА В ПРОШЛОМ
1959-1964 гг. - студент Ленинградского инженерно-строительного
института
1964-1974 гг. - прораб, старший прораб ПМК-8
Мособлмежколхозстроя, г. Наро-Фоминск Московской области
1974-1986 гг. - старший инженер, заместитель начальника
отдела, начальник отдела капитального строительства треста
Мособлсетьэнерго Минэнерго СССР, г. Наро-Фоминск Московской
области
1986-1991 гг. - главный специалист отдела
материально-технического обеспечения Росмежколхозстройобъединения,
г. Москва
1991-н/вр. - ведущий специалист, главный специалист АО
"Росмежколхозстройобъединение", г. Москва
|