КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 1996 г. N 17-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА В.М. ШЕЯНОВА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.А. Туманова, судей Э.М. Аметистова, М.В. Баглая, Н.Т.
Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О.
Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, В.И. Олейника, В.Г.
Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г.
Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании сообщение судьи Т.Г. Морщаковой,
установил:
1. 27 ноября 1994 года в Республике Мордовия были проведены
выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия на
основании Закона Республики Мордовия от 17 февраля 1994 года "О
выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия".
Необходимая в соответствии с данным Законом явка избирателей (не
менее 50%) была зарегистрирована лишь в 45 из 75 избирательных
округов, в связи с чем Центризбирком Республики назначил в
остальных 30 округах повторные выборы на 12 февраля 1995 года.
Однако 6 января 1995 года Верховный Совет Республики Мордовия,
полагая, что дальнейшее формирование правомочного Государственного
Собрания может затянуться на неопределенно долгий срок, принял
Закон Республики Мордовия "О внесении изменений в Законы
Республики Мордовия "О выборах депутатов Государственного Собрания
Республики Мордовия", "О выборах депутатов представительных
органов местного самоуправления Республики Мордовия", "Об органах
государственной власти Республики Мордовия", снизив требование к
явке избирателей, при которой выборы признаются состоявшимися, до
25%, и признав возможным отнести это требование к результатам
голосования, прошедшего 27 ноября 1994 года.
Одновременно с названным Законом Верховный Совет Республики
Мордовия принял постановление, в котором констатировал, что в 30-
ти округах, где были назначены повторные выборы, явка избирателей
на выборах 27 ноября 1994 года соответствует требованию о 25%, а
избранные в этих округах по результатам состоявшегося голосования
депутаты подлежат регистрации, в связи с чем повторные выборы,
назначенные на 12 февраля 1995 года, отменяются, а мероприятия по
их проведению прекращаются.
Фактически именно последнее решение и обжалует в
Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М. Шеянов,
который к тому времени представил в окружную избирательную
комиссию N 44 города Саранска необходимые документы для
регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Собрания
Республики на повторных выборах 12 февраля 1995 года. Заявитель
полагает, что в результате отмены повторных выборов было нарушено
его конституционное право быть избранным в органы государственной
власти, и просит признать не соответствующими Конституции
Российской Федерации названные Закон Республики Мордовия и
Постановление Верховного Совета Республики Мордовия от 6 января
1995 года, а также Закон Республики Мордовия от 6 января 1995 года
"О формировании системы органов местного самоуправления в
Республике Мордовия".
2. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде
Российской Федерации" (часть вторая статьи 97) признает жалобу
гражданина допустимой лишь в том случае, если обжалуемый им закон
применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение
которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем
закон.
Заявитель, как видно из представленных им материалов, в какие-
либо судебные или иные правоприменительные органы ранее не
обращался. Нет никаких данных ни о применении обжалуемых им
правовых актов лично к нему, ни об участии его в качестве
кандидата в депутаты в выборах 27 ноября 1994 года. Кроме того,
Постановление Верховного Совета Республики Мордовия законом не
является. В нем лишь констатируется факт избрания депутатов, в
связи с чем исключается и проведение повторных выборов.
Конституционный Суд Российской Федерации принял жалобу В.М.
Шеянова к производству 2 ноября 1995 года. Однако в процессе
подготовки дела к рассмотрению был установлен ряд новых
обстоятельств. В частности, результаты проведенного 17 декабря
1995 года в Республике Мордовия референдума фактически подтвердили
нецелесообразность проведения в данный момент повторных выборов в
органы государственной власти и местное самоуправление Республики,
что ранее нашло закрепление в обжалуемых заявителем актах.
Таким образом, поскольку Законы Республики Мордовия от 6 января
1995 года непосредственно к гражданину В.М. Шеянову не
применялись, а Постановление Верховного Совета Республики Мордовия
от 6 января 1995 года, как и результаты референдума, в
Конституционный Суд Российской Федерации гражданином обжалованы
быть не могут, жалоба В.М. Шеянова не является допустимой в
соответствии с требованиями Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. В принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.М. Шеянова как
не являющейся допустимой в соответствии с требованиями
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" отказать.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации
|