ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 1996 г. No. 8045/95
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе председательствующего и.о. Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации М.К. Юкова, заместителей
Председателя А.А. Арифулина, В.В. Витрянского, В.Н. Исайчева,
судей А.И. Волгутова, Н.П. Иванниковой, Ю.А. Киреева,
А.С. Козловой, О.А. Козловой, С.Ф. Савкина, Г.И. Суховой,
М.Ф. Юхнея, В.И. Шмелевой рассмотрел протест заместителя
Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
А.А. Арифулина на решение от 07.12.94 и постановление от 25.01.95
Кемеровского областного арбитражного суда по делу No. СУ-197/94.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил
следующее.
Акционерное общество "Кузбассэлектромотор" предъявило иск о
признании недействительными учредительных документов
государственного предприятия "Завод "Электродвигатель" и
акционерного общества "Завод "Электродвигатель", а также решения
комитета по управлению государственным имуществом области от
21.05.93 No. 150 "О приватизации и преобразовании завода
"Электродвигатель" в открытое акционерное общество "Завод
"Электродвигатель".
Решением от 07.12.94 по делу No. СУ-197/94, оставленным без
изменения постановлением от 25.01.95, исковые требования АО
"Кузбассэлектромотор" удовлетворены частично.
Признаны недействительными решение Комитета по управлению
государственным имуществом Кемеровской области от 21.05.93 No. 150
"О приватизации и преобразовании завода "Электродвигатель" в
открытое акционерное общество "Завод "Электродвигатель" и
учредительные документы общества. При этом суд исходил из того,
что завод "Электродвигатель" включен в Государственный реестр
Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов,
поэтому приватизация его могла осуществляться только по решению
Госкомимущества России, согласованному с территориальным
агентством Государственного комитета Российской Федерации по
антимонопольной политике, а также с учетом мнения отраслевых
министерств, а не по решению областного комитета по управлению
госимуществом.
В остальной части требования истца отклонены, поскольку
правомерность выделения из состава объединения трех цехов и
учреждение на их базе государственного предприятия подтверждена
решением Кемеровского областного арбитражного суда по делу
No. Су-71/92, а также Министерством промышленности России и
Госкомимуществом России.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается решение от 07.12.94,
постановление от 25.01.95 изменить, в иске акционерному обществу
"Кузбассэлектромотор" отказать полностью.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Завод "Электродвигатель" до его приватизации в феврале
1993 года был включен в Государственный реестр Российской
Федерации объединений и предприятий-монополистов. Поэтому
приватизация его могла осуществляться в порядке, предусмотренном
пунктом 2.3 Государственной программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий на 1992 год (по решению
Госкомимущества России с учетом мнения отраслевого министерства).
Суд, ссылаясь на данный раздел Программы, не учел, что порядок
приватизации указанных предприятий был конкретизирован
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.92
No. 906 "О порядке принятия Правительством Российской Федерации,
Государственным комитетом Российской Федерации по управлению
государственным имуществом и его территориальными органами решений
о приватизации предприятий".
Согласно пункту 4 упомянутого Постановления Правительства
право принятия решения о приватизации предприятий-монополистов
было предоставлено территориальным комитетам по управлению
госимуществом, наделенным правами терагентства. Наличие у
областного комитета таких прав подтверждено материалами дела.
Более того, Госкомимущество России не только не запрещало
приватизировать завод, а, напротив, обязывало областной комитет
принять незамедлительные меры по его акционированию.
Пунктом 2 Постановления Правительства предусмотрена
необходимость согласования решения о приватизации
предприятий-монополистов с Государственным антимонопольным
комитетом Российской Федерации лишь по объектам, требующим такого
согласования.
Однако уставный капитал АО "Завод "Электродвигатель" не
превышал 50 млн. рублей (8082000 рублей), поэтому в силу пункта 7
статьи 17 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" такое
согласование не требовалось.
Необходимо отметить, что на момент рассмотрения спора АО
"Завод "Электродвигатель" был исключен из Государственного реестра
предприятий-монополистов на основании приказа ГКАП России от
26.09.94 No. 101, о чем Кемеровское терагентство уведомило стороны
письмом от 11.10.94 No. 457.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что преобразование
завода в акционерное общество было осуществлено с нарушением
законодательства о приватизации, нельзя признать правильным.
Кроме того, приватизация предприятия, являющегося
самостоятельным хозяйствующим субъектом, не нарушает законные
права и интересы истца.
Поэтому суд без достаточных оснований признал
недействительными решение комитета о приватизации завода и
учредительные документы акционерного общества "Завод
"Электродвигатель".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение от 07.12.94, постановление от 25.01.95 Кемеровского
областного арбитражного суда по делу No. СУ-197/94 изменить.
В иске акционерному обществу "Кузбассэлектромотор" отказать
полностью.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К. ЮКОВ
|