ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 1996 г. N ВГ-3-01/15
О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК,
ПРОВЕДЕННЫХ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ
НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Результаты тематических проверок, проведенных Счетной палатой
Российской Федерации в центральном аппарате Госналогслужбы России,
десяти госналогинспекциях по субъектам Российской Федерации, ряде
местных налоговых органов, предприятий и банков по вопросам
организации и обеспечения поступлений налоговых платежей в
бюджетную систему Российской Федерации, рассмотрены на
состоявшемся 24 января 1996 г. заседании коллегии Госналогслужбы
России.
Коллегия отметила, что наряду с положительной оценкой
деятельности налоговых органов по организации и осуществлению в
соответствии с действующим законодательством налогового процесса
(в части организации системы постоянного контроля за полнотой и
своевременностью поступления налогов и других обязательных
платежей в бюджеты соответствующих уровней Российской Федерации,
проведения оперативного контроля и анализа хода исполнения
бюджетных назначений по мобилизации налоговых платежей, подготовки
и реализации на этой основе различных мер по улучшению
собираемости налогов, в том числе за счет совершенствования
налогового механизма и усиления государственного контроля) Счетной
палатой Российской Федерации выявлены недостатки в организации и
осуществлении нормативной, методической, аналитической и
контрольной работы налоговых органов, снижающие результативность
налогового процесса.
Отмечено, что еще не в полной мере решаются вопросы
организации обеспечения полноты учета налогоплательщиков, включая
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, с присвоением идентификационных
номеров, вопросы совершенствования системы и показателей налоговой
статистики в увязке со статистической и казначейской отчетностью,
обеспечения всех участников налогового процесса (включая
налогоплательщиков) нормативными и методическими документами по
налогообложению юридических и физических лиц, вопросы организации
доведения до районных и городских госналогинспекций бюджетных
заданий по мобилизации налоговых платежей на соответствующий
финансовый год, организации работы с конкретными предприятиями -
недоимщиками по взысканию налоговых платежей в бюджет, вопросы
усиления контроля за обоснованностью предоставления отсрочек и
рассрочек по штрафным санкциям за нарушение налогового
законодательства.
Выявлено, что учет физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, а также учет получаемых ими доходов, в частности, в
проверенных госналогинспекциях Свердловской и Челябинской
областей не соответствует предъявляемым требованиям.
Отмечается недостаточность обеспечения налоговых органов на
местах нормативными документами. Инспектора ряда районных и
городских госналогинспекций в Калужской и Московской областях на
момент проведения Счетной палатой Российской Федерации проверки не
были обеспечены отдельными нормативными документами, издаваемыми
Госналогслужбой России и госналогинспекциями по субъектам
Российской Федерации массовыми тиражами, и пользовались текстами
этих документов, опубликованными в периодической печати.
Установлено, что госналогинспекциями по Ленинградской,
Московской, Калужской и Кемеровской областям не были доведены на
момент проведения проверки до районных налоговых инспекций
прогнозные задания по мобилизации в 1995 году налоговых и других
обязательных платежей в бюджетную систему или были доведены в
другой структуре платежей и без выделения поступлений в
федеральный бюджет.
Госналогинспекциями по Московской, Ярославской, Свердловской,
Тверской и некоторым другим областям недостаточно активно
осуществляется контроль за поступлением налоговых платежей в
федеральный бюджет. В результате не соблюдаются интересы
федерального бюджета. Имеют место случаи перечисления налоговых
платежей в федеральный бюджет без соблюдения установленных
нормативов.
Госналогинспекциями по Тверской, Ярославской, Челябинской,
Свердловской областям и г. Санкт - Петербургу не уделяется
должного внимания своевременности осуществления
налогоплательщиками платежей в бюджет по перечислению сумм
штрафных санкций, предъявленных им налоговыми органами по
результатам проверок. Фактически такие платежи по санкциям
составляют зачастую 20 - 30 процентов от сумм предъявленных
санкций.
Недостаточно полно используется налоговыми органами право
предъявления при нарушении предприятиями налогового
законодательства административных санкций к их должностным лицам.
Число предъявленных налоговыми органами административных санкций к
должностным лицам в 8 регионах из 10 проверенных неизмеримо ниже
числа выявленных нарушений налогового законодательства.
Есть некоторые недостатки в контроле со стороны налоговых
органов за банками и другими кредитными учреждениями, которые
совместно с предприятиями - клиентами используют все более
изощренные способы по выводу из-под контроля налоговых органов
средств клиентов.
Уклонения от уплаты налогов осуществляются путем использования
налогоплательщиками счетов и банков дебиторов, дочерних компаний,
вышестоящих организаций и т.п.
Продолжают иметь место многочисленные факты нарушения порядка
работы с наличными деньгами предприятиями (организациями) при
попустительстве или пособничестве коммерческих банков, а также
самими банками.
Недостаточно осуществляется взаимодействие налоговых органов
разных регионов в целях реализации возложенных на них задач.
Не полностью решен ряд организационных и методологических
вопросов, требующих совместных усилий Госналогслужбы России,
Минфина России, Банка России, Федеральной службой налоговой
полиции Российской Федерации и других заинтересованных министерств
и ведомств.
В целях устранения выявленных Счетной палатой Российской
Федерации недостатков в работе налоговых органов и реализации
содержащихся в Сводном акте рекомендаций по совершенствованию
организационной, методологической и контрольной работы в системе
Госналогслужбы России приказываю:
1. Заместителям Руководителя Государственной налоговой службы
Российской Федерации рассмотреть с руководителями соответствующих
подразделений центрального аппарата ход организационной,
методологической, аналитической и контрольной работы с учетом
выявленных Счетной палатой Российской Федерации недостатков и
определить конкретные меры по повышению эффективности работы
исходя из задач, стоящих перед налоговыми органами, и
рекомендаций, содержащихся в Сводном акте.
2. Начальникам управлений центрального аппарата Госналогслужбы
России обсудить в производственных коллективах настоящий Приказ и
принять меры по устранению выявленных Счетной палатой Российской
Федерации недостатков, обратив особое внимание на своевременное
внесение изменений и дополнений в инструкции Госналогслужбы России
о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных
платежей и периодическое переиздание полных текстов этих
инструкций (со всеми изменениями и дополнениями).
3. Первому заместителю Руководителя Госналогслужбы России
Потапову В.И., Управлению организации учета и обслуживания
налогоплательщиков (Казаковой В.Н.) совместно с Управлением
информационного обеспечения (Ротновым А.С.) и ГНИВЦ Госналогслужбы
России (Чуевым П.Н.):
- проводить на постоянной основе работу по обеспечению
налоговыми органами полноты учета налогоплательщиков -
организаций;
- внести предложения об организации учета физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, с присвоением им идентификационных номеров;
- продолжить работу по подготовке Госналогслужбой России
совместных актов с соответствующими федеральными органами
государственной власти по вопросу обмена информацией на
технических носителях.
4. Первому заместителю Руководителя Госналогслужбы России
Потапову В.И., Управлению организации учета и обслуживания
налогоплательщиков (Казаковой В.Н.), Управлению рассмотрения
налоговых споров и претензионно - исковой работы (Петрову С.С.),
Управлению методологии и организации контрольной работы (Алпатову
Ю.Ф.) с участием Правового управления (Степанкова Б.А.) и других
функциональных управлений центрального аппарата Госналогслужбы
России разработать указания о порядке направления налоговыми
органами в соответствующие органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления сведений о
налогоплательщиках - юридических лицах, длительное время не
представляющих отчетность в налоговые органы, а также оформления и
представления требований о ликвидации таких юридических лиц в
установленном законодательством порядке.
5. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Зверховскому
В.А., Управлению учета, анализа поступлений налогов и налоговой
статистики (Воронцову В.К.) совместно с другими заинтересованными
управлениями центрального аппарата Госналогслужбы России:
- в целях пресечения уклонения налогоплательщиков от уплаты
налоговых платежей и упорядочения действующей системы расчетов
налогоплательщиков с бюджетом через коммерческие банки подготовить
с участием Минфина России и Банка России проект указа Президента
Российской Федерации, предусматривающий ограничение количества
счетов налогоплательщиков, открываемых коммерческими банками,
необходимое регулирование режима их работы, устранение недостатков
действующего банковского расчетного механизма, ужесточение
санкций, предъявляемых к банкам (кредитным учреждениям), а также к
их руководителям за неперечисление или несвоевременное
перечисление налоговых платежей налогоплательщиков в бюджетную
систему;
- подготовить к 1 мая 1996 г. конкретные предложения по
совершенствованию действующей налоговой отчетности, имея в виду
устранение недостатков, отмеченных Счетной палатой Российской
Федерации в Сводном акте;
- принять дополнительные меры по обеспечению достоверности
показателей налоговой отчетности. Совместно с Минфином России
обеспечить необходимое соответствие аналогичных показателей
налоговой, казначейской и банковской отчетности;
- принять меры по усилению контроля со стороны налоговых
органов за поступлением налоговых и других обязательных платежей в
федеральный бюджет в соответствии с установленными нормативами;
- в срок до 20 июля 1996 г. переработать и утвердить в
установленном порядке Инструкцию Госналогслужбы России N 26 "О
порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно
- бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей";
- повысить уровень аналитической работы, имея в виду
проведение более углубленного пофакторного анализа причин,
оказывающих влияние на уровень собираемости налогов, и выработку
предложений по более полной мобилизации налоговых платежей в
бюджетную систему страны;
- по итогам работы за I и II кварталы т.г. апробировать
"Временную методику определения недосбора налогов и платежей в
федеральный бюджет" и, при необходимости, с участием Минфина
России, Госкомстата России и Минэкономики России подготовить
предложения по ее совершенствованию.
6. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Зверховскому
В.А., Управлению по принудительному взысканию недоимки по налогам
и сборам (Малинину В.М.) с участием других функциональных
управлений центрального аппарата Госналогслужбы России:
- разработать мероприятия по обеспечению систематического
снижения задолженности по платежам в бюджетную систему страны (с
учетом решений, принятых Указом Президента Российской Федерации от
19 января 1996 г. N 65) исходя из регулярно проводимого анализа
причин образования недоимки по крупным предприятиям - недоимщикам
и производственно - финансовым структурам, а также по отраслям
народного хозяйства, и организовать их выполнение;
- подготовить в I квартале 1996 г. предложения по расширению
полномочий налоговых органов в части принудительного взыскания
налоговых платежей, пени, финансовых санкций с банков.
7. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Павлову
В.А., Управлению развития налоговой реформы (Рыжову А.И.) с
участием функциональных управлений центрального аппарата
Госналогслужбы России:
- в двухнедельный срок после получения материалов от Минфина
России обеспечить доведение до госналогинспекций по субъектам
Российской Федерации прогнозных заданий по мобилизации в 1996 году
налоговых и других обязательных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации с выделением в том числе платежей в
федеральный бюджет, соответствующих показателям утвержденного
федерального бюджета, а также контроль за доведением
госналогинспекциями по субъектам Российской Федерации аналогичных
заданий до нижестоящих налоговых инспекций;
- продолжить работу по подготовке предложений и замечаний
Госналогслужбы России по разделам (частям) проекта Налогового
кодекса Российской Федерации, имея в виду определение в нем в
строгой увязке с банковским законодательством, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях, Уголовным кодексом РСФСР, Арбитражным
процессуальным кодексом Российской Федерации, а также с другими
законодательными актами порядка исчисления, уплаты и зачисления
налоговых платежей в бюджетную систему, прав и ответственности
всех участников налогового процесса, включая четкое определение
процедур взысканий налогов и штрафных санкций;
- включить мероприятия по совершенствованию деятельности
налоговых органов, предусмотренные настоящим Приказом к их
реализации центральным аппаратом Госналогслужбы России, в план
основных вопросов контрольной и аналитической работы
Госналогслужбы России на 1996 год.
8. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Павлову
В.А., Управлению методологии и организации контрольной работы
(Алпатову Ю.Ф.), функциональным управлениям центрального аппарата
Госналогслужбы России:
- проинвентаризировать в I квартале 1996 г. имеющиеся
методические рекомендации и указания по вопросам проведения
налоговыми органами контрольной работы, обеспечить при
необходимости их пересмотр с учетом изменений и дополнений,
внесенных в налоговое законодательство и другие нормативно -
законодательные акты, регулирующие налоговый процесс, а также
подготовку других указаний и рекомендаций, определяющих порядок и
методы проведения контрольной работы;
- принять меры к повышению качества проводимых налоговыми
органами документальных проверок налогоплательщиков, обратив
особое внимание на более полное использование налоговыми органами
права предъявления административных санкций к должностным лицам
при нарушении предприятиями (организациями) налогового
законодательства.
9. Первому заместителю Руководителя Госналогслужбы России
Потапову В.И., заместителям Руководителя Госналогслужбы России
Попову Н.В. и Павлову В.А., Административно - хозяйственному
управлению (Солодовникову А.Ф.), Управлению организации учета и
обслуживания налогоплательщиков (Казаковой В.Н.), Управлению по
связям со средствами массовой информации и общественностью
(Еремину А.И.):
- проанализировать причины имеющих место недостатков в деле
обеспечения работников налоговых органов нормативными и
методическими документами и принять оперативные меры по их
устранению;
- активизировать работу по более полному информационному
обеспечению налогоплательщиков в области налогового
законодательства;
- проработать с участием госналогинспекций по субъектам
Российской Федерации вопрос о создании региональных информационных
центров для оказания информационных, печатных и консультативных
услуг налогоплательщикам;
- усилить координацию информационной деятельности
госналогинспекций по субъектам Российской Федерации в целях
проведения единой информационной политики Госналогслужбы России.
10. Начальникам государственных налоговых инспекций по
субъектам Российской Федерации:
- обеспечить устранение недостатков, выявленных в результате
проведенных Счетной палатой Российской Федерации проверок, и
принять меры по совершенствованию деятельности налоговых органов;
- активизировать работу по постановке на налоговый учет всех
налогоплательщиков с присвоением им идентификационных номеров;
- принять меры к оперативному доведению до нижестоящих
(городских и районных) налоговых инспекций прогнозных заданий по
мобилизации в 1996 году налоговых и других обязательных платежей в
бюджетную систему (по всей номенклатуре доведенных показателей)
после получения от Госналогслужбы России соответствующих заданий
для субъектов Российской Федерации. Оперативную информацию по
данному вопросу направить в Управление развития налоговой реформы
Госналогслужбы России;
- обеспечить достоверность отчетных данных, представляемых
налоговыми органами в соответствии с установленными формами
налоговой статистики, углубленное изучение причин и факторов,
оказывающих решающее влияние на уровень собираемости налогов,
разработку и осуществление мероприятий, направленных на
мобилизацию налоговых платежей и сокращение задолженности по
платежам в бюджет;
- усилить контроль со стороны налоговых органов за
поступлением налоговых платежей в федеральный бюджет в
соответствии с утвержденными нормативами, а также за
обоснованностью предоставления налогоплательщикам отсрочек и
рассрочек по штрафным санкциям;
- организовать в целях принятия действенных мер по сокращению
задолженности по платежам в бюджет регулярный мониторинг наиболее
крупных предприятий - недоимщиков, проведение анализа их финансово
- хозяйственной деятельности и утверждение по согласованию с
главами администраций регионов графиков погашения этими
предприятиями задолженностей перед бюджетом (с учетом отсрочек,
предоставленных им в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 19 января 1996 г. N 65);
- усилить взаимодействие налоговых органов с местными органами
Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, другими
контролирующими и правоохранительными органами, а также с
налоговыми органами других регионов при осуществлении ими контроля
за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
налоговых и других обязательных платежей в соответствующие
бюджеты;
- обеспечить повышение качества проводимых налоговыми органами
документальных проверок налогоплательщиков с обязательным
предъявлением при нарушении предприятиями (организациями)
налогового законодательства административных санкций к должностным
лицам;
- принять меры к обеспечению каждого инспектора налоговых
органов нормативными, методическими документами Госналогслужбы
России по вопросам налогообложения;
- усилить координацию информационной деятельности
госналогинспекций как с центром, так и с регионами в части
проведения единой информационной политики Госналогслужбы России;
- активизировать пропаганду налогового законодательства,
организовав широкое информирование налогоплательщиков об
изменениях налогового законодательства.
11. Заместителю Руководителя Госналогслужбы России Некрасову
В.М., Организационно - инспекторскому управлению (Проскурину
И.А.), функциональным управлениям центрального аппарата
Госналогслужбы России при проведении комплексных и тематических
проверок организации контрольной работы в государственных
налоговых инспекциях в обязательном порядке обеспечить контроль за
выполнением ими мероприятий, содержащихся в пункте 10 настоящего
Приказа.
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Руководителя Госналогслужбы России Потапова
В.И.
Руководитель
Госналогслужбы России,
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
|