Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16
Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года
Вводится в действие -
с 27 февраля 1996 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 4
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СМАЗЧИКА АВТОМОБИЛЯ
ТОИ Р-200-04-96
Разработана Государственным научно - исследовательским
институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г.
N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями
Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций
по охране труда и Методических указаний по разработке правил и
инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля
1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном
транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и
специалистов автотранспортных организаций при их работе по
разработке инструкций по охране труда для подчиненных им
работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В.,
Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов
Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И.
(Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства).
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности при выполнении смазочно - заправочных работ.
1.2. Смазчик должен соблюдать требования инструкции,
разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с
учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране
труда:
для слесаря по ремонту автомобилей (инструкция N 2);
при передвижении по территории и производственным помещениям
автотранспортного предприятия (инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция
N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другими работниками,
смазчик должен предупредить их о необходимости их соблюдения.
Смазчик должен также выполнять указания представителя
совместного комитета (комиссии) по охране труда или
уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного
комитета.
Смазчик должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь
пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по
оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Смазчик не должен приступать к выполнению разовых работ, не
связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без
получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе смазчиком допускаются лица,
имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный
инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране
труда.
2.2. Смазчик, не прошедший своевременно повторный инструктаж
по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен
приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу смазчик должен проходить
предварительный медосмотр, а в дальнейшем - периодические
медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2.4. Смазчик обязан соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка, утвержденные на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени смазчика не должна
превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется
правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности,
утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным
комитетом.
2.6. Смазчик должен знать, что наиболее опасными и вредными
производственными факторами, действующими на смазчиков при
выполнении смазочно - заправочных работ, являются:
смазочно - заправочное оборудование;
автомобиль, его узлы и детали;
смазочные материалы.
2.6.1. Смазочно - заправочное оборудование - применение
неисправного оборудования приводит к травмированию.
2.6.2. Автомобиль - в процессе работы возможно падение кузова
самосвала, других узлов и деталей автомобилей.
2.6.3. Смазочные материалы - длительное соприкосновение со
смазочными материалами незащищенной кожи рук и тела может привести
к кожным заболеваниям.
2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и
оборудованием, обращению с которыми смазчик не обучен и не
проинструктирован.
2.8. Смазчик должен работать в специальной одежде и в случае
необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной
выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты смазчику выдаются:
комбинезон хлопчатобумажный;
ботинки кожаные;
фартук прорезиненный;
рукавицы комбинированные.
2.10. Смазчик должен соблюдать правила пожарной безопасности,
уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.11. Смазчик во время работы должен быть внимательным, не
отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем
рабочем месте, а также о неисправностях оборудования,
приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты
смазчик должен сообщить своему непосредственному руководителю и не
приступать к работе до устранения этих нарушений и неисправностей.
2.13. Смазчик должен соблюдать правила личной гигиены. По
окончании работы, перед приемом пищи или курением необходимо мыть
руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специальных устройств
(сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).
2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на
основе данной и указанных в п. 1.2, смазчик несет ответственность
согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работы
3.1. Перед началом работы смазчик должен:
3.1.1. Подготовить и надеть необходимые для работы средства
индивидуальной защиты. Застегнуть манжеты рукавов специальной
одежды.
3.1.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать все
лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол
скользкий или влажный, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали
опилками, или сделать это самому.
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента,
приспособлений и оборудования, а также средств пожаротушения.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Во время работы смазчик должен:
4.1.1. Выполнять смазочно - заправочные работы только на
специальных постах, предназначенных для этой цели.
4.1.2. При снятии и установке деталей системы смазки правильно
накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
4.1.3. При работе под поднятым кузовом самосвала
предварительно установить под него дополнительное инвентарное
приспособление (упор, штангу, фиксатор).
4.1.4. При проверке уровня масла или жидкости в агрегатах
пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42
В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели
открытым огнем запрещается.
4.1.5. При смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты
сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для
этой цели ключами.
4.1.6. Отработанные масла, жидкости сливать в специальную
тару.
4.1.7. Неисправные пресс - масленки заменить новыми, но той же
конфигурации.
4.1.8. Труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи
наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
4.1.9. При необходимости проворачивания карданного вала делать
это с помощью специального приспособления, перед этим проверить,
выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на
автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг
переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и
освободить рычаг стояночного тормоза.
4.1.10. Для работы спереди и сзади автомобиля и для перехода
через осмотровую канаву пользоваться переходными мостиками, а для
спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специально
установленными там лестницами.
4.1.11. При необходимости пуска двигателя обратиться к своему
непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя
подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов
автомобиля (шланговый или бесшланговый).
4.1.12. Все агрегаты с электроприводом, применяемые при
смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей удлиненный
заземляющий контакт.
4.1.13. Использованный обтирочный материал убирать в
специально установленные для этой цели металлические ящики с
крышками.
Пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью
опилок, ветоши и т.п.
4.1.14. Следить за тем, чтобы шланги смазочно - заправочного
оборудования не переплетались и не мешались под ногами.
4.2. Запрещается:
работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под
поднятым кузовом самосвала;
применять пресс - масленки неисправные или другой
конфигурации;
проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной
лопатки;
осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет
письменного разрешения.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был,
смазчик должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему
оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь
доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское
учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим смазчиком, он должен
по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся
работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работ
6.1. По окончании работы смазчик обязан:
6.1.1. Отключить электрооборудование.
6.1.2. Привести в порядок рабочее место. Инструмент,
приспособления и оборудование очистить от смазки и грязи и убрать
в отведенное для них место.
6.1.3. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в
предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную
одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку
(стирку) и ремонт.
6.1.4. Вымыть руки с мылом.
6.1.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы,
известить своего непосредственного руководителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных
профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на
автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и
другими нормативными и методическими документами предназначены для
создания информационно - методической базы по охране труда для
руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном
предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются
и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а
также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ.
Ответственность за своевременную и качественную разработку
инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии
возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны
осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так
как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им
рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций
и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны
труда предприятия.
Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для
работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже
одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций),
к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования
безопасности, - не реже одного раза в три года.
Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении
технологического процесса, условий труда, применении нового
оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции
утверждаются в установленном порядке.
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения
качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими
основных приемов безопасного проведения работ должен иметь
соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также
повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих
инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов
труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов
поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно
основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения
рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и
т.п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при
выполнении производственного задания рабочий, как правило,
основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи -
как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением
установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В
то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении
порученной работы избежать несчастного случая (защитная
деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или
рассматривается им как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей
работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к
наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут
возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций,
действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития
этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала
инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни
своего предприятия, или из информационных и методических
материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того
или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и
безопасно выполнять ту или иную работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
Введение.
Общие положения.
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийной ситуации.
Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи
специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной зашиты (СИЗ).
Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы
выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия
обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать
решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви
(за исключением брезентовой, меховой и овчинно - шубной) за счет
средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров
СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции для
работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и
СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.
В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед
началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические
мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен
пользоваться рабочий для защиты кожи рук.
Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд
инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых,
как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение
правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто
происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ
выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном
предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.
Все представленные типовые инструкции охватывают только
основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях.
Что касается инструкций для других профессий, в частности для
персонала, обслуживающего электроустановки, котельные,
грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и
другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то
они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых
правил и нормативно - технических документов.
|