Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16
Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года
Вводится в действие -
с 27 февраля 1996 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 5
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН
ТОИ Р-200-05-95
Разработана Государственным научно - исследовательским
институтом автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г.
N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями
Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций
по охране труда и Методических указаний по разработке правил и
инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля
1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном
транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и
специалистов автотранспортных организаций при их работе по
разработке инструкций по охране труда для подчиненных им
работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В.,
Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов
Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И.
(Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства).
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном
предприятии.
1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции,
разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с
учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране
труда:
при снятии и установке колес автомобиля (инструкция N 18);
при передвижении по территории и производственным помещениям
автотранспортного предприятия (инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция
N 23).
Заметив нарушение требований безопасности другим работником,
монтировщик шин должен предупредить его о необходимости их
соблюдения.
Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя
совместного комитета (комиссии) по охране труда или
уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного
комитета.
Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную
помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по
оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.
Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых
работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без
получения целевого инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин
допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую
квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж
на рабочем месте по охране труда, обученные безопасным методам
работы, а также прошедшие проверку знаний.
2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный
инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не
должен приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен
проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем -
периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом
России.
2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна
превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется
правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности,
утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным
комитетом.
2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами,
которые могут действовать на него в процессе выполнения работ,
являются:
узлы и детали автомобиля;
оборудование и инструмент.
2.6.1. Узлы и детали автомобиля - падение колеса, вылет
стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса
приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к
смертельному исходу.
2.6.2. Оборудование и инструмент - применение неисправного
инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда
может привести к травмам.
2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и
оборудованием, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не
проинструктирован.
2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в
случае необходимости использовать другие средства индивидуальной
защиты.
2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной
выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты монтировщику шин выдаются:
фартук хлопчатобумажный с нагрудником;
рукавицы комбинированные.
2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной
безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть
внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.
2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем
рабочем месте, а также о неисправностях оборудования,
приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты
монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному
руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных
нарушений и неисправностей.
2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила личной гигиены.
По окончании работ, перед приемом пищи или курением необходимо
мыть руки с мылом.
Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для
этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и
т.п.).
2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на
основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет
ответственность согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работ
3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен:
3.1.1. Надеть средства индивидуальной защиты.
3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все
лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол
скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали
опилками, или сделать это самому.
3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента,
приспособлений и оборудования.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Во время работы монтировщик шин должен:
4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на
шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием,
приспособлениями и инструментом.
4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике
или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его
часть. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо
подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть
автомобиля - специальную подставку (козелок).
4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов
(специальных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.
При работе с пневматическим стационарным подъемником для
перемещения покрышек большого размера фиксировать поднятую
покрышку стопорным устройством.
4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа
и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.
4.1.5. Перед демонтажом шины с обода колеса или бездискового
колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить
воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины,
плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального
стенда или съемника.
4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять
спредер (расширитель).
4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п.
производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту
обода, бортового и замочного колец.
4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное
кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей
внутренней поверхностью.
4.1.10. Накачку шин производить только с применением
предохранительного ограждения или предохранительной вилки
достаточной прочности и величины.
4.1.11. При накачке шин без дозатора давление воздуха
проверять манометром.
4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до
давления 0,5 МПа (0,5 кгс/кв. см) с проверкой положения замочного
кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.
В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца
необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить
положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.
4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление
воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть
уверенность, что правильность монтажа не нарушена.
В случае падения давления в шине более чем на 40% от нормы
необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном
состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и
накачать.
4.2. Запрещается:
монтировать шины на ободы несоответствующего размера, а также
применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;
применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины,
заусенцы и т.п.);
закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;
поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;
накачивать шину свыше установленной нормы;
выбивать диск кувалдой;
регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на
давление свыше установленного заводом - изготовителем, а также
класть на клапан дополнительный груз.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был,
монтировщик шин должен немедленно сообщить работодателю, а
пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или
помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее
медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он
должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о
случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из
окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работы
6.1. По окончании работы монтировщик обязан:
6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить
оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для
них место.
6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в
предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную
одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку
(стирку) и ремонт.
6.1.3. Вымыть руки с мылом.
6.1.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы,
известить своего непосредственного руководителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных
профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на
автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и
другими нормативными и методическими документами предназначены для
создания информационно - методической базы по охране труда для
руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном
предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются
и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а
также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ.
Ответственность за своевременную и качественную разработку
инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии
возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны
осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так
как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им
рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций
и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны
труда предприятия.
Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для
работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже
одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций),
к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования
безопасности, - не реже одного раза в три года.
Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении
технологического процесса, условий труда, применении нового
оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции
утверждаются в установленном порядке.
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения
качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими
основных приемов безопасного проведения работ должен иметь
соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также
повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих
инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов
труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов
поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно
основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения
рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и
т.п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при
выполнении производственного задания рабочий, как правило,
основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи -
как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением
установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В
то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении
порученной работы избежать несчастного случая (защитная
деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или
рассматривается им как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей
работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к
наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут
возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций,
действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития
этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала
инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни
своего предприятия, или из информационных и методических
материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того
или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и
безопасно выполнять ту или иную работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
Введение.
Общие положения.
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийной ситуации.
Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи
специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной зашиты (СИЗ).
Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы
выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия
обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать
решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви
(за исключением брезентовой, меховой и овчинно - шубной) за счет
средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров
СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции для
работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и
СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.
В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед
началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические
мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен
пользоваться рабочий для защиты кожи рук.
Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд
инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых,
как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение
правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто
происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ
выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном
предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.
Все представленные типовые инструкции охватывают только
основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях.
Что касается инструкций для других профессий, в частности для
персонала, обслуживающего электроустановки, котельные,
грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и
другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то
они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых
правил и нормативно - технических документов.
|