МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
23 февраля 1996 г.
Протокол N 4
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА "О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
С момента введения в действие Закона "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации" (январь 1993 г.)
Минздравмедпромом России, Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования, соответствующими органами субъектов
федерации была проведена целенаправленная работа по его
реализации.
В развитие Закона принято более 60 нормативных документов
разного уровня - законодательных органов, Правительства Российской
Федерации, Миндравмедпрома России, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС), в том числе
совместно с Минфином России, Росстрахнадзором, ЦСУ России,
Центробанком России, Государственной налоговой службой России.
За это период в 88 субъектах Федерации созданы территориальные
фонды обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС), 1122 их
филиала, 534 страховых медицинских организаций, имеющих лицензии
Росстрахнадзора на проведение обязательного медицинского
страхования.
На 1 октября 1995 года через систему ОМС частично
финансировалось 6286 лечебно - профилактических учреждений. Из
них: амбулаторно - поликлинических 30%, стационаров 70%.
Количество застрахованных по ОМС составило 100,8 млн. человек, или
68,2% от численности населения Российской Федерации. Обеспечено
страховыми полисами 83 млн. человек.
В настоящее время можно подводить только первые итоги
деятельности системы здравоохранения России с учетом введения
обязательного медицинского страхования, которое должно:
- обеспечить появление дополнительного и стабильного источника
финансирования лечебно - профилактических учреждений;
- повысить качество медицинской помощи через создание
конкурентных отношений между учреждениями здравоохранения и, тем
самым, не только декларативно, но и реально защитить права
пациента;
- создать более справедливую систему оплаты труда работников
здравоохранения с учетом их личного вклада в оказание медицинской
помощи населению.
Введение обязательного медицинского страхования проходит в
сложной экономической обстановке - в процессе перехода страны к
рыночным отношениям. Кроме того, при оценке первых итогов
необходимо учитывать, что практически двухлетний опыт внедрения
этой системы является крайне малым по сравнению с другими
странами, где этот период занимал десятилетия.
Как положительный момент следует расценить, что несмотря на
общеэкономические трудности и, соответственно, нестабильное
финансирование социальной сферы, появление дополнительного
источника финансирования здравоохранения позволило сохранить
доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи ее
объемы и качество, а также создать предпосылки для
совершенствования системы медицинской помощи населению, в первую
очередь ее первичного звена.
За этот период отмечено некоторое снижение показателей общей
смертности от 15.7 в 1994 г. до 15.0 в 1995 г., младенческой
смертности от 18.6 в 1994 г. до 17.7 в 1995 году. Снизилась
заболеваемость управляемыми инфекциями: дифтерией на 10%,
скарлатиной на 1%, коклюшем на 5,7%, корью в 3,7 раза.
Увеличилось число учреждений лечебно - профилактической
помощи, оснащенных современной аппаратурой: ультразвуковой на
1935, эндоскопической на 698, для гипербарической оксигенации на
131, для гемосорбции на 88, для гемодиализа на 37.
В территориальные фонды за 1993-1995 гг. поступило 16,5 трлн.
руб., из них за счет страховых взносов предприятий - 10,6 трлн.
руб. и платежей из бюджета на обязательное медицинское страхование
неработающего населения - 3,8 трлн. рублей. Расходы
территориальных фондов за три года составили 15,3 трлн. рублей, из
них на финансирование территориальных программ ОМС - 11,4 трлн.
рублей.
На укрепление материально - технической базы учреждений
здравоохранения и осуществление отдельных мероприятий по
здравоохранению за указанный период направлено 2,7 трлн. рублей. В
общей сумме этих расходов на приобретение медикаментов,
оборудования и санитарного транспорта выделено 784,8 млрд. рублей.
За три года Федеральным фондом на выравнивание условий
деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования
территориальных программ ОМС истрачено более 520 млрд. рублей.
Динамика изменения расходов на финансирование территориальных
программ и других мероприятий здравоохранения: в 1993 г. - 27,3%,
1994 г. - 74,6%, 9 месяцев 1995 г. - 83,5%. В 1995 году расходы
фондов ОМС все больше приближались к сумме поступлений: в 1
квартале они составили 94%, а за 1 полугодие - 98,8%.
Сформировалось несколько схем реализации Закона о медицинском
страховании. В полном соответствии с Законом работают 23 субъекта
Федерации, где финансирование ЛПУ проводится через страховые
медицинские организации. Наиболее часто встречающаяся схема, по
которой ОМС реализуется в 36 территориях, представлена
территориальными фондами и страховыми медицинскими организациями.
В 13 территориях используется схема, при которой лишь
территориальные фонды выполняют функции страховщика. Это самая
экономичная и простая модель по налогообложению и административным
расходам, однако, функции по аккумулированию средств вступаю в
противоречие с задачами по страхованию населения.
В 17 субъектах Федерации - Закон о медицинском страховании не
реализуется. Работа фондов сводится к сбору средств и
финансированию медицинских учреждений по программам органов
управления здравоохранением.
В 59 субъектах Российской Федерации осуществляются платежи на
обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В то же время, адекватного финансирования системы ОМС не было
обеспечено, имея в виду, что целевой источник финансирования в
виде тарифа страхового взноса (3,6%) к фонду оплаты труда в два
раза меньше расчетного (7,2%), а отсутствие достаточных средств на
уровне местных бюджетов не позволяет обеспечить платежи на
неработающее население.
Декларация хозяйственной самостоятельности ЛПУ в системе ОМС
не предоставила необходимых условий для их полноценной
деятельности, при отсутствии у них достаточной
материально - технической базы, оборотных средств, оптимального
порядка оплаты труда медицинского персонала, подготовленности
медицинских работников к новым условиям работы.
Лечебно - профилактические учреждения, функционирующие в
системе ОМС, в создавшихся условиях нестабильного финансирования
вынуждены работать по тарифам, которые не обеспечивают необходимый
уровень возмещения произведенных в процессе оказания медицинской
помощи затрат. Механизм поступления финансовых средств в ЛПУ слабо
связан с оплатой труда, что существенно снижает экономическую
заинтересованность медицинских работников в предоставлении
медицинской помощи необходимого объема и качества.
Требуют решения в самые сжатые сроки и ряд других вопросов:
- до настоящего времени не определен и не утвержден в
установленном порядке объем и виды медицинской помощи, оказываемой
гражданам России за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС;
- субъекты Федерации разрабатывают свои территориальные
программы, которые должны основываться на стандартах медицинской
помощи, содержащих перечни медицинских услуг по каждой
нозологической форме. Однако, разработка указанных стандартов на
федеральном уровне, с учетом условий их выполнения, к сожалению
затянулась;
- то же самое относится и к нормативной базе, обеспечивающей
порядок и условия лицензирования и аккредитации ЛПУ, проведение
единой ценовой политики в системе ОМС;
- до настоящего времени отсутствует согласованный порядок
взаиморасчетов между территориями. Страховыми полисами ОМС
обеспечено лишь 56% населения. Это является причинами
недоразумений, возникающих при оказании медицинской помощи
иногородним жителям в субъектах Российской Федерации;
- не отработана система контроля качества медицинской помощи;
- не решены вопросы лекарственного обеспечения.
Основной целью дальнейшего реформирования здравоохранения
через механизм обязательного медицинского страхования являются:
- не допустить снижения объемов и видов медицинской и
лекарственной помощи населению;
- сохранить накопленный потенциал здравоохранения и
медицинской науки;
- сосредоточить ограниченные финансовые и другие ресурсы на
развитие наиболее важных направлений здравоохранения в
соответствии с научно - обоснованными приоритетами;
- создать условия для проведения структурно - функциональных
преобразований в здравоохранении и медицинской науке.
Для этого предполагается внесение изменений и дополнений в
действующие нормативно - правовые акты в соответствии со
сложившимися условиями в субъектах Федерации, определение перечня
социально значимых заболеваний, утверждение порядка взаиморасчетов
между территориями, разработка и утверждение федеральных
стандартов медицинской помощи, разработка нормативной базы
экспертизы качества медицинской помощи, программное обеспечение
лицензионно - аккредитационных служб.
КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ
1. Одобрить проведение мероприятия по реализации Закона
Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", как важнейшего направления реформирования
здравоохранения в России.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации при реализации Закона Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обеспечить
формирование и утверждение территориальных программ обязательного
медицинского страхования.
Срок декабрь1996 г.
3. Отделу законодательства и связей с общественными
организациями (Грачева Т.В.), НПО "Медсоцэкономинформ" (Комаров
Ю.М.) совместно с заинтересованными управлениями и Федеральным
фондом ОМС подготовить предложения по внесению в действующие
нормативно - правовые акты изменений и дополнений, направленных на
более эффективное внедрение обязательного медицинского страхования
в систему охраны здоровья населения.
Срок ноябрь 1996 г.
4. Управлению организации медицинской помощи населению
(Карпеев А.А.), Планово - финансовому управлению (Климкин М.В.),
НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением
им.Н.А.Семашко РАМН (Щепин О.П.) совместно с Федеральным фондом
ОМС.
4.1. разработать и представить на согласование с
заинтересованными ведомствами проект Федеральной программы
медицинской помощи населению Российской Федерации;
Срок июнь 1996 г.
4.2. подготовить и представить на утверждение порядок
финансовых взаиморасчетов между органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальными
фондами ОМС при оказании медицинской помощи населению;
Срок июнь 1996 г.
4.3. провести анализ расчетов за медицинскую помощь из средств
ОМС и представить предложения об оптимальном порядке и условиях
оплаты медицинской помощи.
Срок ноябрь 1996 г.
5. Управлению организации медицинской помощи населению
(Карпеев А.А.) совместно с Федеральным фондом ОМС:
5.1. разработать и представить на утверждение положение о
системе контроля качества медицинской помощи;
Срок сентябрь 1996 г.
5.2. совместно с Управлением кадров (Торопцев А.И.)
разработать и представить на утверждение положение о враче -
специалисте, проводящем экспертизу качества медицинской помощи;
Срок июнь 1996 г.
5.3. совместно с Управлением учебных заведений (Володин Н.Н.)
разработать и утвердить программу обучения врачей - специалистов
по вопросам экспертизы качества медицинской помощи, определить
перечень учебных баз для подготовки врачей - специалистов по
программе контроля качества медицинской помощи.
Срок август 1996 г.
6. Управлению организации медицинской помощи населению
(Карпеев А.А.), НИИ социальной гигиены, экономики и управления
здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (Щепин О.П.) совместно с
Федеральным фондом ОМС:
6.1. доработать и представить на утверждение стандарты
медицинской помощи населению и классификатор медицинских услуг;
Срок март 1996 г.
6.2. подготовить к утверждению необходимые нормативные акты
для работы лицензионных органов в субъектах Российской Федерации;
Срок июнь 1996 г.
6.3. разработать и представить на утверждение научно -
обоснованную программу поэтапного внедрения ОМС в различных
регионах Российской Федерации.
Срок сентябрь 1996 г.
7. Управлению по обеспечению лекарственными средствами и
медицинской техникой (Долгополова Т.В.) совместно с
Фармацевтической ассоциацией (Апазов А.Д.) и Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования выработать оптимальные
модели лекарственного обеспечения населения Российской Федерации в
системе ОМС.
Срок сентябрь 1996 г.
8. Управлению организации медицинской помощи населению
(Карпеев А.А.), Главному вычислительному центру Минздравмедпрома
России (Червочкин Э.Н.), НПО "Медсоцэкономинформ" (Комаров Ю.М.)
проанализировать материалы по информационно - программному
обеспечению лицензирования, аккредитации и сертификации
лечебно - профилактических учреждений. Представить на утверждение
соответствующую компьютерно - информационную программу по
лицензированию, аккредитации и сертификации ЛПУ.
Срок июнь 1996 г.
9. Управлению организации медицинской помощи населению
(Карпеев А.А.), Отделу статистики и информатики (Погорелова Э.И.)
совместно с Федеральным фондом ОМС представить для утверждения:
- форму талона амбулаторного пациента;
- отчетную форму 52 "Отчет о деятельности ЛПУ функционирующего
в системе ОМС" и "Инструкцию предоставления сведений о
деятельности ЛПУ работающих в системе ОМС".
Срок июль 1996 г.
10. Планово - финансовому управлению (Климкин М.В.) совместно
с ЦК профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации
(Кузьменко М.М.) и Федеральным фондом ОМС разработать порядок
оплаты труда медицинских работников, оказывающих медицинскую
помощь в системе обязательного медицинского страхования, в
зависимости от объемов и качества медицинской помощи.
Срок октябрь 1996 г.
11. Отделу статистики и информатики (Погорелова Э.И.),
Главному вычислительному центру Минздравмедпрома России (Червочкин
Э.А.), НПО "Медсоцэкономинформ" (Комаров Ю.М.) совместно с
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования
разработать программу взаимодействия информационных систем ОМС с
вычислительным центром Минздравмедпрома России, информационными
системами органов и учреждений здравоохранения в субъектах
Российской Федерации.
Срок сентябрь 1996 г.
12. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя министра Минздравмедпрома России А.Н.Деменкова и
первого заместителя Исполнительного директора Федерального фонда
ОМС Семенова В.Ю.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Исполнительный директор
Федерального фонда ОМС
В.В.ГРИШИН
Секретарь коллегии
Т.В.МАЦУЛЕВИЧ
|