МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 февраля 1996 г. N 85
О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОННОСТИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Проведенными Управлением труда и заработной платы гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации проверками
установлено, что в условиях существенного изменения в последние
годы трудового законодательства, форм и систем оплаты труда и
острого дефицита бюджетных ассигнований на содержание Вооруженных
Сил Российской Федерации во многих органах управления, воинских
частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и
в организациях Министерства обороны Российской Федерации <*> не
принимались действенные меры по неукоснительному соблюдению
законности в трудовых отношениях, жесткой экономии денежных
средств, правильному использованию фондов заработной платы и
материального стимулирования, обеспечению здоровых и безопасных
условий труда на производстве.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Приказа органы управления,
воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия
и организации Министерства обороны Российской Федерации, если не
оговорено особо, для краткости будут именоваться воинскими
частями.
Указанные недостатки приводили к ущемлению прав гражданского
персонала, причинению государству материального ущерба,
травмированию и гибели людей на производстве и являлись основной
причиной направления с мест обоснованных писем, жалоб и заявлений,
в том числе в высшие органы государственной власти. Это, в свою
очередь, наносило моральный урон авторитету Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Так, в воинских частях Северного флота без учета требований
статьи 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации применялось
Положение об условиях работы по совместительству, утвержденное
Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС
от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 <*>, вследствие чего лицам
гражданского персонала, работающим по совместительству в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не
предоставлялись установленные законодательством <**>
государственные гарантии и компенсации.
--------------------------------
<*> Приказ министра обороны 1989 г. N 170.
<**> Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г.
N 286.
В 6 военном совхозе (ЗабВО), 484 управлении начальника работ
(ДВО), 83 комендатуре охраны и обслуживания (СФ) не выполнялись
требования статьи 18 Кодекса законов о труде Российской Федерации
о заключении с гражданами, принимаемыми на работу, трудовых
договоров (контрактов) в письменной форме, а в 6 военном совхозе,
кроме того, в нарушение статьи 135 этого Кодекса незаконно
осуществлялся перевод гражданского персонала на нижеоплачиваемую
работу в качестве дисциплинарного взыскания.
В некоторых воинских частях не соблюдались основные принципы
заключения коллективных договоров и соглашений, установленные
статьей 4 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях" <*> (соблюдение норм законодательства, реальность
обеспечения принимаемых обязательств и др.), что отрицательно
сказывалось на решении вопросов социального партнерства, приводило
к возникновению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
--------------------------------
<*> В указанный Закон внесены изменения и дополнения
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ.
Отдельные командиры воинских частей вследствие низкой личной
исполнительности и безответственного отношения к решению вопросов
социальной защиты подчиненных не обеспечили своевременное
выполнение Приказов министра обороны Российской Федерации 1993 г.
N 498 и 1995 г. N 88, направленных на повышение уровня оплаты
труда отдельных категорий гражданского персонала, что явилось
основной причиной недоплат заработной платы. Так, в медицинском
пункте штаба Дальневосточного военного округа вследствие
невыполнения Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г.
N 498 в течение двух лет не доплачивалась заработная плата
заведующему аптекой и медицинской сестре.
Во многих воинских частях не были приняты меры по жесткой
экономии денежных средств, направляемых на оплату труда и
материальное стимулирование гражданского персонала, что явилось
причиной незаконных выплат, перерасхода фонда заработной платы,
расточительства при расходовании средств фонда материального
стимулирования и иных нарушений.
Помимо причинения государству материального ущерба подобные
факты подрывали престиж честного и добросовестного труда и
наносили урон нравственному воспитанию лиц гражданского персонала.
Так, широкое распространение в некоторых воинских частях
получила практика незаконного установления доплат путем фиктивного
оформления совмещения по вакантным профессиям (должностям).
В Уссурийской КЭЧ района (ДВО) такие доплаты были установлены
бухгалтеру и инспектору по кадрам за якобы выполнение в одно и то
же рабочее время обязанностей по вакантным профессиям (должностям)
слесарей - ремонтников.
В войсковой части 42734 (Управление начальника войск
радиационной, химической и биологической защиты Министерства
обороны Российской Федерации) в 1995 году четырем водителям
автомобилей в течение пяти месяцев незаконно выплачивались
доплаты за совмещение вакантных профессий (должностей) машиниста
тепловоза и дежурного стрелочника.
Характерным недостатком в работе командования воинских частей,
влекущим незаконные выплаты, являлась низкая организация учета
рабочего времени гражданского персонала, особенно работающего по
совместительству.
Так, в 1995 году в военном санатории "Океанский" (ДВО) по
указанной причине шести лицам гражданского персонала незаконно
было оплачено 1200 часов фактически не отработанного по
совместительству рабочего времени, чем государству причинен
материальный ущерб на сумму свыше 1,6 млн. руб.
Не придавалось должного значения в воинских частях определению
порядка использования фонда материального стимулирования.
Практически этот фонд расходовался как гарантированная часть
заработной платы, поскольку всем лицам гражданского персонала без
учета качества, производительности труда и личного вклада каждого
в отдельности в выполнение стоящих перед трудовым коллективом
задач начислялось из данного фонда 50 процентов заработка. Такой
подход дискредитировал сущность стимулирования и не способствовал
повышению заинтересованности работников в добросовестном труде.
В нарушение требований Приказа министра обороны Российской
Федерации 1993 г. N 1 отдельные главные и центральные управления
Министерства обороны Российской Федерации, а также довольствующие
управления (службы) некоторых округов и флотов в 1994 - 1995 годах
при значительном снижении объемов выполняемых работ и услуг (в 2 -
3 раза) в подчиненных воинских частях не принимали своевременных
мер по сокращению численности гражданского персонала (Центральное
вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации,
ЗабВО, УрВО, ДВО, СФ).
По результатам проверок в указанных воинских частях сокращены
93 излишне содержавшиеся должности гражданского персонала с фондом
заработной платы свыше 350 млн. руб.
Неудовлетворительно осуществлялась в воинских частях работа по
созданию здоровых и безопасных условий труда, предупреждению
производственного травматизма.
В большинстве проверенных воинских частей аттестация рабочих
мест в целях определения соответствия условий труда санитарно -
гигиеническим нормам была проведена формально, мер по ликвидации
вредных и опасных факторов производства или снижению их уровня не
принято.
К выполнению работ с повышенной опасностью допускались лица,
не прошедшие обучение и инструктаж. Наряды - допуски на проведение
этих работ не оформлялись, контроль за их выполнением не
осуществлялся.
Командиры воинских частей и подразделений недооценивали
важность проведения мероприятий по охране труда и не предъявляли
должной требовательности к себе и к подчиненным за неукоснительное
соблюдение принятых по этому вопросу законодательных и других
нормативных правовых актов Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Приказы министра обороны Российской Федерации 1993 г.
N 602, 1994 г. N 414, 1995 г. N 31 И 302.
Отмеченные нарушения и недостатки явились основной причиной
сохраняющегося высокого уровня производственного травматизма в
воинских частях Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации,
Забайкальского, Приволжского и Сибирского военных округов,
Главного автобронетанкового управления, Главного военно -
медицинского управления и Управления начальника инженерных войск
Министерства обороны Российской Федерации.
По всем выявленным в ходе проверок фактам нарушений требований
трудового законодательства и причинения государству материального
ущерба приняты меры дисциплинарного воздействия, материальный
ущерб возмещен полностью за счет виновных должностных лиц.
В целях укрепления в Вооруженных Силах Российской Федерации
законности в трудовых отношениях приказываю:
1. Заместителям министра обороны Российской Федерации,
главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим войсками округов, группой войск, флотами, армиями и
флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам
главных и центральных управлений Министерства обороны Российской
Федерации, командирам соединений и воинских частей:
в первом полугодии 1996 года проанализировать состояние работы
по выполнению трудового законодательства, приказов и директив
министра обороны Российской Федерации по вопросам соблюдения
законности в трудовых отношениях, организации, нормирования,
оплаты и охраны труда подчиненного гражданского персонала и
осуществить конкретные меры по устранению имеющихся нарушений и
недостатков в этой работе;
принять необходимые меры по укомплектованию подчиненных
органов труда и заработной платы высококвалифицированными и
требовательными специалистами, способными со знанием дела
осуществлять контроль и обеспечивать соблюдение трудового
законодательства в воинских частях;
обеспечивать заключение коллективных договоров и соглашений в
строгом соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях", предусмотрев в них
обязательства по урегулированию социально-трудовых отношений с
учетом реальности их выполнения и соответствия нормам действующего
законодательства.
При необходимости в первом полугодии 1996 года в установленном
порядке с соответствующими представителями работников внести
изменения в коллективные договоры и соглашения, заключенные в
соответствии с требованиями Приказа министра обороны Российской
Федерации 1995 г. N 247;
организовать достоверный учет рабочего времени гражданского
персонала и выполняемых им работ. Принять безотлагательные меры по
недопущению случаев оплаты труда за фактически неотработанное
время и невыполненный объем работ;
пересмотреть сложившуюся уравнительную практику премирования
гражданского персонала и направить этот вид выплат на
стимулирование добросовестного труда, поставив расходование
средств фонда материального стимулирования в прямую зависимость от
реального трудового вклада каждого работника в выполнение задач,
стоящих перед трудовым коллективом.
В целях обеспечения жизнедеятельности гарнизонов в сложных
климатических условиях, качественного выполнения особо важных и
срочных работ шире практиковать установление рабочим надбавок и
доплат за счет экономии фонда заработной платы и фонда
материального стимулирования, используя эти средства только при
условии фактического выполнения дополнительных объемов работ;
повысить уровень контроля за состоянием условий и охраны труда
на рабочих местах, обеспечить проведение проверок по этим вопросам
в воинских частях, где в 1994 - 1995 годах имелся высокий уровень
производственного травматизма;
улучшить во взаимодействии с органами военной юстиции правовую
подготовленность подчиненных должностных лиц, осуществляющих прием
на работу, начисление и выплату гражданскому персоналу заработной
платы и обеспечивающих для него условия труда, предусмотренные
законодательством о труде, коллективным договором и соглашением
сторон.
Принять меры по обеспечению воинских частей справочниками,
сборниками и иной юридической литературой по вопросам трудового
законодательства.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Управление труда и заработной платы гражданского персонала
Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Приказ довести до отдельной воинской части, учреждения,
военно-учебного заведения, предприятия и организации Министерства
обороны Российской Федерации.
Первый заместитель
Министра обороны
Российской Федерации
А.КОКОШИН
|