ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1996 г. N УБТП-10-12/500
ОБ ОПРОСАХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
В правоприменительной деятельности таможенных органов имеют
место случаи, когда отдельные руководители таможенных постов и
таможен запрещают должностным лицам, в производстве которых
находятся дела о нарушении таможенных правил, производить опросы
сотрудников таможенных органов, проводивших таможенный контроль, а
последним давать объяснения и подписывать протоколы.
В этой связи доводим до сведения следующее.
Сотрудники таможенных органов, осуществляющие возложенные на
них функциональные обязанности по осуществлению таможенного
контроля и таможенного оформления, валютного контроля, начислению
и взиманию таможенных платежей и др., могут непосредственно
обнаруживать нарушения таможенных правил либо являться очевидцами
действий по совершению правонарушения и его выявлению и
пресечению.
При этом они могут располагать информацией не только о событии
правонарушения и его признаках, но и об обстоятельствах, влияющих
на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к
ответственности за нарушение таможенных правил, и о причинах и
условиях, способствовавших его совершению (ст. 320 ТК России), что
делает их незаменимыми источниками доказательств по делам о
нарушении таможенных правил.
Объяснения таких свидетелей имеют существенное значение для
обоснованного и законного разрешения дела по существу на основании
полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех
обстоятельств дела в их совокупности (ст. 322 ТК России).
В соответствии со ст. 314 и ст. 333 ТК России должностное лицо
таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого
находится дело о нарушении таможенных правил, вправе производить
опрос в качестве свидетеля любого физического лица или
должностного лица, которому могут быть известны какие-либо
обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
Исчерпывающий перечень лиц, которые не могут опрашиваться в
качестве свидетеля либо освобождаются от обязанности давать
объяснения, приведен в ст. 314 ТК России. К таким лицам отнесены:
- адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица,
привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, об
обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием
таких услуг и помощи;
- лицо, которое в силу своих физических или психических
недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства,
имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения;
- супруг и близкие родственники физического лица или
должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение
таможенных правил.
При условии соблюдения этих положений сотрудники таможенных
органов в качестве свидетелей в соответствии со ст. 325 ТК России
могут быть опрошены о любых обстоятельствах по делу, подлежащих
установлению, в том числе и о личности физического лица или
должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение
таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним.
За отказ или уклонение от дачи объяснений без уважительных
причин свидетели, в том числе и сотрудники таможенных органов,
несут ответственность, предусмотренную ст. 442 ТК России.
Таким образом, должностные лица таможенных органов, в
производстве или на рассмотрении которых находятся дела о
нарушении таможенных правил, в соответствии с требованиями
Таможенного кодекса Российской Федерации вправе опрашивать в
качестве свидетеля любого сотрудника таможенного органа или
таможенного учреждения, осуществлявшего функции по таможенному
контролю и таможенному оформлению, валютному контролю, начислению
и взиманию таможенных платежей и др., в результате которых
выявлено правонарушение, либо являющегося очевидцем совершения
правонарушений или его выявления и пресечения независимо от его
должностного положения и не спрашивая для этого каких-либо
разрешений.
Устанавливаемые руководителями таможенных органов запреты и
ограничения на осуществление ими таких полномочий являются
незаконными и свидетельствуют либо о непонимании ими сущности и
задач правоохранительной деятельности таможенных органов и
основных законодательных положений о производстве по делам о
нарушении таможенных правил, что крайне негативно характеризует их
профессиональную подготовку, либо о намеренном воспрепятствовании
ведению производства по делу о нарушении таможенных правил.
Кроме того, такие факты крайне отрицательно сказываются на
уровне взаимопонимания и взаимодействия таможенных органов и их
структурных подразделений.
Учитывая изложенное, прошу разъяснить должностным лицам
таможенных органов их права и обязанности при производстве по
делам о нарушении таможенных правил и принять меры, исключающие
возможность возникновения указанных выше ситуаций.
Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями ГТК РФ
М.В.ВАНИН
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|