ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 1996 г. N 242
В связи с телеграммой Росцентробанка от 20 февраля 1996 г.
N 22-96 Центральный банк Российской Федерации направляет для
руководства и использования в работе Примерную программу
проведения проверок в расчетно-кассовых центрах Банка России и в
коммерческих банках своевременного перечисления средств бюджетов
всех уровней на выплату заработной платы с начислениями работникам
организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим
и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и
иных социальных выплат, а также перечисления и зачисления налогов
и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, Центральный банк Российской Федерации просит
Главные управления (Национальные банки) Банка России оказывать
содействие органам федерального казначейства, налоговым,
финансовым органам и отделениям Пенсионного фонда Российской
Федерации при проведении проверок своевременности перечисления и
зачисления средств бюджетов всех уровней на выплату зарплаты и
приравненных к ней платежей и их целевого использования, а также
доходов и других обязательных платежей на счета по учету доходов
бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов.
Первый заместитель
Председателя ЦБ РФ
С.В.АЛЕКСАШЕНКО
Приложение
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ЦЕНТРАХ
БАНКА РОССИИ И В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ СВОЕВРЕМЕННОСТИ
ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ, НАПРАВЛЯЕМЫХ
НА ВЫПЛАТУ ЗАРПЛАТЫ С НАЧИСЛЕНИЯМИ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ
БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ, ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И
СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПЕНСИЙ, СТИПЕНДИЙ,
ПОСОБИЙ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ, А ТАКЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
И ЗАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
НА СЧЕТА ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
1. Общие указания
1.1. Проводимая проверка имеет целью установить,
обеспечивается ли в данном расчетно-кассовом центре Банка России
или коммерческом банке своевременное и правильное проведение
операций со средствами бюджетов всех уровней, в частности
выделенными на выплату зарплаты с начислениями работникам
организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим
и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и
иных социальных выплат, а также перечисление и зачисление налогов
и других обязательных платежей на счета по учету доходов бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Оказать
практическую помощь расчетно-кассовым центрам Банка России и
коммерческим банкам, осуществляющим операции со средствами
бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
1.2. Установить, насколько своевременно и правильно
выполняются расчетно-кассовыми центрами Банка России и
коммерческими банками указания Министерства финансов Российской
Федерации и Центрального банка Российской Федерации по кассовому
исполнению бюджетов и государственных внебюджетных фондов:
- телеграмма Минфина России и Банка России от 12.02.96
N 3-А1-18 и N 237 об открытии учреждениям и организациям
отдельного лицевого счета с отличительным знаком в призначной
части лицевого счета для учета средств бюджетов, выделенных на
выплату зарплаты с начислениями работникам организаций бюджетной
сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов
внутренних дел, пенсий, стипендий и иных социальных выплат;
- телеграмма Минфина России и Банка России об открытии счетов
по учету средств федерального бюджета (балансовый счет N 120) с
правом осуществления операций по этим счетам управлениями
федерального казначейства Минфина России (на территориях, где
созданы органы федерального казначейства);
- телеграмма Минфина России и Банка России об открытии счетов
по учету средств федерального бюджета с правом осуществления
операций по этим счетам территориальными отделениями федерального
казначейства Минфина России (на территориях, где созданы органы
федерального казначейства);
- телеграмма Минфина России, Госналогслужбы России и Банка
России об открытии счетов по учету доходов федерального бюджета
(балансовый счет N 100) с правом осуществления операций по этим
счетам территориальными отделениями федерального казначейства
Минфина России (на территориях, где созданы органы федерального
казначейства);
- телеграмма Минфина России, Госналогслужбы России и Банка
России от 03.06.95, 05.06.95 N N 3-В1-07/62, ВГ-6-03/312 и 72-95 и
письмо Минфина России и Банка России от 30.06.95 N 3-В1-07/75 и
N 01-22-0/545 о предоставлении права органам федерального
казначейства осуществлять перечисления налогов федерального
бюджета, зачисленных в доход федерального бюджета на территории
субъекта Российской Федерации, на счет по учету средств
федерального бюджета для финансирования расходов федерального
бюджета на территории этого субъекта Российской Федерации;
- телеграмма Минфина России, Банка России и Госналогслужбы
России от 12.11.92 N N 03-03-07, 245-92, ИЛ-6-13/370 о ежедневном
перечислении коммерческими банками с отдельного транзитного счета
(балансового счета N 100) налогов и других обязательных платежей,
уплачиваемых налогоплательщиками в доход федерального бюджета, на
счет по учету доходов федерального бюджета (балансовый счет N 100)
в РКЦ Центрального банка Российской Федерации;
- телеграмма Банка России от 30.12.94 N 226-94 об обслуживании
в РКЦ Банка России счетов федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов, бюджетных учреждений и
организаций, а также государственных внебюджетных фондов;
- телеграмма Банка России от 27.07.95 N 91-95 об обслуживании
в РКЦ Центрального банка Российской Федерации счетов
государственных внебюджетных фондов;
- телеграммы Банка России и Минфина России от 28.12.95
N N 151-95, 3-В1-07 и от 24.01.96 N N 12-96, 3-В1-07 о порядке
совершения операций в период заключительных оборотов со средствами
федерального бюджета 1995 года;
- Порядок применения положений Указа Президента Российской
Федерации от 21.11.95 N 1166 "О дополнительных мерах по укреплению
платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской
Федерации", доведенный письмом Пенсионного фонда Российской
Федерации и Банка России от 22.01.96, 26.01.96 N ВБ-01-28/337,
N 231;
- письмо Банка России от 09.07.92 N 14 о введении в действие
Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации;
- письмо Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России
от 13.08.94, 19.08.94 N N ВГ-4-13/94н, 104 с изменениями и
дополнениями (письмо от 2 июня 1995 г. N ВГ-4-13/23н, N 46 от
5 июня 1995 г. N 171) об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных
обязательных платежей;
- письмо Банка России от 29.11.95 N 212 об оплате документов
клиентов;
- письма Банка России от 30.06.94 N 98 и от 22.12.95 N 217 о
платежной дисциплине в народном хозяйстве;
- другие нормативные документы по кассовому исполнению
федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
1.3. Проверки производятся за IV квартал 1995 года, январь и
февраль 1996 года.
1.4. Проверки проводятся в расчетно-кассовых центрах Банка
России и коммерческих банках, в которых открыты счета по учету
доходов федерального бюджета (балансовые счета N N 090, 100), по
учету средств федерального бюджета органов федерального
казначейства, учреждений и организаций, состоящих на федеральном
бюджете (балансовые счета N N 120, 141), счета по учету средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и
организаций, состоящих на местном бюджете (балансовые счета
N N 130 - 134, 142), а также счета Пенсионного фонда Российской
Федерации (балансовый счет N 807).
Выборочно подлежат проверке РКЦ Банка России и коммерческие
банки, в которых открыты счета по учету средств федерального
бюджета на возвратной основе, счета государственных внебюджетных
фондов (Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования, Дорожный фонд и другие).
Выборочно также подлежат проверке коммерческие банки по
вопросу своевременности перечисления ими уплаченных
налогоплательщиками со своих расчетных (текущих) счетов налогов в
бюджеты всех уровней и платежей на счета Пенсионного фонда
Российской Федерации, а также другие государственные внебюджетные
фонды.
2. Схема проведения проверки
2.1. Проверить наличие в РКЦ Банка России и коммерческих
банках нормативных документов, указанных в п. 1.2 настоящей
Программы.
2.2. Проверить правильность и своевременность перечисления
средств бюджетов всех уровней на финансирование расходов
соответствующих бюджетов.
2.2.1. В РКЦ и коммерческих банках, в которых обслуживаются
счета по учету средств федерального бюджета органов федерального
казначейства, проверить своевременность зачисления средств
федерального бюджета на указанные счета, а также своевременность
(не позднее следующего дня после получения соответствующего
документа) и правильность списания с этого счета.
Проверить своевременность и правильность зачисления средств на
счета бюджетополучателей.
2.2.2. Проверить правильность и своевременность открытия
отдельных лицевых счетов с отличительным знаком на балансовых
счетах по учету средств бюджетов всех уровней для зачисления
средств на выплату зарплаты с начислениями работникам организаций
бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и
сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и
иных социальных выплат.
Проверить правильность и своевременность зачисления средств
бюджетов всех уровней на вышеуказанные счета.
2.2.3. Обратить внимание, на какие цели, с учетом назначения
указанного счета, списывались средства бюджетополучателями. В
случае выявления фактов списания средств со счета на цели, не
предусмотренные в назначении платежа, указанные нарушения
оформляются отдельной справкой, которая представляется с актом
проверки.
2.2.4. Проверить, перечислялись ли средства бюджетов,
поступившие на вышеуказанные счета бюджетополучателей от
вышестоящих распорядителей средств по бюджетам, органов
федерального казначейства и финансовых органов, на депозитные и
иные счета, в том числе для оказания временной финансовой помощи
другим организациям. При установлении фактов перечисления средств
со счета бюджетополучателя на расчетный счет необходимо проверить
наличие разрешения Минфина России или соответствующего финансового
органа на совершение указанной операции.
2.2.5. Проверить коммерческие банки, которые обслуживают счета
по учету средств бюджетов всех уровней, органов федерального
казначейства, а также учреждений и организаций, финансируемым за
счет средств бюджетов всех уровней, по вопросу списания средств с
указанных счетов при отсутствии средств на корреспондентском счете
банка.
2.3. Проверить правильность и своевременность перечисления и
зачисления налогов и других обязательных платежей в доходы
бюджетов всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации и
другие государственные внебюджетные фонды, а также причины, по
которым списанные со счетов плательщиков страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации не зачислены по назначению
(информацией по данному вопросу по конкретным коммерческим банкам
располагают отделения Пенсионного фонда Российской Федерации).
2.3.1. Обратить внимание на соблюдение установленных письмами
Банка России от 22.12.95 N 217 и от 29.11.95 N 212 правил
очередности списания средств со счетов налогоплательщиков в уплату
налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней,
Пенсионный фонд Российской Федерации и другие государственные
внебюджетные фонды.
Отразить в акте проверки, допускались ли факты списания
средств со счета налогоплательщика при отсутствии средств на
корреспондентском счете коммерческого банка, а также имелись ли
случаи задержек перечисления средств со счета налогоплательщика на
счета по учету доходов при наличии средств на счете
налогоплательщика и корреспондентском счете банка.
Обратить особое внимание на факты совершения операций
коммерческими банками по платежным поручениям налогоплательщиков
по перечислению налогов в бюджеты всех уровней через промежуточные
счета, в частности, через счета N 904 "Прочие дебиторы и
кредиторы", N 162 "Корреспондентские счета центров взаимных
банковских расчетов".
2.3.2. Проверить соблюдение коммерческими банками
установленного порядка ежедневного перечисления с отдельного
транзитного счета на балансовом счете N 100 налогов и платежей,
зачисленных на счета по учету доходов федерального бюджета в
проверяемом банке, на транзитные счета по учету доходов
федерального бюджета в РКЦ Банка России.
2.3.3. Проверить в РКЦ и коммерческих банках своевременность
(не позднее следующего рабочего дня) распределения органами
федерального казначейства в бюджеты всех уровней налогов и
платежей, зачисленных на балансовый счет N 090 "Налоги,
распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами
различных уровней", на счета по учету доходов федерального бюджета
(балансовые счета N N 100, 130 - 134).
2.3.4. Проверить достоверность представляемых в Главные
управления (Национальные банки) Банка России отчетов по кассовому
исполнению федерального бюджета (ф. ф. 412 и 746) с выписками по
лицевым счетам балансовых счетов N N 100, 120 проверяемого банка.
2.3.5. В ГРКЦ (РКЦ) Главного управления (Национального банка)
Центрального банка Российской Федерации проверить правильность
совершения операций по перечислению федеральных налогов,
поступивших на территории субъекта Российской Федерации в период
между датами составления оперативного отчета о кассовом исполнении
федерального бюджета (ф. 746) и отчета соответствующего органа
федерального казначейства на финансирование расходов федерального
бюджета.
При этом необходимо проверить:
- наличие и правильность составления ведомости расчета суммы
доходов федерального бюджета, подлежащей перечислению на
финансирование расходов федерального бюджета на территории
субъекта Российской Федерации;
- наличие оперативной отчетности территориального управления
федерального казначейства о суммах фактических поступлений в доход
федерального бюджета;
- наличие платежного поручения на перечисление сумм
поступлений в доход федерального бюджета с отдельного активного
счета N 95, открытого на балансовом счете N 100, на лицевой счет
N 99 на балансовом счете N 120;
- правильность перечислений федеральных налогов на счет по
учету средств федерального бюджета, т.е. сумма перечислений не
должна превышать поступления в доходы федерального бюджета по
данной территории за период между датой предыдущего оперативного
отчета о кассовом исполнении федерального бюджета ф. 746,
представленного в Центральный банк Российской Федерации, и датой
оперативного отчета органа федерального казначейства о кассовом
исполнении федерального бюджета.
------------------------------------------------------------------
|