УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 21.03.2003 N 119
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 февраля 1996 г. N 68
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 1995 - 1997 ГОДЫ"
Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 июня
1995 г. N 542 утвердило Федеральную целевую программу "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 1995 - 1997 годы".
Указанным Постановлением органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и
осуществить комплексные региональные и целевые программы
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту.
Постановлением рекомендовано теле- и радиокомпаниям Российской
Федерации предоставлять на льготных условиях время в эфире для
проведения передач, направленных на противодействие
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
Контроль за выполнением Программы возложен на председателя
Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Утверждая Программу, Правительство Российской Федерации
выражает озабоченность тем, что наркомания и связанная с ней
преступность приобретают все более значительные масштабы и самым
существенным образом сказываются на морально-психологической
атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и
правопорядок.
Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих
немедицинское потребление наркотиков. Согласно социологическим
исследованиям их число составляет 1,5 млн. человек - с
прогнозируемым двукратным увеличением к 2000 году. Особую
обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди
молодежи, расширение детской и подростковой наркомании.
Правительство Российской Федерации отмечает, что масштабы и
темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного
оборота наркотических средств свидетельствуют о низкой
результативности принимаемых мер. До настоящего времени медиками и
психологами не разработаны эффективные методы лечения и
реабилитации больных наркоманией. Не создана действенная система
антинаркотической пропаганды.
Главной целью Программы является приостановление роста
незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем -
поэтапное сокращение распространенности наркомании и связанных с
ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и
наращиванию усилий общества в борьбе с нелегальным оборотом
наркотиков, профилактике наркомании и обусловленных этими
явлениями правонарушений.
Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации обращает внимание руководителей органов и
учреждений здравоохранения на серьезные недостатки в области
профилактики и лечения наркомании, обеспечения контроля за
использованием наркотических лекарственных средств.
Особое беспокойство вызывает наметившаяся в некоторых регионах
тенденция к ликвидации самостоятельной наркологической службы,
слиянию ее с психиатрической или другими службами здравоохранения.
Так, за последние 5 лет число наркологических диспансеров
сократилось в 1,5 раза, число наркологических коек - в 2,3 раза.
Руководители местных органов здравоохранения не проявляют должной
настойчивости для сохранения материальной базы наркологической
службы, у наркологических диспансеров изымаются ранее занимавшиеся
ими помещения, не выделяются необходимые средства на их ремонт,
закупку медикаментов и оборудования.
Ослаблен контроль за производством, хранением, отпуском и
использованием наркотических лекарственных средств, что
подтверждается случаями их краж и хищений с мест производства, со
складов, из аптек и лечебных учреждений. Поступлению лекарственных
наркотических средств на "черный рынок" способствуют также хищения
и кражи из лечебных учреждений специальных рецептурных бланков для
выписки наркотиков.
Принимая участие в лицензировании различных видов лечебной и
аптечной деятельности, руководители местных органов
здравоохранения, не задумываясь о последствиях, предоставляют
право закупки, хранения, отпуска и выписывания наркотических
лекарственных средств негосударственным структурам и физическим
лицам.
Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии
больных наркоманией является отсутствие в стране реабилитационных
центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание
пациентов.
До настоящего времени не решен вопрос об использовании в
наркологических учреждениях социальных работников и специалистов
по социальной работе и их подготовке. Наркологические учреждения
по-прежнему испытывают нехватку специально подготовленных
психологов.
Наркологические диспансеры перестали принимать участие в
работе по предупреждению немедицинского потребления наркотиков,
раннему выявлению больных наркоманией и потребителей наркотиков и
привлечению их к лечению.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства
Российской Федерации и в целях повышения эффективности работы
органов и учреждений здравоохранения по предупреждению
злоупотребления наркотиками, профилактике и лечению наркомании
приказываю:
1. Утвердить План мероприятий по реализации Федеральной
целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 -
1997 годы" органами и учреждениями здравоохранения (Приложение).
2. Управлению организации медицинской помощи населению,
Управлению профилактической медицины (Евдаков В.А.), Управлению
обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой
(Долгополова Т.В.), Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.)
усилить контроль за деятельностью органов и учреждений
здравоохранения в области профилактики и лечения наркомании,
подготовки квалифицированных кадров, обеспечения наркологических
учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения
больных наркоманией.
3. Учреждениям Минздравмедпрома России, указанным
ответственными исполнителями в Плане мероприятий, до 30 марта
1996 года представить в Планово-финансовое управление расчеты на
финансирование возложенных на них работ.
4. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской
Федерации ужесточить контроль за исполнением нормативных
документов, регламентирующих правила хранения, учета, применения и
списания наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в
учреждениях здравоохранения и в фармацевтических учреждениях.
Ежегодно осуществлять выборочные проверки деятельности
подведомственных учреждений по этим вопросам, в случае выявления
нарушений принимать к виновным самые строгие меры вплоть до
передачи дел в судебно-следственные органы.
Копии справок по результатам проверок направлять в Управление
организации медицинской помощи населению Минздравмедпрома России.
5. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской
Федерации принять необходимые меры к укреплению материальной базы
сети наркологических учреждений в регионах.
Не допускать ликвидации самостоятельной наркологической службы
в территориях.
6. НИИ наркологии ГНЦ психиатрии и наркологии (Егоров В.Ф.) до
1 апреля 1996 г. представить перечень отечественных и импортных
лекарственных препаратов, используемых для лечения больных
наркоманией, с расчетом их количества, необходимого для
обеспечения наркологических учреждений.
7. Руководителям органов здравоохранения г. Москвы,
Краснодарского края, Пермской, Томской и Калининградской областей
во исполнение Федеральной целевой программы совместно с НИИ
наркологии, Кубанской, Пермской медицинскими академиями и
Сибирским медицинским университетом проработать вопрос о создании
опорных межрегиональных учебно-методических центров,
обеспечивающих внедрение научно обоснованных программ профилактики
и лечения наркомании, реабилитации больных наркоманией.
Предусмотреть создание по одному реабилитационному центру
(отделению) в каждом регионе.
Согласовать с главами администраций вопрос о выделении
необходимых помещений и дополнительного финансирования из местного
бюджета.
8. Управлению организации медицинской помощи населению до
30 марта 1996 года подготовить положение о специалисте по
социальной работе и социальном работнике наркологических
учреждений (подразделений) и рекомендуемые штатные нормативы.
9. Управлению учебных заведений (Володин Н.Н.) до 30 апреля
1996 года проработать вопрос об организации подготовки
специалистов по социальной работе и социальных работников для
наркологической службы.
10. Головными научно-исследовательскими и образовательными
учреждениями (подразделениями) по основным проблемам наркомании
определить:
- по профилактике, выявлению, лечению и реабилитации -
Научно-исследовательский институт наркологии Государственного
научного центра психиатрии и наркологии;
- по разработке и внедрению средств и методов обнаружения
наркотических и других одурманивающих средств в организме человека
и обучению специалистов в этой области - Центральную
химико-токсикологическую лабораторию при Московской медицинской
академии им. И.М. Сеченова;
- по разработке программ последипломного обучения специалистов
наркологических учреждений - кафедру наркологии факультета
послевузовского профессионального образования Московской
медицинской академии им. И.М. Сеченова совместно с кафедрой
наркологии Российской медицинской академии последипломного
образования.
11. Центральной химико-технологической лаборатории при
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (Изотов Б.Н.) до
1 июля 1996 года разработать, согласовать с учреждениями -
исполнителями и представить в Минздравмедпром России проект
приказа министерства об организации на базе кафедр и курсов
токсилогической химии медицинских и фармацевтических институтов
обучение работников лабораторий, обеспечивающий на местах
проведение исследований на наличие наркотических и других
одурманивающих средств в организме человека.
12. Контроль за исполнением настоящего Приказа и выполнением
утвержденного им Плана мероприятий возложить на первого
заместителя министра Москвичева А.М.
Министр здравоохранения и
медицинской промышленности
Российской Федерации
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
Приложение
к Приказу Минздравмедпрома РФ
от 22 февраля 1996 г. N 68
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1995 - 1997 ГОДЫ"
ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
----T------------------------------------T--------------------T--------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦ Исполнители ¦Срок ис-¦
¦ ¦ ¦ ¦полнения¦
+---+------------------------------------+--------------------+--------+
¦ 1. Организационные и правовые меры ¦
¦ ¦
¦1.1¦В целях определения фактических ¦НИИ наркологии ¦IV кв. ¦
¦ ¦масштабов распространения ¦ВНИИ социальной ¦1996 г. ¦
¦ ¦наркомании, незаконного оборота ¦гигиены, ¦ ¦
¦ ¦наркотических средств и психотропных¦экономики и ¦ ¦
¦ ¦веществ (в дальнейшем - ¦организации ¦ ¦
¦ ¦наркотические средства) и связанных ¦здравоохранения ¦ ¦
¦ ¦с этим потерь общества провести ¦им. Н.А. Семашко ¦ ¦
¦ ¦комплексные исследования и ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществить оценку материальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦потерь от распространения наркомании¦ ¦ ¦
¦ ¦в сфере медицины (затраты на лечение¦ ¦ ¦
¦ ¦наркоманов, производство и ¦ ¦ ¦
¦ ¦использование специального ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования, реабилитационные меры,¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание обслуживающего персонала ¦ ¦ ¦
¦ ¦и т.д.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2¦Разработать: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - проект Закона "О медицинской и ¦НИИ наркологии ¦II кв. ¦
¦ ¦социальной реабилитации хронических ¦ ¦1996 г. ¦
¦ ¦алкоголиков и наркоманов"; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - правовые и организационные основы¦НИИ наркологии ¦III кв. ¦
¦ ¦выявления, освидетельствования и ¦ГНЦ социальной и ¦1996 г. ¦
¦ ¦учета различных категорий граждан, ¦судебной психиатрии ¦ ¦
¦ ¦допускающих немедицинское ¦им. В.П. Сербского ¦ ¦
¦ ¦потребление наркотических средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ 2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами ¦
¦ ¦
¦2.1¦В целях предупреждения и сокращения ¦НИИ наркологии ¦1997 г. ¦
¦ ¦незаконного спроса на наркотические ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства разработать: научно ¦ ¦ ¦
¦ ¦обоснованные принципы профилактики ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркомании среди детей и подростков ¦ ¦ ¦
¦ ¦по телевидению и радио, создать ¦ ¦ ¦
¦ ¦пробные образцы теле- и ¦ ¦ ¦
¦ ¦радиоматериалов, мониторинг их ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективности. Разработать комплекс ¦ ¦ ¦
¦ ¦мер по формированию общественного ¦ ¦ ¦
¦ ¦мнения в сторону положительного ¦ ¦ ¦
¦ ¦отношения к антинаркотической и ¦ ¦ ¦
¦ ¦антиалкогольной политике государства¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2¦Определить перечень профессий, ¦Московская ¦IV кв. ¦
¦ ¦допуск к работе по которым должен ¦медицинская академия¦1996 г. ¦
¦ ¦осуществляться после проведения ¦им. И.М. Сеченова ¦ ¦
¦ ¦наркологического контроля ¦НИИ наркологии ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3¦Разработать на основе зарубежного и ¦НИИ наркологии ¦IV кв. ¦
¦ ¦отечественного опыта методические ¦ ¦1996 г. ¦
¦ ¦рекомендации по профилактике ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребления наркотиков на рабочих ¦ ¦ ¦
¦ ¦местах ¦ ¦ ¦
¦ ¦
¦ 3. Лечение, восстановление трудоспособности и ¦
¦ реабилитации лиц, допускающих немедицинское ¦
¦ потребление наркотиков ¦
¦ ¦
¦3.1¦На основе отечественного и ¦НИИ наркологии ¦1997 г. ¦
¦ ¦зарубежного опыта разработать ¦Санкт-Петербургский ¦ ¦
¦ ¦концепцию лечения, реабилитации и ¦психоневрологи- ¦ ¦
¦ ¦ресоциализации больных наркоманией, ¦ческий НИИ ¦ ¦
¦ ¦а также организационно-методические ¦им. В.М. Бехтерева ¦ ¦
¦ ¦модели ее реализации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2¦Продолжить разработку и внедрение в ¦ГНЦ социальной и ¦ ¦
¦ ¦практику: ¦судебной психиатрии ¦ ¦
¦ ¦ ¦им. В.П. Сербского ¦ ¦
¦ ¦ - методов психологической ¦НИИ наркологии ¦1997 г. ¦
¦ ¦защиты, препятствующих употреблению ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркотиков в экстремальных условиях;¦ ¦ ¦
¦ ¦ - психоактивных веществ, ¦НИИ наркологии, ¦1997 г. ¦
¦ ¦отличающихся меньшим наркотическим ¦НИИ фармакологии ¦ ¦
¦ ¦воздействием при высоком ¦ ¦ ¦
¦ ¦болеутоляющем эффекте; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - переносных и стационарных ¦Московская ¦1997 г. ¦
¦ ¦приборов (комплексов) определения ¦медицинская академия¦ ¦
¦ ¦наркотического опьянения на разных ¦им. И.М. Сеченова ¦ ¦
¦ ¦принципах действия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3¦Обеспечить подготовку и ¦НИИ наркологии ¦ ¦
¦ ¦переподготовку специалистов в ¦ ¦ ¦
¦ ¦области профилактики и лечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркомании: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - медицинского персонала ¦ММА ¦ ¦
¦ ¦учебных заведений, медсанчастей, ¦им. И.М. Сеченова ¦ ¦
¦ ¦предприятий и учреждений; ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - специалистов наркологических ¦Российская ¦1997 г. ¦
¦ ¦учреждений здравоохранения и органов¦медицинская академия¦ ¦
¦ ¦внутренних дел ¦последипломного ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦Кафедры медицинских ¦ ¦
¦ ¦ ¦вузов, учреждения ¦ ¦
¦ ¦ ¦последипломного ¦ ¦
¦ ¦ ¦образования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.4¦Создать в пяти регионах России ¦Управление ¦1997 г. ¦
¦ ¦(Москва, Краснодар, Пермь, Томск, ¦организации ¦ ¦
¦ ¦Калининград) опорные межрегиональные¦медицинской ¦ ¦
¦ ¦учебно-методические центры, ¦помощи ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие внедрение научно ¦НИИ наркологии ¦ ¦
¦ ¦обоснованных программ профилактики и¦ ¦ ¦
¦ ¦лечения наркомании, реабилитации ¦ ¦ ¦
¦ ¦больных наркоманией ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.5¦Рекомендовать в регионах с высоким ¦Московская ¦1996 - ¦
¦ ¦уровнем наркотизации населения ¦медицинская академия¦1997 гг.¦
¦ ¦создать диагностические передвижные ¦им. И.М. Сеченова ¦ ¦
¦ ¦наркологические лаборатории ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.6¦Обеспечить наркологические ¦Управление ¦1996 - ¦
¦ ¦учреждения современными ¦обеспечения ¦1997 гг.¦
¦ ¦лекарственными препаратами ¦лекарственными ¦ ¦
¦ ¦направленного действия для лечения ¦средствами и ¦ ¦
¦ ¦наркомании ¦медицинской техникой¦ ¦
¦ ¦ ¦НИИ наркологии ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.7¦Разработать программу профилактики ¦НИИ наркологии ¦IV кв. ¦
¦ ¦СПИДа у больных наркоманией ¦ ¦1996 г. ¦
¦ ¦
¦ 4. Обеспечение контроля за производством и ¦
¦ распределением наркотических средств ¦
¦ ¦
¦4.1¦Пересмотреть списки наркотических ¦Комитет по контролю ¦IV кв. ¦
¦ ¦средств, сильнодействующих веществ, ¦за наркотиками при ¦1996 г. ¦
¦ ¦критерии определения их количества и¦Минздравмедпроме ¦ ¦
¦ ¦опубликовать ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2¦Разработать правовые и ¦Комитет по контролю ¦IV кв. ¦
¦ ¦контрольно-технические правила, ¦за наркотиками при ¦1996 г. ¦
¦ ¦регламентирующие производство, ¦Минздравмедпроме ¦ ¦
¦ ¦хранение, транспортировку, законное ¦России ¦ ¦
¦ ¦использование, списание, ввоз в ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российскую Федерацию и вывоз из ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации наркотических ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств, а также оборудования, ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических веществ и прекурсоров, с ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощью которых или из которых ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможно изготовление наркотических ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3¦Разработать систему ¦ГНИИ по ¦1997 г. ¦
¦ ¦фармакологического контроля за ¦стандартизации ¦ ¦
¦ ¦составом лекарственных препаратов, ¦и контролю ¦ ¦
¦ ¦поступающих в серийное производство ¦лекарственных ¦ ¦
¦ ¦и закупаемых за рубежом ¦средств ¦ ¦
¦ ¦ ¦Комитет по контролю ¦ ¦
¦ ¦ ¦за наркотиками при ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минздравмедпроме ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
L---+------------------------------------+--------------------+---------
Заместитель Начальника
Управления организации
медицинской помощи населению
В.М.ДОНИН
|