УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 21 ФЕВРАЛЯ 1996 Г. N 3
2.5.2. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ СН 2.5.2.047-96 "УРОВНИ ШУМА НА МОРСКИХ СУДАХ"
Noise Levels on Board Marine Ships. Sanitary Norms
Дата введения - с момента утверждения
Содержание
1. Назначение и область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума
5. Дозная оценка шумового воздействия
6. Защита органа слуха
7. Звукоизоляция между помещениями
8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре
Приложение 1. (справочное) Расчет среднесуточной дозы шума
Приложение 2. (обязательное) Инструкции для членов экипажа
и ответственность
Введены взамен - "Санитарные нормы шума на морских судах" N
2498-81.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящие санитарные нормы устанавливают предельно
допустимые уровни шума на рабочих местах, в жилых, служебных и
общественных помещениях, зонах отдыха и др. на судах морского
флота.
1.2. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся,
переоборудуемые и эксплуатируемые морские суда, в т.ч. и суда
река-море. Нормы не распространяются на военные корабли и
войсковые транспорты, а также спортивные и прогулочные суда, не
занятые в коммерческих операциях.
1.3. Санитарные нормы являются обязательными для
судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и
переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного
надзора.
1.4. Требования настоящих норм должны быть учтены в
нормативно-технических документах, ГОСТах, ТУ и др. документах,
регламентирующих конструктивные, технологические и
эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.
1.5. Величины, представленные в данных нормах, следует
рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там,
где это практически осуществимо, уровни шума должны быть ниже
указанных допустимых значений.
2. Нормативные ссылки
В настоящих санитарных нормах использованы ссылки на
следующие документы.
2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения".
2.2. "Санитарные нормы шума на морских судах", N 2498-81,
Министерство здравоохранения СССР, 1981 г.
2.3. "Методические рекомендации по дозной оценке
производственных шумов", N 2908-82. Главное
санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР, М., 1982
г.
2.4. Code on Noise levels on Board Ships. Interational
Maritime Organization (ИМО), London, 1982 г.
25. РД 5.3107-77. КСКК.ОМТ. "Конструкции звукоизолирующие
корабельные. Методы испытаний".
2.6. ГОСТ 12.1.020.79. "Шум. Метод контроля на морских и
речных судах"
3. Определения
3.1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа
помещений, в которых установлены главные, вспомогательные
двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной
энергетической установки и судна в целом.
3.2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное
помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы
дистанционного управления главной энергетической установкой,
вспомогательными механизмами и системами.
3.3. Производственные помещения - помещения, в которых
установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины
и станки (судовые мастерские, камбуз и т.п.).
3.4. Служебные помещения - рулевая, штурманская,
багермейстерская рубки, радиорубка и другие помещения,
предназначенные для управления судном и ведения документации.
3.5. Основное рабочее место - место наиболее длительного
пребывания вахтенного.
3.6. Общественные помещения - столовые, кают-компании,
салоны, клубы, библиотека, помещения для любительских занятий и
занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т.п.
3.7. Жилые (спальные) помещения - жилые каюты экипажа и
пассажиров и спальные помещения в блок-каютах комсостава.
3.8. Медицинские помещения - помещения для медицинского
обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор
и др.
3.9. Зона отдыха - открытые площадки и проходы на всех
ярусах надстройки и другие места на открытых палубах,
предусмотренные для отдыха плавсостава и пассажиров.
3.10. Эквивалентный (по энергии) уровень постоянного шума -
условный уровень, создающий за период времени Т ту же дозу, что
и реальный шум с неодинаковыми уровнями воздействия на члена
экипажа, например, при нахождении в помещениях или зонах с
разными уровнями постоянного шума во время рабочего периода или
в периоды отдыха. Обозначение - Lэкв(Т), измеряется в дБ или дБА.
3.11. Доза шума - интегральная величина звуковой энергии за
время воздействия шума; единица измерения дозы Д = Па2 x ч.
Суточная доза - воздействие за 24 часа.
3.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) органа слуха -
противошумные наушники и противошумные вкладыши по ГОСТу
12.4.051-87.
3.13. Индекс изоляции воздушного шума (Ja) - одночисловая
характеристика звукоизоляции ограждающих конструкций в дБ.
3.14. Постоянный шум - шум, уровень которого меняется в
течение 1 мин менее чем на 5 дБА при измерении на характеристике
"медленно".
3.15. Энергетическое отделение с периодическим
обслуживанием - помещение, в котором нахождение членов экипажа
на ходу судна не более 1 часа за вахту (при наличии
дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или
ходового мостика).
3.16. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием
- помещение, в котором нахождение членов экипажа на ходу судна
не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации
управления энергетической установкой и вспомогательным
оборудованием).
4. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума
4.1. Нормируемыми параметрами шума на морских судах
устанавливаются уровни звукового давления L, дБ, в октавных
полосах со среднегеометрическими частотами 31, 63, 125, 250,
500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц и взвешенный по характеристике А
уровень звука LA, дБА (А-уровень).
Примечание: На эксплуатируемых судах, а также строящихся
серийных, допускается в качестве основной измеряемой и
нормируемой величины принимать уровень звука LA, дБА.
4.2. Воздействие постоянного шума с разными уровнями LAi
следует оценивать по эквивалентному уровню звука LАэкв(Т), дБА,
определяемому с помощью дозиметра или расчетом по формуле:
1 n
LАэкв(Т) = 101g (--- Сумма 10 x 0,1LAi) x ti), (1)
T i=1
где n - число промежутков времени, в которые вахтенный подвергается
воздействию уровня звука LAi;
ti - продолжительность воздействия звука в часах с уровнем LAi;
Т - период времени, за который определяется эквивалентный уровень
звука.
4.3. Эквивалентный уровень звука, определенный за непрерывный
рабочий период Т=8 часов в машинном отделении или в
производственных помещениях, не должен превышать Lэкв(8)=80 дБА. В
случае превышения нормы, время нахождения работающего в зоне или
помещении с наибольшим уровнем шума должно быть сокращено, в
соответствии с формулой (1), на величину, обеспечивающую
выполнение Lэкв(8)=80 дБА.
4.4. Допустимые уровни шума устанавливаются в зависимости
от назначения помещений, длительности воздействия шума, условий
пребывания экипажа на судне соответственно классификации судов в
санитарных правилах для морских судов.
4.5. Предельные величины допускаемых уровней шума в
октавных полосах частот и по А-уровню устанавливаются согласно
таблице 1.
Примечание: Форма предельных спектров (ПС) в октавных
полосах частот принята в соответствии с рекомендациями ИСО R
1996, за исключением ПС в ЭО с периодическим и безвахтенным
обслуживанием в октавах 31 и 63 Гц, где допустимый уровень
ограничен 115 дБ. Номер ПС оценивается по числу дБ в октаве 1000
Гц.
4.6. Максимальный уровень звука в ЭО и на рабочих местах в
других посещаемых помещениях не должен превышать 110 дБА.
Запрещается нахождение людей в зонах с уровнями шума 120 дБА и
выше даже при использовании СИЗ.
Примечание: Эпизодическая (случайная) работа в помещениях
(зонах) с уровнями шума 110-119 дБА, например при устранении
неполадок, допускается не более 4-х часов в сутки с применением
одновременно противошумных наушников и противошумных вкладышей.
5. Дозная оценка шумового воздействия
5.1. Для оценки степени воздействия шума с разными уровнями
следует производить расчет энергетической дозы шума или
измерение ее с помощью дозиметров. На практике целесообразно
использовать относительное значение дозы шума - ДШ в долях от
допустимой дозы - Д доп.
Д
ДШ = ------,
Д доп.
где Д - фактическое значение дозы.
5.2. Среднесуточная доза шума - ДШ (24), определяется по
трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым
периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности
плавсостава - труд, внепроизводственное время и сон. (см.
приложение 1).
5.3. Среднесуточная доза шума, которую получает та или иная
категория плавсостава, с учетом применения средств
индивидуальной защиты, при уровнях свыше 80 дБА, не должна
превышать 1.
При ДШ (24) > 1 должны быть выполнены работы по снижению
шума или изменен режим труда за счет сокращения времени
воздействия в наиболее шумных помещениях, устанавливаемого
расчетом дозы.
6. Защита органа слуха
6.1. Индивидуальные средства защиты должны применяться на
рабочих местах во всех случаях, когда член экипажа подвергается
воздействию шума с уровнем более 80 дБА.
Таблица 1
Предельные величины допустимых уровней шума на морских судах
--------------------T--------------------------------------------T------¬
¦Наименование поме-¦ Уровни звукового давления, дБ, в октавных ¦Уро- ¦
¦щений и мест работы¦ полосах частот, Гц ¦вень ¦
¦и отдыха +----T----T----T----T----T----T----T----T----+звука,¦
¦ ¦ 31¦ 63¦ 125¦ 250¦ 500¦1000¦2000¦4000¦8000¦ LA, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дБА ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦ Энергетическое отделение ¦
+-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
¦1. С постоянной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вахтой ¦ 109¦ 99¦ 92¦ 87¦ 83¦ 80¦ 78¦ 76¦ 74¦ 85* ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦2. С периодическим¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживанием ¦ 115¦ 115¦ 111¦ 106¦ 103¦ 100¦ 98¦ 96¦ 94¦ 105**¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦3. С безвахтенным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обслуживанием ¦ 115¦ 115¦ 114¦ 111¦ 108¦ 105¦ 103¦ 101¦ 99¦ 110**¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦4. Центральный пост¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦управления с энер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гетической установ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кой (ЦПУ) ¦ 103¦ 92¦ 82¦ 77¦ 73¦ 70¦ 68¦ 66¦ 64¦ 75 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦ Производственные помещения и рабочие места ¦
+-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
¦5. Расположенные в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергетическом от-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦делении ¦ 109¦ 99¦ 92¦ 87¦ 83¦ 80¦ 78¦ 76¦ 74¦ 80 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦6. Расположенные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вне энергетического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отделения ¦ 103¦ 92¦ 82¦ 77¦ 73¦ 70¦ 68¦ 66¦ 64¦ 75 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦7. Производственные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦цеха и рабочие мес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦та на палубах ры-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бопромысловых судов¦ 106¦ 95¦ 87¦ 82¦ 78¦ 75¦ 73¦ 71¦ 69¦ 80 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦8. Рабочие места в ¦ 114¦ 104¦ 97¦ 92¦ 88¦ 85¦ 83¦ 81¦ 79¦ 90**¦
¦трюмах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦ Служебные помещения ¦
+-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
¦9. Ходовой мостик,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦штурманская рубка,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦посты управления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вне энергетического¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отделения и др. ¦ 95¦ 83¦ 74¦ 67¦ 63¦ 60¦ 58¦ 56¦ 54¦ 65 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦10. Крылья ходового¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мостика и другие¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦посты прослушивания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦звуковых сигналов ¦ 99¦ 87¦ 79¦ 71¦ 68¦ 65¦ 63¦ 61¦ 59¦ 70 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦11. Радиорубка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(операторная) с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦включенным оборудо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванием не произво-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дящим аудиосигналы ¦ 92¦ 79¦ 70¦ 63¦ 58¦ 55¦ 53¦ 51¦ 49¦ 60 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦ Общественные помещения ¦
+-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
¦12. Кают-компания,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦столовая, салоны,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кабинеты в каютах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комсостава, клубы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦библиотека ¦ 92¦ 79¦ 70¦ 63¦ 58¦ 55¦ 53¦ 51¦ 49¦ 60 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦13. Пассажирские¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦салоны, рестораны,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦буфеты, помещения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для любительских¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦занятий и занятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спортом ¦ 95¦ 83¦ 74¦ 67¦ 63¦ 60¦ 58¦ 56¦ 54¦ 65 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦14. Зоны отдыха на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦открытых палубах ¦ 103¦ 92¦ 82¦ 77¦ 73¦ 70¦ 68¦ 66¦ 64¦ 75 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦ Жилые (спальные) помещения и помещения медицинского назначения ¦
+-------------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T------+
¦15. Для судов I и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦II категории ¦ 89¦ 76¦ 66¦ 59¦ 53¦ 50¦ 48¦ 46¦ 44¦ 55 ¦
+-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------+
¦16. Для судов III и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦IV категории ¦ 92¦ 79¦ 70¦ 63¦ 58¦ 55¦ 53¦ 51¦ 49¦ 60 ¦
L-------------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-------
------------------------------
* Для вахтенного режима (две вахты в сутки по 4 часа с
отдыхом 8 часов между ними).
** Применение индивидуальных средств обязательно.
Применение средств индивидуальной защиты органа слуха не
должно рассматриваться при проектировании и строительстве судна
как замена конструктивных мер по снижению шума.
6.2. Средства индивидуальной защиты должны отвечать
требованиям ГОСТа 12.4.051-87 и обеспечивать в судовых условиях
ослабление звука не ниже СИЗ класса "А".
6.3. Члены экипажа должны получить инструктаж относительно
применения средств индивидуальной защиты органа слуха в
соответствии с приложением 2.
7. Звукоизоляция между помещениями
7.1. Звукоизоляция ограждений между помещениями должна
обеспечивать возможность отдыха членов экипажа даже в том
случае, если в соседних помещениях идет активная жизнь (музыка,
разговоры, просмотр фильмов, телепередач и др.).
7.2. Индекс изоляции по воздушному шуму Ja, дБ, не должен
быть ниже:
между каютами Ja=30;
между медицинскими помещениями и каютами, а также между
каютами и кают-компанией, столовой, спортзалом или другими
шумными помещениями, в которых максимальный уровень может
достигать 85 дБА, Ja=45;
между каютой и коридором Ja=30.
Примечание: Метод оценки звукоизоляции между судовыми
помещениями см. РД 5.3107-77.
8. Условия измерений и требования к измерительной аппаратуре
8.1. Измерения шума должны выполняться по возможности
прецизионными шумомерами (1-го класса), отвечающими требованиям
ГОСТа 17187-81, и октавными электрическими фильтрами по ГОСТу
17168-82. Непостоянный шум измеряется интегрирующим шумомером.
Эквивалентный шум определяется индивидуальными дозиметрами или с
помощью расчета.
8.2. Измерения шума выполняются по программе, содержащей
основные характеристики судна, режимы испытаний на ходу и на
стоянке, схемы расположения точек измерений, методические
указания по проведению измерений и форму представления
результатов в соответствии с ГОСТом 12.1.020-79 и/или Кодексом
ИМО по контролю шума на судах, Резолюция А.468 (XII).
8.3. В программе испытаний ледоколов и судов ледового
плавания должны быть предусмотрены измерения шума на ходовых
испытаниях на чистой воде (спецификационном режиме) и во льдах.
При испытаниях во льдах мощность энергетической установки должна
быть 0,7-0,9 от номинальной мощности и скорость судна 0,4-0,6 от
спецификационного полного хода на чистой воде. Во время
измерений должна работать система пневмообмыва, если таковая
имеется. При этом уровни шума в жилых, общественных и служебных
помещениях не должны повышаться в сравнении с испытаниями на
чистой воде более чем на 5 дБА.
9. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению и
снижению
вредного воздействия шума
9.1. На стадии проектирования судов должны производиться
расчет ожидаемых уровней шума и среднесуточная дозная оценка
шумового воздействия, подтверждающие выполнение требований
настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам
ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся
в протокол ходовых испытаний.
9.2. Испытания головных судов должны организовываться
верфью-строителем судна, производиться компетентными
специалистами лабораторий (центров), аккредитованных
Госстандартом, Госсанэпиднадзором и другими организациями,
имеющими на это право.
9.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по
снижению шума на рабочих местах и в помещениях, где при
испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм,
определяются Верфью совместно с Бюро-проектантом и
согласовываются с органами Санэпиднадзора. После выполнения
согласованных дополнительных мероприятий акустические испытания
организовываются верфью повторно по согласованной программе.
9.4. В случае превышения санитарных норм шума после
дополнительно проведенных мероприятий по их снижению, вопрос о
приемке головного судна и строительства судов серии выносится на
согласование в Госкомитет по Санэпиднадзору РФ.
9.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на
борту копию протокола результатов измерений уровней шума, с
которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год,
знакомить экипаж судна и инструктировать о возможных
неблагоприятных последствиях воздействия высоких уровней шума на
организм и необходимости пользования и правильного применения
средств защиты органов слуха, см. приложение 2.
9.6. Зоны с уровнями звука выше 80 дБА должны обозначаться
знаками безопасности в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76.
Работающих в этих зонах судовладелец обязан обеспечивать
средствами индивидуальной защиты по ГОСТу 12.4.051-87 и
периодически их обновлять.
9.7. Судовладелец и администрация судна несут
ответственность за обеспечение судна средствами снижения шума,
содержанием их в исправности и проведение мер по организации
снижения вредного воздействия шума таким образом, чтобы
удовлетворялись требования санитарных норм, см. приложение 2.
Приложение 1
(справочное)
к нормам СН 2.5.2.047-96
от 21 февраля 1996 г. N 3
Расчет среднесуточной дозы шума
В связи с неодинаковыми уровнями шума и периодами его
воздействия в различных местах рабочей зоны (например, машинное
отделение у главных и вспомогательных двигателей, в котельном
отделении, мастерской, сепараторной, ЦПУ), при расчете
парциальной дозы производственного шума за восемь часов следует
исходить из полученных измерением или расчетом фактических
значений эквивалентного уровня звука. В расчете следует
принимать во внимание, возможные в условиях рейса изменения
продолжительности воздействия шума в зависимости от текущих
процессов эксплуатации энергетической установки или судна в
целом.
При расчете эквивалентного уровня звука за восьмичасовой
рабочий период, а также периоды активного отдыха и сна, следует
пользоваться поправками Li на время действия ti каждого уровня,
представленными в таблице 1п, или рассчитываемыми по формуле
Li=10 lg(ti/480), где ti время в минутах.
Таблица 1п
-------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T-----T------¬
¦Вре- ¦час. ¦ 8 ¦ 7 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 0,5¦ 15 ¦ 5 ¦
¦мя ti ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мин ¦ мин ¦
¦ +-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------+
¦ ¦ % ¦ 100¦ 88 ¦ 75 ¦ 62 ¦ 50 ¦ 38 ¦ 25 ¦ 12 ¦ 6 ¦ 3 ¦ 1 ¦
+------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+------+
¦Поп- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рав- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ка Li,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБа ¦ ¦ 0 ¦-0,6¦-1,2¦ -2 ¦ -3 ¦-4,2¦ -6 ¦ -9 ¦ -12 ¦ -15 ¦ -20 ¦
L------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-------
К каждому измеренному уровню необходимо прибавить поправку
(с учетом знака) по таблице 1п, соответствующей его времени
действия. Затем полученные уровни складываются в соответствии с
ГОСТом 12.1.050-86 по правилам энергетического суммирования
уровней, таблица 2п.
Таблица 2п
-------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
¦Раз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦двух ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦скла- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дыва- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦емых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уров- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ней, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБА ¦ 0 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦
+------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦Добав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ка к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦высо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уров- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ню, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБА ¦ 3,0¦ 2,5¦ 2,0¦ 1,8¦ 1,5¦ 1,2¦ 1,0¦ 0,8¦ 0,6¦ 0,5¦ 0,4¦ 0,2¦ 0 ¦
L------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Энергетическое суммирование уровней по таблице проводят в
следующем порядке:
1) вычисляют разность складываемых наибольших уровней;
2) определяют добавку к более высокому уровню;
3) прибавляют добавку к более высокому уровню;
4) аналогичные действия производят с полученной суммой и
третьим по величине уровнем и т.д.
Таблица 3п
Соотношение между разностью уровней звука (фактический минус
допустимый) и дозами шума
------------------------------------T-----------------------------------¬
¦Разность фактического и допустимого¦ Доля для допустимой дозы шума, ¦
¦ уровней (дБА экв.) ¦ к-во раз ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -10 ¦ 0,1 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -9 ¦ 0,13 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -8 ¦ 0,16 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -7 ¦ 0,2 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -6 ¦ 0,25 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -5 ¦ 0,32 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -4 ¦ 0,4 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -3 ¦ 0,5 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -2 ¦ 0,63 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ -1 ¦ 0,8 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 0 ¦ 1,0 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 1 ¦ 1,3 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 2 ¦ 1,6 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 3 ¦ 2,0 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 4 ¦ 2,5 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 5 ¦ 3,2 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 6 ¦ 4,0 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 7 ¦ 5,0 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 8 ¦ 6,3 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 9 ¦ 8,0 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 10 ¦ 10 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 11 ¦ 13 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 12 ¦ 16 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 13 ¦ 20 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 14 ¦ 25 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 15 ¦ 32 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 16 ¦ 40 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 17 ¦ 50 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 18 ¦ 63 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 19 ¦ 80 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 20 ¦ 100 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 21 ¦ 130 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 22 ¦ 160 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 23 ¦ 200 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 24 ¦ 250 ¦
+-----------------------------------+-----------------------------------+
¦ 25 ¦ 320 ¦
L-----------------------------------+------------------------------------
Полученный результат и представляет собой суммарный
эквивалентный уровень звука.
Расчет парциальных доз шума для 3-х восьмичасовых периодов
жизнедеятельности плавсостава - труд (рабочий период),
внепроизводственное время (отдых) и сон, проводят по разности
между фактическими и соответствующими допустимыми уровнями
эквивалентного звука. Для этого находят три значения разностей и
по табл.3п соответствующие им парциальные превышения допустимых
доз (количество раз) для каждого периода. Если Д меньше Д доп.,
то ДШ меньше 1.
Среднесуточную дозу определяют делением суммы парциальных
доз на 3 (число отдельных периодов в течение суток):
ДШрп. + ДШотд. + ДШсон
ДШ (24) = ------------------------
3
При среднесуточной дозе шума не более единицы (ДШ (24) < 1)
обеспечиваются нормируемые акустические условия судовой среды.
Пример расчета среднесуточной дозы шума
1. В течение суток время 3-го вахтенного механика
распределяется следующим образом.
1) Рабочий период - 8 часов;
6 час. (75%) - в ЦПУ;
2 час. (25%) - в энергетическом отделении, из них: 40 мин
(8,5%) у главного двигателя, 20 мин (4%) у вспомогательных
дизель-генераторов, 60 мин (12,5%) - у сепараторов топлива.
2) Активный отдых - 8 часов в общественных помещениях.
3) Сон - 8 часов, в каюте.
2. Предельно-допустимые эквивалентные уровни (табл.1).
Для рабочего периода - 80 дБА; для периода активного отдыха
- 60 дБА; для периода сна, каюты - 55 дБА.
3. Фактические средние измеренные уровни шума.
Энергетическое отделение:
у главного дизеля - 100 дБА;
у вспомогательных дизель-генераторов - 103 дБА;
в сепараторной - 90 дБА;
в ЦПУ - 70 дБА;
в общественных помещениях - 63 дБА;
в каюте - 50 дБА.
4. Эквивалентные уровни.
По таблице 1п определяются поправки для каждого уровня с
учетом временного фактора.
Для рабочей зоны механика, включающей три точки в ЭО, а
также ЦПУ, поправки у главного дизеля - 10,7 дБА; у ВДГ - 13,8
дБА; в сепараторной - 9 дБА; в ЦПУ - 1,2 дБА (все поправки с
минусом).
После суммирования значений, скорректированных уровней (с
учетом знака поправки) определены следующие эквивалентные уровни:
у главного двигателя - 89,3 дБА;
у ВДГ - 89,2 дБА;
в сепараторной - 81 дБА;
в ЦПУ - 68,8 дБА.
Энергетическое суммирование полученных уровней звука в
соответствии с таблицей 2п, дает эквивалентный за 8 часов
уровень шума, воздействующий на механика в рабочее время.
Lэкв(8) = L(89,3; 89,2; 81; 68,8) = 93,5 дБА,
при допустимой величине Lдоп(8) = 80 дБА.
5. По разности уровней
Lэкв(8)-Lдоп(8) = 93,5-80,0 = 13,5 дБА по таблице 3п
определяется парциальная доза воздействия, За рабочий период
ДШрп = 20,0, т.е. воздействие шума на механика за время двух
вахт превышает допустимую дозу в 22 раза.
6. Парциальные дозы за внепроизводственный период (активный
отдых) и период сна.
Для периодов активного отдыха и сна в общественных
помещениях и в каюте поправки за 8 часов воздействия,
определяемые по таблице 1п равны нулю. Поэтому эквивалентные
уровни будут равны измеренным значениям:
для периода активного отдыха - Lэкв(8) = 63 дБА;
для периода сна - Lэкв(8) = 50 дБА.
Разность между измеренными и допустимыми уровнями:
для периода активного отдыха 63-60 = 3 дБ;
для периода сна 50 - 55 = -5 дБА.
Парциальные дозы шума, определяемые по таблице 3п равны:
для периода активного отдыха (разность 3 дБА) - ДШотд - 2,0;
для периода сна (разность - 5 дБА) - ДШ сон = 0,3.
Среднесуточная доза шума определяется делением суммы
парциальных доз на 3 (число отдельных периодов в течение суток).
ДШрп + ДШотд + ДШсон 22 + 2,0 + 0,3
ДШ(24) = --------------------- = ---------------- = 8,1
3 3
Среднесуточная доза шума при отсутствии средств
индивидуальной защиты органа слуха у механика, посещавшего во
время вахты шумное энергетическое отделение, превышена в 8,1
раза.
Приложение 2
(обязательное)
к нормам СН 2.5.2.047-96
от 21 февраля 1996 г. N 3
1. Инструкции для членов экипажа.
1.1. Члены экипажа должны быть проинструктированы
относительно опасности высоких уровней шума, продолжительности
их воздействия и возможной потери слуха в связи с этим.
Инструктаж должен проводиться вначале для всех членов команды и
затем, периодически, не реже одного раза в год, для тех, кто
регулярно работает в помещениях с уровнями шума, превышающими 80
дБА. Инструктаж должен включать указания:
- о пределах воздействия шума, приведенных в табл.1, и
применяемых предупреждающих надписях и знаках безопасности;
- о типах средств индивидуальной защиты органов слуха, их
приблизительной эффективности, правилах использования,
особенностях подгонки и возможных осложнениях, возникающих при
первоначальном применении;
- о программе по защите органа слуха, которая может
применяться при работе в помещениях с предупреждающими надписями;
- о некоторых возможных признаках потери слуха, как,
например, звон в ушах, глухота, чувство заложенности в ушах.
1.2. Члены экипажа должны быть проинструктированы
относительно правильной эксплуатации и ремонта механизмов,
глушителей и других устройств, снижающих шум, для того, чтобы
исключить возможность возникновения дополнительного шума.
2. Ответственность судовладельца.
2.1. Судовладелец несет ответственность за обеспечение
судна средствами снижения шума, содержанием их в исправности и
проведение мер по ограничению вредного воздействия шума таким
образом, чтобы удовлетворялись требования Санитарных норм.
2.2. В тех случаях, когда уровни шума в каких-либо
помещениях превосходят предел 85 дБА, судовладелец должен
убедиться в том, что:
- помещение четко обозначено и имеет предупреждающие
надписи и знаки безопасности в соответствии с ГОСТ-ом
12.4.026-76;
- капитан и старшие офицеры проинструктированы в важности
контроля за посещением шумных помещений и использования
соответствующих СИЗ;
- необходимые средства для индивидуальной защиты органа
слуха подготовлены в достаточном количестве для снабжения ими
каждого члена экипажа;
- передана инструкция капитану, старшим офицерам и офицеру,
ответственному за технику безопасности на судне, в которой дана
рекомендация о доведении до сведения членов экипажа указаний,
приведенных в разделах 4, 5, 6 и 9.
3. Ответственность членов экипажа.
3.1. Член экипажа должен отвечать за то, чтобы:
- применялись предусмотренные меры по снижению вредного
воздействия шума;
- о дефектах противошумового оборудования было сообщено
ответственному лицу;
- соответствующие средства индивидуальной защиты, как
правило, одевались при входе в помещения, в которых их
применение оговорено предупредительными надписями, и чтобы они
не снимались даже на короткие периоды;
- используемые средства индивидуальной защиты не были
повреждены, применялись правильно и содержались в чистом виде.
|