ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 1996 г. No. С5-7/ОЗ-95
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
вступил в силу Федеральный закон "О соглашениях о разделе
продукции" (далее - Закон). Закон опубликован в "Российской
газете" 11 января 1996 г. No. 5.
1. Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих
в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в
поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории
Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в
пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на
условиях соглашений о разделе продукции.
2. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе
заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе
продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений
(п. 1 ст. 1).
Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи
минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее
транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования,
реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением
о разделе продукции, заключаемым в соответствии с данным Законом.
Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие
гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с
названным Законом и гражданским законодательством Российской
Федерации (п. 3 ст. 1).
3. Согласно Закону соглашение о разделе продукции (далее -
соглашение) является договором, в соответствии с которым
Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской
деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный
срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального
сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение
связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить
проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение
определяет все необходимые условия, связанные с пользованием
недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной
продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями
Закона (п. 1 ст. 2).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2
статьи 2 Закона условия пользования недрами, установленные в
соглашении, не должны противоречить требованиям Закона Российской
Федерации "О недрах". Лицензия на пользование недрами,
удостоверяющая право пользования участком недр, выдается в
соответствии с положениями статьи 4 данного Закона, и отказ в
выдаче лицензии не допускается. Прекращение обязательств по
использованию лицензий устанавливается в судебном порядке по
основаниям данного Закона и Закона Российской Федерации "О
недрах".
Соглашения, заключенные Российской Федерацией с инвесторами до
вступления в силу данного Закона, считаются соответствующими
положениям этого Закона (п. 5 ст. 2).
4. Согласно статье 3 Закона сторонами соглашения являются
Российская Федерация (далее - государство) и инвесторы. При этом
установлено, что от имени Российской Федерации в соглашении
выступают Правительство Российской Федерации и орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории
которого расположен предоставляемый в пользование участок недр,
или уполномоченные ими органы, а под инвесторами понимаются
граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические
лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и
не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц,
осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных
средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку
и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на
условиях соглашения.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона срок действия
соглашения устанавливается сторонами в соответствии с
законодательством Российской Федерации, действующим на день
соглашения.
6. В главе II Закона решаются вопросы, связанные с заключением
и исполнением соглашений.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона соглашения
заключаются государством с победителем конкурса или аукциона,
проводимых в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем
через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. При
этом соглашения, связанные с использованием участков на
континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на
участках, отнесенных к особым государственным стратегическим
интересам, а равно соглашения, заключенные без проведения конкурса
или аукциона, утверждаются федеральным законом.
7. В статье 13 Закона решаются вопросы, связанные с налогами и
платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности,
предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания налогов,
сборов, акцизов и иных обязательных платежей, а также особенности
уплаты налогов и иных платежей.
8. Статья 15 Закона устанавливает, что для выполнения работ по
соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в
рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории
Российской Федерации и (или) на территориях иностранных
государств, используемые исключительно для выполнения указанных
выше работ.
В этой же статье предусмотрено валютное регулирование. Так,
установлено, что на инвестора, а также на юридических лиц,
участвующих в выполнении работ по соглашению на основе договоров
(контрактов) с инвестором, не распространяются требования
обязательной продажи на валютном рынке Российской Федерации части
выручки в иностранной валюте, полученной при выполнении работ по
соглашению (п. 3 ст. 15).
9. На основании статьи 16 Закона инвестор имеет право передать
полностью или частично свои права и обязанности по соглашению
любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу)
только с согласия государства при условии, если эти лица
располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и
опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения
работ по соглашению.
10. Согласно Закону условия соглашения сохраняют свою силу в
течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются
только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в
случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию
сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные
соглашения, за исключением конкурса (п. 1 ст. 17).
11. Статья 18 Закона предусматривает государственные гарантии
прав инвестора. Инвестору гарантируется защита имущественных и
иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с
соглашением.
На инвестора, кроме того, не распространяется действие
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного
самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав
инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с
соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов
надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством
Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения
работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья
населения, а также в целях обеспечения общественной и
государственной безопасности.
12. Стороны несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в
соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского
законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 20).
13. На основании статьи 21 Закона действие соглашения
прекращается по истечении срока его действия или досрочно по
согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке,
который предусмотрен соглашением в соответствии с
законодательством Российской Федерации, действующим на дату
подписания соглашения.
14. Споры между государством и инвестором, связанные с
исполнением, прекращением и недействительностью соглашений,
разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в
арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в
международных арбитражных институтах) (ст. 22).
15. Согласно статье 23 Закона в соглашениях, заключаемых с
иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может
быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской
Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в
отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного
и (или) арбитражного решения.
Данная информация направляется для сведения и учета при
рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|