Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 19.02.1996 N 4-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ПАВЛОВА БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                      от 19 февраля 1996 г. N 4-О
                                   
         ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
           ПАВЛОВА БОРИСА МИХАЙЛОВИЧА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
           ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
             "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
   
       Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
   В.А.  Туманова, судей Э.М. Аметистова, М.В. Баглая, В.Д.  Зорькина,
   А.Л.  Кононова,  В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника,  Ю.Д.
   Рудкина,  В.Г.  Стрекозова,  О.И. Тиунова,  О.С.  Хохряковой,  В.Г.
   Ярославцева,
       заслушав   в   пленарном   заседании  заключение   судьи   О.С.
   Хохряковой,   проводившей  на  основании  статьи  41   Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации"   предварительное  изучение   жалобы   гражданина   Б.М.
   Павлова,
   
                              установил:
   
       1.  Б.М.  Павлов  обратился  в Конституционный  Суд  Российской
   Федерации   с   жалобой  на  нарушение  его  конституционных   прав
   положениями   частей   второй   и   третьей   статьи    12    Основ
   законодательства  Российской Федерации  о  нотариате,  ссылаясь  на
   которые  Московская областная нотариальная палата  отказала  ему  в
   назначении  на  должность  нотариуса без  прохождения  конкурса,  а
   Видновский   городской  народный  суд  Московской   области   -   в
   удовлетворении его жалобы на действия палаты.
       Согласно  названным нормам количество должностей  нотариусов  в
   нотариальном  округе  определяется  органом  юстиции  совместно   с
   нотариальной  палатой,  а  наделение  полномочиями  нотариуса  лиц,
   имеющих  лицензии на право нотариальной деятельности,  производится
   на конкурсной основе.
       Заявитель  полагает, что при наличии у гражданина  лицензии  на
   право  нотариальной  деятельности должность нотариуса  должна  быть
   ему   предоставлена   без  каких-либо  условий;   установление   же
   количества   должностей   нотариусов  в   нотариальном   округе   и
   конкурсной  основы  назначения  на  должность  нотариуса   нарушает
   закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской  Федерации
   право  каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду,
   выбирать род деятельности и профессию.
       2.   Из   представленных  материалов  следует,  что   заявитель
   фактически   отождествляет  право  на  выбор   определенного   рода
   деятельности  и право на занятие определенной должности,  связанной
   с  такой  деятельностью.  Однако статья 37  (часть  1)  Конституции
   Российской   Федерации,  предусматривая  право   каждого   свободно
   распоряжаться   своими   способностями  к   труду,   выбирать   род
   деятельности  и профессию, не закрепляет право на получение  работы
   по   избранной  профессии,  роду  деятельности  и  не   гарантирует
   гражданину  право  на занятие той или иной должности  в  конкретном
   населенном   пункте  на  конкретном  предприятии,   в   учреждении,
   организации. Эти права граждане реализуют при заключении  трудового
   договора  (контракта) или при назначении на должность на  основании
   положений КЗоТ Российской Федерации и других нормативных  актов.  В
   данном  случае  имеются  в виду Основы законодательства  Российской
   Федерации о нотариате и Положение о порядке проведения конкурса  на
   замещение  должностей  нотариусов, утвержденное  Министром  юстиции
   Российской Федерации и президентом Федеральной нотариальной  палаты
   7 июня 1994 года.
       Нотариус в силу специфики своей деятельности действует от имени
   и   по  поручению  государства  в  целях  защиты  прав  человека  и
   гражданина,  других участников делового оборота.  В  связи  с  этим
   законодатель  вправе  устанавливать дополнительные  требования  для
   замещения  должности  нотариуса, в том числе  на  основе  конкурса.
   Данное  требование  закона, как обусловленное  родом  и  характером
   деятельности   нотариуса,  выступает  специальным  квалификационным
   требованием  и  поэтому  не  является таким  ограничением,  которое
   лишает гражданина возможности работать по избранной профессии.
       Конкурсный отбор на должность нотариуса нельзя рассматривать  и
   как  ущемление  закрепленного в статье  34  (часть  1)  Конституции
   Российской   Федерации  права  на  свободное  использование   своих
   способностей для предпринимательской и иной не запрещенной  законом
   экономической  деятельности, поскольку по  смыслу  статьи  1  Основ
   законодательства  Российской  Федерации  о  нотариате  нотариальная
   деятельность к таковой не относится.
       Совершение нотариальных действий от имени государства  является
   тем  специфическим  признаком  нотариальной  деятельности,  который
   вызывает    необходимость   регулирования   количества   должностей
   нотариусов  в  нотариальном округе. Законодатель предоставил  право
   решать  вопрос  о количестве должностей нотариусов органам  юстиции
   совместно  с  нотариальной палатой. Реализуя это  право,  названные
   органы  самостоятельно определяют количество должностей  нотариусов
   в  конкретном  округе.  Проверка  правильности  такого  определения
   требует  установления и исследования фактических обстоятельств,  от
   чего  Конституционный Суд Российской Федерации в силу части третьей
   статьи  3  Федерального конституционного закона "О  Конституционном
   Суде Российской Федерации" обязан воздерживаться.
       Кроме   того,   порядок   определения   количества   должностей
   нотариусов не связан с правами, перечисленными в статье  37  (часть
   1)   Конституции  Российской  Федерации.  Этот  вопрос  по   своему
   характеру  и  значению  не относится к числу  конституционных,  его
   решение   -   прерогатива  законодателя  и  Конституционному   Суду
   Российской Федерации неподведомственно.
       Исходя  из  изложенного и руководствуясь пунктами 1 и  2  части
   первой   статьи   43,   частью  первой   статьи   79   Федерального
   конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
   Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
   
                              определил:
   
       1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова
   Бориса  Михайловича как не являющейся допустимой в  соответствии  с
   требованиями     Федерального    конституционного     закона     "О
   Конституционном   Суде   Российской   Федерации"   и    ввиду    ее
   неподведомственности Конституционному Суду Российской Федерации.
       2.  Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
   данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
   
                                                   Конституционный Суд
                                                  Российской Федерации
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz