РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
от 14 февраля 1996 г. N 2
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В 1995 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1996 ГОД
Заслушав и обсудив доклад Госкомвуза России "Об итогах работы
Государственного комитета Российской Федерации по высшему
образованию в 1995 году и основных направлениях деятельности на
1996 год", коллегия отмечает, что, несмотря на существенное
снижение уровня государственной поддержки, высшая и средняя
профессиональная школа проявила достаточную устойчивость и
способность к решению культурно-образовательных задач,
качественной подготовке специалистов и выполнению исследований по
всем направлениям науки, социальной и производственной сфер.
Важнейшим достижением является то, что она сохранила свой
потенциал, являющийся как гарантией конституционного права каждого
гражданина на качественное профессиональное образование, так и
важнейшей социальной гарантией развития всего общества.
В 1994 - 1995 гг. стратегия и тактика проведения реформ в
системе высшего, среднего профессионального и соответствующего
дополнительного образования (далее - профессиональное образование)
строились в соответствии с целями, определенными для I этапа
реализации Федеральной программы развития образования в России.
Итогом этого этапа должно было стать превращение системы
профессионального образования в систему, способную эффективно
развиваться в условиях рыночной экономики, создание адекватной
новым условиям нормативно-правовой базы и механизмов деятельности
образовательных учреждений.
С этой целью были обоснованы и внесены предложения по
значительной корректировке Закона Российской Федерации "Об
образовании". Принятый 13 января с.г. Закон о внесении изменений и
дополнений в этот основополагающий правовой документ решил целый
ряд актуальных проблем, связанных с отношениями собственности и
приватизацией, бюджетным обеспечением, расширением
самостоятельности образовательных учреждений. С вступлением в силу
этого Закона открылась возможность принятия в кратчайшие сроки уже
подготовленных и широко обсужденных законов "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", "О среднем
профессиональном образовании", "О дополнительном профессиональном
образовании", других законодательных и нормативных актов,
направленных на стимулирование системы образования, социальную
защиту педагогов и обучающихся, дальнейшее развитие
самостоятельности учреждений образования и демократических начал в
управлении.
В области совершенствования содержания образования основным
результатом является завершение разработки Государственного
стандарта высшего профессионального образования, включая
требования по всем образовательным программам и их закрепление в
примерных учебных программах. Этим созданы условия для
диверсификации высшего образования и широкой реализации
многоуровневых программ, к которой приступили более 60% высших
учебных заведений России.
Расширена номенклатура направлений и специальностей
гуманитарного и социально-экономического профиля, издан сборник
образовательных стандартов, продолжена работа по созданию нового
поколения учебно-методической литературы по социально-гуманитарным
дисциплинам, в том числе вариативных учебников для средних
специальных учебных заведений. Совершенствуется и расширяется
система переподготовки и повышения квалификации преподавателей
гуманитарных и социальных дисциплин, особое внимание уделяется
работе с молодыми преподавателями в рамках проекта "Молодые
гуманитарии России".
В отчетном году разработаны проекты, направленные на развитие
системы юридического образования и правового воспитания, повышение
статуса русского и иностранных языков, создан совет по русскому
языку при Президенте Российской Федерации, ведется разработка
специальной Федеральной программы. В апреле 1995 г. совместно с
Госкомспортом России одобрена Федеральная программа развития
физической культуры и спорта в системе высшего и среднего
профессионального образования.
Разработаны экспериментальные программы итоговой
государственной аттестации выпускников вузов по ряду направлений и
специальностей, методики создания полидисциплинарных тестов для
итоговой аттестации, начата реализация проекта создания
национальной системы оценки качества образования. Уточнены и
доработаны процедуры приема студентов, создан центр тестирования
учащихся общеобразовательных учреждений.
Проведена работа по организационно-методическому обеспечению
лицензирования и государственной аккредитации учебных заведений,
создан Научно-информационный центр государственной аккредитации
Госкомитета. Впервые в отечественной практике разработан и
апробирован порядок признания и установления эквивалентности
документов о высшем и среднем профессиональном образовании.
В отчетном году выполнен комплекс работ по совершенствованию
имеющейся и разработке новой нормативно-методической и правовой
базы системы дополнительного профессионального образования.
Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации
проект Федерального закона "О дополнительном профессиональном
образовании". Разработано и утверждено Правительством Типовое
положение об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов. Разработаны формы документов государственного
образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
специалистов и требования к этим документам, утвержден
государственный образовательный стандарт повышения квалификации и
переподготовки федеральных государственных служащих. Сформирована
концепция и разработаны рекомендации по формированию
учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального
образования. Продолжена работа по координации деятельности в
области переподготовки военнослужащих, обеспечена деятельность
учебных центров, созданных в ряде городов России на базе ведущих
вузов и ИПК.
Особенностью работы Госкомитета в 1995 году явилась
необходимость решения большого комплекса вопросов, связанных с
реформированием системы среднего профессионального образования в
соответствии с самостоятельным разделом, дополнительно включенным
в Федеральную программу развития образования. Коллегией
Госкомитета приняты Основные направления развития среднего
профессионального образования. Во исполнение этих основополагающих
документов, в основном, завершено создание новой нормативной базы,
регламентирующей деятельность этой системы, включающей в себя 2603
государственных образовательных учреждения с контингентом
обучающихся около 2 млн человек и 156 тысяч преподавателей.
Подготовлен проект Закона Российской Федерации "О среднем
профессиональном образовании", утверждено Типовое положение о
совете директоров образовательных учреждений среднего
профессионального образования Российской Федерации. Разработаны
положения об экстернате и итоговой государственной аттестации
выпускников в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования, утверждены новые образцы
государственных документов о среднем профессиональном образовании.
В течение года разработаны и утверждены государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования в
части общих требований к данному уровню и в части Классификатора
специальностей. Совместно с министерствами (ведомствами)
развернута работа по подготовке государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным
специальностям и реализующей их учебно-программной документации.
Определены концепция и структура содержания общего гуманитарного и
социально - экономического компонента среднего профессионального
образования, подготовлены проекты программ входящих в него учебных
дисциплин. В целях развития информационного обеспечения системы
создан журнал "Среднее профессиональное образование", первый номер
которого вышел в свет в сентябре 1995 г.
В 1995 г. в работе Госкомвуза России сложилось новое
направление деятельности, связанное с формированием региональных и
отраслевых программ поддержки и развития среднего
профессионального образования. В настоящее время разработаны 21
региональная и 27 ведомственных программ, в разработке и
реализации которых активное участие принимают региональные советы
директоров и профильные ассоциации учебных заведений.
Реальная социально-экономическая обстановка потребовала
разработки и реализации новых организационно-экономических
принципов функционирования вузовской науки, включая использование
множественности источников финансирования, введение конкурсных
начал при формировании тематики, демилитаризацию и конверсию
научной сферы вузов, развитие научнопроизводственной деятельности
и инновационного бизнеса с выходом на международный рынок,
вовлечение научного потенциала в решение региональных проблем.
В настоящее время около 50% бюджетных средств направляется на
развитие фундаментальных исследований, которые выполняются в
рамках межвузовских научно-технических программ, конкурса грантов
и единого заказ-наряда. По результатам научных исследований только
за один год издано более 1800 монографий, около 200 сборников
научных трудов, более 7 тыс. учебников и учебных пособий,
опубликовано свыше 70 тыс. научных статей.
Высшая школа и вузовская наука заняли одно из лидирующих
положений в области разработки инноваций, развития малого
научно-технического предпринимательства. Объем финансирования
инновационной деятельности постоянно возрастает и в 1995 г. достиг
15% от общего объема, а реализация наукоемкой продукции превысила
затраты в 2,5 раза. В ходе выполнения целевых программ создано
свыше 5 тысяч инновационных подразделений, сформированы 50
научно-технологических парков в 32 городах России. На базе
технопарков и вузов-учредителей широко развернута подготовка
специалистов в области инновационного менеджмента и бизнеса.
Значительное развитие получило участие вузов в сертификации
продукции, создано и аккредитовано 13 органов по сертификации и 49
испытательных лабораторий.
Научно-технические достижения вузов представлялись в прошедшем
году на ряде выставок, в том числе международных, отражены в
каталогах, подобных выпущенному на двух языках по программе
"Конверсия - высокие технологии". Следует отметить важные для всей
системы высшей школы работы в области информатизации. Это
формирование телекоммуникационной компьютерной сети RUNNET ,
расширение сети "Электронной почты" (450 адресов, более 4000
абонентов), оснащение библиотечной сети аппаратно-программными
средствами ее поддержки, разработка целого ряда интересных учебных
пособий на основе использования мульти- и гипермедийных
технологий, оснащение лицензионным программным обеспечением вузов
и т.д.
Коренные изменения в идеологии и организационном механизме
международной деятельности высшей школы позволили на I этапе
реформы создать необходимую основу правовой и экономической базы
для дальнейшего развития ее международных связей на принципах
равноправного партнерства.
Активно и целенаправленно развивалась на современном этапе
правовая база международного сотрудничества. В 1995 г. российская
высшая школа участвовала в реализации 99 международных договоров и
соглашений Российской Федерации в области образования. Только в
1995 г. по инициативе Госкомитета подписано 20 документов
межведомственного характера о сотрудничестве в области высшего
образования с органами управления образованием 18 стран и
национальными образовательными учреждениями. В 1995 г.
Госкомитетом инициативно разработан проект Концепции
государственной политики поддержки интеграционных процессов в
области образования в государствах СНГ и Балтии.
Российская высшая школа значительно активизировала свою
деятельность и заняла устойчивые позиции на международном рынке
образовательных услуг, чему во многом способствовала работа по
реализации комплексной международной программы "Интеграция". В
течение года в программе приняло участие более 100 государственных
вузов, т.е. каждый пятый вуз России. В результате наблюдается
устойчивая тенденция к увеличению числа граждан зарубежных стран,
поступающих в образовательные учреждения России на контрактной
основе, которое с 6 тыс. в 1993 г. выросло в 5 раз и составило в
1995 г. более 30 тыс. человек.
Крупным достижением российской высшей школы стало подписание в
ходе ХХVII Генеральной Конференции ЮНЕСКО в ноябре 1995 г.
Меморандума о взаимопонимании между ЮНЕСКО, ЮНИДО и Госкомвузом
России. Этот документ предусматривает практические шаги по
реализации принятой при нашем активном участии программы "Открытая
образовательная система ХХI века" и в ее рамках проектов
"Международный технологический университет ЮНЕСКО - ЮНИДО -
Россия" и "Дистанционное образование в новой информационной
среде". Это первый случай в практике специализированных агентств
ООН подписания соглашения с органом управления образованием
отдельной страны.
Финансовая поддержка со стороны ЮНЕСКО программ и проектов,
предложенных Госкомвузом России и одобренных ХХVII сессией
Генеральной Конференции ЮНЕСКО, составит около 220 тыс. долл. США.
Особо следует отметить такие проекты, как "Фундаментальное
университетское образование", "Интерспециалист ХХI века -
международная система последипломного дополнительного
профессионального образования", "Женщины ХХI века: проблемы
адаптации и развития", "Студенты и общество", "Международный
университетский фонд редкой книги", "Новая система гуманитарного
образования - эффективный фактор интеграции мирового сообщества",
"Всемирный технологический университет".
Важное место в международной деятельности получила работа по
организации устойчивых партнерских связей в области высшего
образования с зарубежными государственными и неправительственными
образовательными организациями и фондами, в частности, с немецкой
службой академических обменов (ДААД, ФРГ), Ассоциацией
преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ, США),
Консорциумом американских колледжей (АСС, США), Ассоциацией
университетов и колледжей Канады, фондами Сороса и Фулбрайта
(США).
В ходе осуществления активной региональной политики
коллективно выработана научно обоснованная концепция
реформирования региональных систем профессионального образования,
конкретные пути их развития определяются соглашениями и
совместными программами Госкомвуза России и регионов. Работа по их
выполнению проводится в тесном контакте с вновь созданными
органами управления образованием и наукой в 54 субъектах
Российской Федерации, совместно с руководством 16 регионов
утверждены и выполняются программы развития профессионального
образования.
Такие программы охватывают широкий перечень проблем и
предусматривают серьезную поддержку из местных бюджетов. В их
развитие изданы соответствующие распоряжения и постановления как
по социальной поддержке студентов, аспирантов и преподавателей,
так и по решению задач укрепления материально-технической базы с
миллиардными затратами.
С целью удовлетворения образовательных потребностей граждан и
подготовки кадров по широкому спектру специальностей для нужд
регионов последовательно проводится университезация высшего
образования, в том числе путем интеграции вузов и их филиалов. В,
итоге, с организацией университетов в Бурятии, Алтае, Хакассии и
Тыве завершился процесс их создания в национальных республиках.
Целенаправленно осуществляется формирование университетов и в
других субъектах Федерации: они созданы в гг. Новгороде, Тамбове,
Туле, Кургане, Благовещенске, Оренбурге; в стадии решения
организация университетов в гг. Ставрополе, Череповце, Магадане.
С заинтересованным участием регионов трансформируется
структура специальностей и направлений подготовки специалистов,
учитывающая запросы личности и интересы территорий,
последовательно решаются проблемы устранения дублирования в
деятельности вузов, развиваются новые направления, соответствующие
потребностям экономики и социальной сферы. Например, за последние
3 года прием на технические специальности сократился на 23,3%, в
том числе по дневной форме на 10,6%, тогда как на гуманитарные
вырос на 46,0% и 72,3%, на экономические - на 34,5% и 94,5%
соответственно.
В 1995 г. вопросы социальной защиты студентов, преподавателей
и сотрудников были в числе приоритетных. Разработаны и реализуются
целевые программы социальной направленности, в основном выполнено
отраслевое тарифное соглашение, разработан, согласован и
представлен в Правительство Российской Федерации проект
Государственной комплексной программы социальной поддержки
студенчества.
В целом, систематическая работа по реализации основных
направлений I этапа выполнения Федеральной программы развития
образования в России позволила создать объективные условия для
дальнейшего поступательного развития и эффективно решить целый
комплекс проблем за счет внутренних возможностей,
интеллектуального потенциала и инициативы образовательных
учреждений, государственных и общественных структур системы высшей
школы.
Однако нарастают такие проблемы жизнедеятельности учебных
заведений и научных учреждений, решение которых выходит за пределы
внутренних возможностей и зависит от степени государственной
поддержки. Прежде всего речь идет об уровне финансового и другого
ресурсного обеспечения, которое в кризисных условиях переходного
периода явно недостаточно. В 1995 г. подведомственные учебные
заведения профинансированы из федерального бюджета только на 75,5%
от плана и задолженность составила около 1 трлн руб. Заработная
плата работникам выделена в размере 87,6%, расходы на содержание
образовательных учреждений - на 47,8% от бюджетных назначений.
Тем не менее, в условиях большого дефицита финансирования
доступ к высшему образованию в стране удалось сохранить.
Сейчас в вузах России, финансируемых из государственного
бюджета, обучаются 2 642 тыс. студентов. Студенческий контингент
России превышает численность студентов Франции, Великобритании и
Германии, вместе взятых. По их числу на 10 тыс. населения (180
человек) Россия опережает Японию, Францию, Великобританию,
Германию и Италию. Более того, за последние два года наблюдается
устойчивая тенденция увеличения приема в высшие учебные заведения
как на основные профессиональные образовательные программы, так и
на программы послевузовского образования. С 1993 по 1995 гг. прием
студентов на первый курс увеличился на 12% (с 580 тыс. до 653
тыс.), а прием аспирантов и докторантов с 1992 г. - на 39% (с 13,9
тыс. до 19,4 тыс.) и на 40% (с 410 до 575) соответственно.
При утвержденной на 1995 г. программе строительства с объемом
капитальных вложений 40,2 млрд руб., фактически было получено
всего 19,9 млрд руб., ушедших на погашение задолженности за 1994
г. В то же время вузами выполнено строительных работ на 85 млрд
руб. и при практически полном отсутствии капитальных вложений
введены в эксплуатацию здания общей площадью 77,4 тыс. кв. м, из
них 42,6 тыс. кв. м в общежитиях и жилых домах.
Сохранению жизнедеятельности системы профессионального
образования в условиях финансового дефицита в значительной степени
способствует реализация нового финансово-хозяйственного механизма,
включающего в себя систему налоговых и других экономических льгот,
расширение самостоятельности учреждений образования в
финансово-хозяйственной сфере и ресурсная поддержка из бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Используя различные дополнительные источники ресурсов в рамках
многоканального финансирования, в истекшем году вузы получили
около 25% внебюджетных средств от объемов бюджетного
финансирования и почти 100% средств для капитального
строительства. Примечательно, что в объеме внебюджетных средств
около 75% зарабатывается за счет образовательных услуг и
хозрасчетной научной и инновационной деятельности. Доля средств,
полученных учебными заведениями из местных бюджетов, достигла 15%
от общего объема внебюджетных ассигнований.
Коллегия считает, что все достигнутые экономические свободы и
льготы могут служить целям развития учебных заведений только в
условиях надлежащего бюджетного финансирования, а в нынешних
реальных условиях только способствуют задачам "выживания".
Ситуация, сложившаяся в сфере ресурсного обеспечения в 1995 г.,
недопустима и может иметь разрушительные последствия для всей
системы профессионального образования страны.
К числу других нерешенных проблем следует отнести следующие:
- недостаточный учет в законодательной базе специфики
деятельности учебных заведений различных уровней образования;
- слабость информационной базы образовательного процесса,
включая обеспеченность учебниками и средствами информатизации;
- недостаточную методическую и организационную проработанность
вопросов лицензирования и государственной аккредитации
образовательных учреждений;
- необходимость современного нормативного обеспечения
инновационной деятельности, создания экономических механизмов ее
стимулирования и поддержки;
- отсутствие четких организационных механизмов при
осуществлении международного сотрудничества, определяющих
взаимоотношения с соотечественниками за рубежом, выпускниками
российских вузов - гражданами других государств, российскими
неправительственными организациями - участниками международных
обменов;
- ограниченное участие средних специальных учебных заведений и
их объединений в финансируемой научной и научно - методической
работе, в международных обменах, в инновационной и
производственной инфраструктуре;
- недостаточные темпы структурной перестройки систем высшего и
среднего профессионального образования в регионах, сохранение
элементов дублирования подготовки в вузах и ссузах различных
министерств и ведомств, недостаточно активную работу по
реформированию и организации поддержки образовательных систем на
территории ряда субъектов Российской Федерации;
- нерешенность вопросов системной организации воспитательной
работы в учебных заведениях, эффективного взаимодействия с
молодежными и другими общественными организациями;
- необходимость принятия дополнительных мер по социальной
защите преподавателей, сотрудников и студентов, сохранению
объектов учебной и социальной сферы образовательных учреждений.
Коллегия решила:
1. Одобрить основные положения доклада "Об итогах работы
Государственного комитета Российской Федерации по высшему
образованию в 1995 году и основных направлениях деятельности на
1996 год". Считать задания, определенные Федеральной программой
развития образования для решения на I этапе ее реализации в
основном выполненными.
2. Обеспечить выполнение программных документов, разработанных
и принятых во исполнение заданий II этапа реализации Федеральной
программы развития образования в России в части высшего, среднего
профессионального и соответствующего дополнительного образования.
Кроме того, определить в качестве наиболее актуальных задач в
деятельности Госкомвуза России на 1996 г. организацию решения
следующих наиболее актуальных проблем:
- завершение разработки и принятие законов Российской
Федерации, регламентирующих деятельность образовательных
учреждений различных уровней профессионального образования,
соответствующая корректировка нормативной базы, включая Типовые
положения об учреждениях образования и Положение о Госкомвузе
России;
- обеспечение регулярного финансирования в соответствии с
утвержденным федеральным бюджетом на 1996 г.; организация
выполнения при принятии бюджета на 1997 г. требования Закона
Российской Федерации "Об образовании" об установлении доли
расходов на высшее образование не менее 3% от расходной части;
оптимизация системы расходования бюджетных средств, путем введения
дифференцированного распределения финансовых ресурсов и
эффективного использования возможностей их централизации;
дальнейшее совершенствование отношений собственности, налоговой и
таможенной политики в части, касающейся учреждений
профессионального образования;
- методическое обеспечение выполнения государственных
образовательных стандартов, необходимое согласование их содержания
по всем уровням в системе непрерывного образования, развитие
информационной базы образовательного процесса, приоритетное
развитие системы заочного, в том числе дистанционного образования;
- методологическое и организационное обеспечение контроля
качества образования, решение вопросов создания эффективной
системы лицензирования и государственной аккредитации
образовательных учреждений, активное участие в формировании в
стране органов Государственной аттестационной службы;
- обеспечение дальнейшего реформирования среднего
профессионального образования на принципах формирования
многоуровневости и многоступенчатости подготовки кадров,
вариативности образовательных программ, учета отраслевых и
региональных интересов, интеграции с учреждениями высшего
образования;
- разработка Федеральной программы развития дополнительного
профессионального образования в России с участием федеральных
ведомств и регионов, а также региональных программ на базе учета
потребностей рынка труда и образовательных услуг;
- в области организации научных исследований продолжение
работы по интеграции научного потенциала вузов и учреждений
Российской академии наук на региональном уровне, завершение
создания системы материальной поддержки и нормативного обеспечения
инновационной деятельности, расширение участия в ней учреждений
среднего профессионального образования;
- в международной деятельности реализация программного
принципа организации работы со странами различных регионов (СНГ,
страны Балтии, Центральная и Восточная Европа и т. д.), с
соотечественниками за рубежом и выпускниками российских вузов -
гражданами зарубежных государств, в деле укрепления в мире позиций
русского языка; расширение международного сотрудничества в области
среднего профессионального и дополнительного профессионального
образования;
- завершение разработки и согласования отраслевых программ
поддержки и развития образовательных учреждений высшего, среднего
и соответствующего дополнительного профессионального образования,
совместно с отраслевыми органами управления и профильными
ассоциациями вузов и ссузов организация работы по их выполнению и
контролю;
- реформирование сети учебных заведений профессионального
образования и формирование региональных образовательных систем на
принципах сочетания общероссийских и региональных потребностей в
подготовке кадров, интеграции научно-педагогического потенциала
образовательных учреждений различных уровней и ликвидации их
ведомственной разобщенности, развития эффективных форм
государственно-общественного управления профессиональным
образованием на федеральном и региональном уровнях;
- выполнение целевых программ социальной направленности,
принятие оперативных мер по социальной защите преподавателей,
сотрудников и студентов, системное решение проблем организации
воспитательной работы в образовательных учреждениях.
3. Руководителям структурных подразделений Госкомвуза России,
руководителям подведомственных образовательных учреждений учесть
основные положения доклада и скорректировать планы работы по
выполнению заданий Федеральной программы развития образования в
России на 1996 г. в соответствии с настоящим решением и
предложениями, высказанными в ходе заседания коллегии.
4. Поручить председателям региональных советов ректоров высших
и директоров средних специальных учебных заведений использовать в
работе основные положения доклада и настоящее решение, довести
итоги коллегии до сведения коллективов учебных заведений и органов
власти и управления субъектов Российской Федерации.
5. Первому заместителю председателя Госкомитета А. Н. Тихонову
осуществить контроль за исполнением решения коллегии и обеспечить
информирование общественности об итогах работы в 1995 г. и задачах
по выполнению Федеральной программы развития образования в России
на 1996 г.
Председатель коллегии В. Кинелев
|