ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 7501/95
от 13 февраля 1996 г.
(извлечение)
Прокурор войсковой части 9352 на правах областного в защиту
государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный
суд Челябинской области с иском о признании недействительным
решения комитета по управлению государственным имуществом
Челябинской области от 27.12.93 N 486 о реорганизации
Усть-Катавского вагоностроительного завода путем выделения из его
состава структурного подразделения - ремонтно-строительного
производства с расторжением договора арендного подряда от 04.10.90
N 110/220-90 и преобразовании Усть-Катавского
ремонтно-строительного завода в акционерное общество открытого
типа "Усть-Катавское строительно-производственное объединение
"Сигма". Данным решением комитета утверждены устав акционерного
общества и согласованный с трудовым коллективом и городской
администрацией план приватизации Усть-Катавского
ремонтно-строительного завода.
Решением от 20.04.95 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08 - 01.09.95
решение суда оставлено без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается состоявшиеся решения отменить и
в удовлетворении исковых требований отказать.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
При принятии решения и постановления суд исходил из того, что,
поскольку Усть-Катавский вагоностроительный завод не подлежал
приватизации в целом, не могло быть приватизировано и его
структурное подразделение. Так как при заключении договора
арендного подряда от 04.10.90 N 110/220-90 не было создано
арендное предприятие, структурное подразделение не могло
осуществлять выкуп арендованного имущества на основании пункта 5
Указа Президента Российской Федерации от 14.10.92 # 1230 "0
регулировании арендных отношений и приватизации имущества
государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Решение суда не соответствует материалам дела.
Усть-Катавский вагоностроительный заводи арендный коллектив
ремонтно-строительного производства заключили договор арендного
подряда от 04.10.90 N 110/220-90, согласно которому арендному
коллективу в аренду с правом выкупа переданы производственные и
бытовые площади, технологическое и транспортное оборудование,
инструмент, прочие основные средства остаточной стоимостью 2 млн.
680 тыс. рублей, а также нормируемые оборотные средства в сумме 1
млн. 499 тыс. рублей.
На основании данного договора были составлены акты
приема-передачи основных и оборотных средств, указанных в
приложении N 1 к договору от 04.10.90 N 110/220-90. Между
Усть-Катавским вагоностроительным заводом и ремонтно-строительным
производством составлен разделительный баланс на 01.10.90, к
последнему перешло имущество на сумму 2 млн. 680 тыс. рублей.
Приказом директора Усть-Катавского вагоностроительного завода
от 21.09.92 на базе арендного ремонтно-строительного производства
создан УстьКатавский арендный ремонтно-строительный завод.
Согласно уставу завода арендный коллектив имеет право
распоряжаться арендуемыми и собственными средствами, имуществом,
вступать в договорные отношения с государственными,
кооперативными, общественными организациями, предъявлять иски в
судебном и арбитражном порядке, получать по установленным правилам
долгосрочные и краткосрочные кредиты. Также арендный коллектив
имеет право пользоваться всеми видами кредитов, иметь расчетный и
другие счета в банках. Уставом предусмотрено, что арендный
коллектив осуществляет свою деятельность на принципах полного
хозяйственного расчета, уплачивает налоги и страховые платежи,
выпускает ценные бумаги и выступает на рынке ценных бумаг.
Анализ договора арендного подряда от 04.10.90 и устава
Усть-Катавского арендного ремонтно-строительного завода позволяет
сделать вывод о том, что фактически было создано арендное
предприятие в соответствии со статьей 22 Основ законодательства об
аренде.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от
14.10.92 N 1230 выкуп государственного (муниципального) имущества,
сданного в аренду, осуществляется арендаторами,
организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с
Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Решением комитета по управлению государственным имуществом
Челябинской области от 27.12.93 N 486 Усть-Катавский арендный
ремонтно-строительный завод преобразован в акционерное общество
открытого типа "УстьКатавское строительно-производственное
объединение "Сигма". В уставный капитал акционерного общества
передано имущество, находившееся в аренде у арендного коллектива
ремонтно-строительного производства. Данным решением также
определен порядок выкупа имущества в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 14.10.92 N 1230 "О
регулировании арендных отношений и приватизации имущества
государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
Изложенное свидетельствует о том, что приватизация
Усть-Катавского арендного ремонтно-строительного завода как
арендного предприятия произведена в соответствии с действующим
законодательством и оснований для признания недействительным
решения комитета по управлению государственным имуществом
Челябинской области от 27.12.93 N 486 не имеется.
Главное управление ракетно-космической техники
Государственного комитета Российской Федерации по оборонным
отраслям промышленности письмом от 06.12.93 N 9/01-1293 дало
комитету по управлению государственным имуществом Челябинской
области согласие на преобразование арендного
ремонтно-строительного производства в самостоятельное предприятие
и выкуп арендуемого имущества на основании договора арендного
подряда от 04.10.90.
Госкомоборонпром России письмом от 31.05.95 N ГВ-17/4062
одобрил создание самостоятельного предприятии на базе
ремонтно-строительного производства и указал, что выделение из
Усть-Катавского вагоностроительного завода ремонтно-строительного
производства, которое не участвовало в выполнении госзаказа по
оборонной или космической тематике, было экономически и структурно
обоснованным. При этом возврат сторон к исходному состоянию, по
мнению Госкомоборонпрома России, нецелесообразен.
Госкомимущество России (письмо от 06.06.95 N АР-32/5203)
считает решение комитета по управлению государственным имуществом
Челябинской области правильным и принятым в пределах его
полномочий как территориального агентства Госкомимущества России.
Администрация города Усть-Катава письмом от 18.04.95 N 1028
сообщила, что АООТ "Усть-Катавское строительно-производственное
объединение "Сигма" работает стабильно, своевременно вносит
платежи в бюджет, внебюджетные фонды, трудоустраивает значительное
количество граждан по направлению центра занятости. Удовлетворение
требований прокуратуры повлечет не только рост численности
безработных в городе, но и сокращение поступлений в бюджет,
внебюджетные фонды, в том числе и пенсионный, формирование
которого производится с большими трудностями, что отразится на
выплате пенсий гражданам.
Из указанных документов также следует, что ликвидация
акционерного общества не будет способствовать защите
государственных и общественных интересов.
Таким образом, решение и постановление арбитражного суда об
удовлетворении исковых требований не соответствуют материалам и
обстоятельствам дела, являются необоснованными и подлежат отмене.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - решение от 20.04.95 и постановление апелляционной
инстанции от 29.08 - 01.09.95 Арбитражного суда Челябинской
области по делу N У-258 отменить. В удовлетворении исковых
требований о признании недействительным решения комитета по
управлению государственным имуществом Челябинской области от
27.12.93 N 486 отказать.
|