Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 1996 г. N 1042
------------------------------------------------------------------
Утверждаю
Первый заместитель Министра
топлива и энергетики
Российской Федерации
В.Н.КОСТЮНИН
12.02.96
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГАЗА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Положение о порядке осуществления государственного
контроля за рациональным и эффективным использованием газа в
Российской Федерации (далее Положение) разработано на основании
Постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июня 1992 г.
N 371 "О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи,
производства, транспортировки и использования нефти, газа и
нефтепродуктов" и от 2 ноября 1995 г. N 1087 "О неотложных мерах
по энергосбережению", а также в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 60 "Об
утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики
Российской Федерации".
1.2. Государственный контроль в Российской Федерации
осуществляется в целях обеспечения рационального и эффективного
использования естественного (природного и попутного) газа как
топлива и сырья.
1.3. Положение устанавливает порядок осуществления
государственного контроля за рациональным и эффективным
использованием газа во всех сферах экономики Российской Федерации,
регламентирует последовательность подготовки, проведения и
оформления результатов проверок и обследований.
1.4. Государственный контроль в Российской Федерации
распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами,
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также их
филиалы (далее организации), занимающиеся:
добычей, переработкой, хранением, транспортом и сбытом газа;
разработкой, изготовлением, наладкой и эксплуатацией
газоиспользующего оборудования, средств автоматики и контроля, а
также теплоутилизирующего оборудования;
проектированием газопотребляющих объектов.
II. Организация государственного контроля за рациональным
и эффективным использованием газа
2.1. Государственный контроль за рациональным и эффективным
использованием газа в Российской Федерации осуществляется
Управлением государственной газовой инспекции Министерства топлива
и энергетики Российской Федерации (Госгазинспекцией России) и
подчиненными ей органами на местах - региональными инспекциями.
Положение о региональных газовых инспекциях утверждаются
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по
согласованию с администрациями соответствующих субъектов
Российской Федерации.
2.2. Госгазинспекция России в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, иными правовыми нормативными
актами органов государственной власти Российской Федерации, актами
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
приказами Министерства топлива и энергетики Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
2.3. Госгазинспекция России осуществляет свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.4. Должностные лица Государственной газовой инспекции имеют
удостоверения единого образца.
2.5. Госгазинспекция России и ее региональные органы имеют
печати со своим наименованием, бланки, штампы.
III. Порядок проведения проверок
3.1. Основными задачами государственной инспекции по контролю
за рациональным и эффективным использованием газа в Российской
Федерации являются:
участие в разработке и согласовании федеральных требований
(норм и правил) по рациональному и эффективному использованию
газа;
участие в разработке федеральных и региональных программ
энергосбережения;
участие в разработке и согласовании типовых проектов, проектов
стандартов и нормативных документов, содержащих требования по
эффективному использованию газа;
согласование технических условий по эффективности
использования газа на вновь изготавливаемое газоиспользующее и
теплоутилизирующее оборудование, газогорелочные устройства и
выдача технических условий на проекты их установки;
предупреждение непроизводительного расхода газа на стадиях
монтажа, наладки, пуска в эксплуатацию и в процессе эксплуатации
газоиспользующих агрегатов;
участие в разработке и согласовании разрабатываемых нормативов
по потерям газа в газовых сетях, использованию газа на собственные
нужды организаций, занимающихся добычей, переработкой, хранением и
транспортом газа;
контроль в организациях за качеством и своевременностью
проведения наладочных работ, связанных с эффективностью
использования газа;
участие в разработке и согласовании утверждаемых в
установленном порядке графиков перевода газопотребляющих
организаций на резервные виды топлива в осенне-зимний период;
контроль за соблюдением удельных норм расхода топлива на
выработку продукции, а также участие в разработке нормативных
документов по стимулированию работы организаций по снижению этих
норм;
выявление недостатков в использовании газа в организациях и
выдача обязательных для исполнения предписаний по реализации
резервов экономии газа;
анализ состояния дел в использовании газа в организациях, в
отраслях и регионах Российской Федерации с целью принятия мер по
его улучшению;
регистрация проектов газоснабжения вновь строящихся,
реконструируемых, модернизируемых и переводимых на газ
топливопотребляющих установок организаций;
участие в работе экспертных комиссий, проводящих аттестацию
производимого в стране и ввозимого газоиспользующего оборудования
и выдача заключений об эффективности использования в нем газа.
3.2. Основными формами государственного контроля являются
проверки (обследования) организаций по вопросам, относящимся к
компетенции органов Госгазинспекции России, которые могут быть
осуществляемы самостоятельно органами Госгазинспекции России и
совместно, с другими контрольно-надзорными органами.
3.3. Проверки могут охватывать направления деятельности
организаций, указанные в п. 3.4 и относящиеся к сфере
использования газа. По усмотрению органов Госгазинспекции России
или по инициативе соответствующих органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации проверки могут быть плановыми
(периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
3.4. Основными направлениями проверок являются:
выполнение федеральной и региональной программ
энергосбережения;
соблюдение нормативов использования газа на собственные нужды
организаций, занимающихся добычей, переработкой, хранением газа и
соблюдение нормативов потерь газа в газовых сетях;
соответствие разрабатываемого и выпускаемого газоиспользующего
и теплоутилизирующего оборудования и проверка его соответствия
требованиям стандартов и норм по эффективному использованию газа;
соответствие проектов вновь вводимого, реконструируемого,
модернизируемого и переводимого на газ оборудования организаций
нормативным требованиям, обеспечивающим рациональное и эффективное
использование газа;
соблюдение газопотребляющими организациями норм и правил
использования газа, удельных норм расхода топлива на выработку
продукции;
состояние и достоверность учета расхода и потребления газа,
тепловой энергии и других видов продукции, вырабатываемой с
применением газа;
готовность наладочных организаций к проведению наладочных
работ на газоиспользующем оборудовании, качество и сроки их
выполнения;
выполнение организациями предписаний по устранению недостатков
в использовании газа;
наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств
организаций, а также готовность газоиспользующих установок к
работе на резервных видах топлива.
3.5. Для выполнения своих функций органы Государственной
газовой инспекции России:
утверждают нормативно-технические документы по вопросам,
входящим в их компетенцию, обязательные для исполнения
подконтрольными организациями на территории Российской Федерации;
вносят в федеральные и местные органы исполнительной власти,
организации предложения о проведении научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ по вопросам повышения эффективности
использования газа;
дают организациям, ведущим разработку и изготовление
газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств
автоматизации и контроля, разрабатывающим проекты их установки,
предписания об устранении конструктивных недостатков и недостатков
проектов, снижающих эффективность использования газа, совместно
назначают проведение контрольных испытаний этого оборудования,
назначают независимую экспертизу проектно-конструкторской
документации;
привлекают для консультаций и экспертиз специалистов научно -
исследовательских, проектных и других организаций, по согласованию
с руководителями этих организаций;
запрашивают у министерств, ведомств и организаций необходимые
сведения и материалы по вопросам, относящимся к их компетенции;
выдают разрешения на пуск газа на топливоиспользующие
установки после окончания их строительства, реконструкции,
технического перевооружения и перевода на газ для проведения
пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний;
проводят проверки (обследования) организаций, имеющих
газоиспользующее оборудование, получают от них необходимые
объяснения, справки и сведения;
дают руководителям поднадзорных организаций обязательные для
исполнения предписания в пределах своей компетенции.
3.6. Руководителю Госгазинспекции России, его заместителям и
руководителям ее региональных органов предоставляется право
принимать решения о частичном или полном прекращении подачи газа
на газоиспользующие установки в случае пуска газа на эти установки
без разрешения органов Государственной газовой инспекции, а также
при невыполнении предписаний об устранении в установленные сроки
следующих нарушений;
несвоевременное или некачественное проведение режимно -
наладочных работ на газоиспользующем оборудовании;
эксплуатация газоиспользующих установок без режимных карт или
со значительными отступлениями от них;
неподготовленность к работе резервных топливных хозяйств или
неготовность газоиспользующих агрегатов к работе на резервных
видах топлива;
эксплуатации газоиспользующего оборудования без
предусмотренных проектом приборов учета газа, средств
автоматического регулирования процессов горения и
теплоутилизирующего оборудования.
Прекращение подачи газа осуществляется в установленном
порядке.
Решение о прекращении подачи газа действует до устранения
нарушений, явившихся основанием для принятия такого решения.
После устранения нарушений пуск газа возобновляется по
разрешению органов государственной газовой инспекции, выдаваемому
в установленном порядке.
Не допускается частичное или полное прекращение подачи газа на
газоиспользующие установки объектов, обеспечивающих безопасность
государства (Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября
1995 г. N 1173).
3.7. Орган Госгазинспекции России, осуществляющий проверку, не
позднее чем за 5 дней до ее начала информирует проверяемую
организацию о календарных сроках ее проведения.
3.8. По прибытии на место руководитель проверки
(государственный инспектор) предъявляет руководителю проверяемой
организации задание на проверку, знакомит с ее целями и задачами,
уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
IV. Порядок оформления результатов проверки
4.1. Результаты каждой проверки оформляются актом. В акте
должно быть отражено состояние дел по вопросам, входящим в
содержание проверки и раскрыты причины выявленных нарушений. К
акту прилагаются протоколы, справки.
4.2. Акт подписывается всеми участниками проверки, после чего
в него запрещается вносить изменения и дополнения. При наличии
разногласий по содержанию акта, окончательное решение принимает
руководитель проверки (государственный инспектор).
Участники проверки, а также представители проверяемой
организации, не согласные с указанным решением, вправе изложить
свое собственное мнение, которое прилагается к акту.
4.3. Содержание акта доводится до сведения руководителя
проверяемой организации, который его подписывает. В случае отказа
руководителя подписать акт делается соответствующая запись,
подтверждаемая руководителем проверки (государственным
инспектором).
4.4. Акт проверки передается проверенной организации, копии
акта - органу Госгазинспекции России, проводившему проверку, а
также, при необходимости, соответствующему органу исполнительной
власти, представителям организаций, участвовавшим в проверке.
Предписание, заверенное печатью проверяющего органа,
передается руководству организации вместе с актом проверки.
4.5. Действия должностных лиц органов государственной газовой
инспекции могут быть обжалованы как в административном, так и в
судебном порядке.
V. Ответственность работников государственного
газового надзора
5.1. Работники государственной газовой инспекции за
невыполнение, ненадлежащее выполнение возложенных на них
обязанностей по осуществлению контроля за рациональным и
эффективным использованием газа несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов
государственной газовой инспекции - государственных инспекторов
рассматриваются руководителем региональной инспекции, которому они
непосредственно подчинены или Госгазинспекцией России, а ее
решения - Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|