ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 108/96
от 1 февраля 1996 г.
(извлечение)
Комитет по управлению имуществом города Пензы обратился в
Арбитражный суд Пензенской области с иском к
производственно-коммерческой фирме "Кереш" о взыскании 546 332
рублей арендной платы, 885 331 рубля пени за просрочку платежа, 32
780 рублей штрафа за неисполнение условий договора аренды, а также
о выселении ответчика из занимаемого им нежилого помещения.
Арбитражный суд определением от 17.11.95 возвратил исковое
заявление на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 108
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи
с тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие уплату
государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.12.95 определение
оставлено без изменения. Арбитражный суд исходил из того, что
комитет, обращаясь с иском, выступал в защиту своих, а не
государственных либо общественных интересов. По
мнению,арбитражного суда, в функции комитета не входит контроль за
доходной частью бюджета.
В кассационном порядке законность решений не проверялась.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагалось состоявшиеся решения отменить, а
исковые материалы направить в арбитражный суд для принятия к
производству и рассмотрения по существу.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Согласно подпункту "н" и пункта 2 статьи 4 Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине" в редакции от 29.05.92 от
уплаты государственной пошлины в арбитражных судах освобождаются
государственные и иные органы, обращающиеся в предусмотренных
законодательными актами случаях с заявлением в арбитражный суд, в
защиту государственных и общественных интересов. Аналогичное
положение содержится и в пункте 3 статьи 5 Федерального закона от
31.12.95 N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О государственной пошлине".
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона РСФСР "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"
комитеты по управлению имуществом освобождаются от уплаты
государственной пошлины при обращении в судебные органы. Исходя из
пункта 1 статьи 5 названного Закона комитеты по управлению
имуществом являются органами государственного управления (местной
администрации) с правами юридического лица. Одна из функций
комитета заключается в осуществлении контроля за исполнением
договоров аренды нежилых помещений, в которых он выступает в
качестве арендодателя.
В соответствии с пунктом 3.3.6 Положения о комитете по
управлению имуществом города Пензы, утвержденного постановлением
администрации города Пензы от 19.07.95 N 916, комитет обязан
осуществлять контроль за поступлением арендной платы в бюджет.
Таким образом, в данном случае комитет обратился в арбитражный
суд за защитой государственных и общественных интересов.
Следовательно, при подаче искового заявления он не должен
уплачивать государственную пошлину. Определение и постановление
арбитражного суда подлежат отмене как вынесенные с нарушением
закона.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - определение от 17.11.95 и постановление от 04.12.95
Арбитражного суда Пензенской области по делу N В-11/259 отменить.
Исковые материалы комитета по управлению имуществом города Пензы
направить в тот же арбитражный суд для принятия к производству и
рассмотрения по существу.
|