ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 6530/95
от 30 января 1996 г.
(извлечение)
Акционерное общество "Востокптицемаш" обратилось в арбитражный
суд с иском о признании недействительным решения Государственной
налоговой инспекции по городу Челябинску от 03.03.95 в части
применения финансовых санкций, связанных с неуплатой взносов в
фонд социального страхования.
Решением от 24.04.95 Челябинский областной арбитражный суд в
иске отказал.
Постановлением кассационной коллегии от 14 - 19.06.95 решение
изменено. В части взыскания сокрытой суммы оплаты труда и штрафа в
размере сокрытой суммы оплаты труда решение налоговой инспекции
признано недействительным. В остальной части решение оставлено без
изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации поставлен вопрос об изменении решения и
постановления.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
В ходе документальной проверки соблюдения акционерным
обществом "Востокптицемаш" налогового законодательства в 1993 -
1994 годах Государственная налоговая инспекция по городу
Челябинску установила, что данное предприятие в проверяемый период
не начисляло и не перечисляло взносы в фонд социального
страхования.
По результатам проверки составлен акт от 07.02.95, на
основании которого принято решение от 03.03.95 N 04-05/2-1010 о
применении к налогоплательщику финансовых санкций в виде взыскания
всей суммы оплаты труда за 1993 - 1994 годы на общую сумму 42 298
400 рублей, штрафа в размере той же суммы и 5 533 400 рублей пени
с суммы страховых взносов.
Налогоплательщик, оспаривая решение налоговой инспекции,
ссылается на то, что, по его мнению, ответственность за неуплату
страховых взносов несут предприятия, зарегистрированные в качестве
плательщиков в фонде социального страхования. Его же предприятие в
фонде зарегистрировано не было, и обязанность такой регистрации
законодательством не предусмотрена.
Принимая постановление о признании недействительным решения
налоговой инспекции, суд сослался на то, что акционерное общество
полностью отражало в бухгалтерском отчете фонд оплаты труда,
поэтому оснований для применения к нему финансовых санкций не
имеется.
Выводы суда не соответствуют требованиям действующего
законодательства, в связи с чем постановление в этой части
подлежит отмене.
Согласно статье 237 КЗоТ РСФСР взносы в фонд социального
страхования за граждан, работающих по найму и подлежащих в
соответствии с законодательством социальному страхованию,
уплачивает работодатель.
Следовательно, акционерное общество "Востокптицемаш" как
работодатель обязано было уплачивать взносы в фонд социального
страхования.
Действующее законодательство не связывает уплату взносов в
фонд социального страхования с моментом регистрации предприятия в
качестве плательщика.
Рассматривая вопрос об ответственности налогоплательщика за
неуплату взносов, суд в постановлении сослался на статью 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", в то время как ответственность за указанное нарушение
предусмотрена специальными нормативными актами.
Согласно пункту 5 постановления Верховного Совета Российской
Федерации от 09.07.93 N 5357-1 "О тарифах страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" и пункту 18
Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
12.02.94 N 101, во исполнение Указа Президента Российской
Федерации от 07.08.92 N 822 "О Фонде социального страхования
Российской Федерации", применение финансовых санкций в случае
неуплаты взносов в Фонд социального страхования Российской
Федерации осуществляется в соответствии с Порядком уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6, 7 указанного Порядка,
утвержденного постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.91, невнесенная сумма страховых взносов
считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К
работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются
финансовые санкции в виде взыскания всей сокрытой или заниженной
при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы.
Учитывая то, что налогоплательщик в 1993 - 1994 годах не
начислял и не перечислял страховые взносы в фонд социального
страхования, налоговая инспекция правомерно применила к нему
финансовые санкции.
Вместе с тем постановление Верховного Совета Российской
Федерации от 09.07.93 N 5357-1, предусматривающее такие санкции,
вступило в действие с 01.07.93, поэтому налоговая инспекция не
вправе была применять санкции за нарушение порядка уплаты
страховых взносов в 1 полугодии 1993 года.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - постановление Челябинского областного арбитражного
суда от 19.06.95 по делу N У-273 о признании недействительными
пунктов 3, 4 решения Государственной налоговой инспекции по городу
Челябинску от 03.03.95 о применении финансовых санкций отменить,
оставив в этой части в силе решение суда от 24.04.95. Решение
Челябинского областного арбитражного суда от 24.04.95 изменить.
Признать недействительным решение Государственной налоговой
инспекции по городу Челябинску в части применения финансовых
санкций за 1 полугодие 1993 года. В остальной части решение и
постановление оставить без изменений.
|