[перевод с английского]
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 193 (1996)
ПО ЗАЯВКЕ РОССИИ НА ВСТУПЛЕНИЕ В СОВЕТ ЕВРОПЫ
(Страсбург, 25 января 1996 года)
1. 7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на
вступление в Совет Европы. 25 июня 1992 г. Комитет министров
принял Резолюцию 92 (27), которой обратился к Парламентской
ассамблее с просьбой подготовить заключение по заявке в
соответствии с уставной Резолюцией (51) 30A.
2. 14 января 1992 года Парламенту Российской Федерации
предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской
ассамблее.
3. 2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура
рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года
Резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что
Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта
и что проводится расследование по фактам нарушений прав человека,
как заявленным, так и подтвердившимся.
4. Ассамблея с глубокой озабоченностью следила за событиями в
декабре 1995 года в Гудермесе и недавними событиями в
Первомайском. Она решительно осуждает захват заложников как акт
терроризма и вопиющего нарушения прав человека, который нельзя
оправдать никакими целями. Вместе с тем она считает, что
российские власти не проявили достаточной заботы о безопасности
заложников. Очевидное невыборочное применение силы стоило жизни
многим невинным людям и явилось нарушением международного
гуманитарного права. Чеченский конфликт нельзя разрешить путем
применения силы. Без политического решения, основанного на
переговорах и на европейских демократических ценностях, установить
мир в этом регионе и положить конец террористическим нападениям
невозможно.
5. Ассамблея отмечает, что процесс политических, правовых и
экономических реформ в России продолжается. Правовая система
страны, как отметили юридические эксперты Совета Европы
(Заключение от 7 октября 1994 года), все еще страдает рядом
недостатков. Вместе с тем наблюдается рост общего осознания
необходимости в утверждении верховенства закона и прогресс в
соблюдении законности.
6. В Письме от 18 января 1995 года Президент Российской
Федерации, Премьер-министр, Председатели Государственной Думы и
Совета Федерации заверили Совет Европы в том, что будут и дальше
следовать курсу на проведение реформ.
7. Принимая во внимание указанные заверения, а также
соображения и обязательства, изложенные ниже, Ассамблея считает,
что Россия - согласно статье 4 Устава - имеет четко выраженное
желание и в ближайшем будущем будет способна соответствовать
критериям членства в Совете Европы, установленным в статье 3
Устава ("каждый член Совета Европы должен признавать принцип
верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица,
находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами
человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать
во имя достижения цели Совета...").
I. С 1992 года Россия принимает участие в различных
направлениях деятельности Совета Европы, подключаясь к выполнению
межправительственных программ "сотрудничества и содействия" (в
частности, в области правовых реформ и прав человека) и направляя
свою делегацию со статусом специально приглашенной для участия в
работе Парламентской ассамблеи и ее комиссий;
II. начиная с 7 мая 1992 года между Россией и Комитетом
министров установлен "политический диалог";
III. Россия присоединилась к ряду конвенций Совета Европы, в
том числе к Европейской культурной конвенции;
IV. в первоочередном порядке с использованием международной
экспертизы разрабатываются следующие законодательные акты: новые
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, новые Гражданский и
Гражданско-процессуальный кодексы и Уголовно-исполнительный
кодекс. В их основу положены принципы и стандарты Совета Европы;
V. ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам
Совета Европы новые законы: о роли, деятельности и организации
Прокуратуры и Бюро уполномоченного по правам человека; о защите
национальных меньшинств; о свободе собраний и свободе
вероисповедания;
VI. статус адвоката будет защищен законом; будет учреждена
профессиональная коллегия адвокатов;
VII. лица, признанные виновными в нарушении прав человека, в
особенности в связи с событиями в Чечне, будут привлечены к
судебной ответственности;
VIII. будет обеспечено реальное осуществление прав,
закрепленных в статье 27 Конституции и законе о свободе
передвижения и выборе места жительства;
IX. в соответствии с Рекомендацией A (87)3 о Единых
европейских пенитенциарных правилах будут улучшены условия
содержания заключенных, в частности, безотлагательно будут
улучшены по сути нечеловеческие условия содержания во многих
следственных изоляторах;
X. управление пенитенциарными учреждениями и надзор за
исполнением наказаний будут переданы, как только это станет
возможным, в компетенцию Министерства юстиции;
XI. состояние и ход законодательных реформ позволят в
установленные сроки подписать и ратифицировать конвенции Совета
Европы, перечисленные в пункте 10;
XII. Российская Федерация окажет лицам, ранее депортированным
из оккупированных балтийских государств, или их потомкам помощь в
возвращении в свои страны в соответствии с подлежащими разработке
специальными программами репатриации и компенсации.
8. С тем, чтобы обеспечить соблюдение перечисленных заверений
и обязательств, Парламентская ассамблея принимает решение
разработать в тесном сотрудничестве с делегацией Федерального
Собрания свою собственную парламентскую программу
"рекомендательного и контрольного характера" под эгидой комиссий
Ассамблеи, отвечающих за реализацию Директивы N 508(1995)
относительно соблюдения странами - членами Совета Европы взятых на
себя обязательств и обязанностей. Эта программа послужит
дополнением к процедуре контроля согласно Директиве N 508(1995),
никоим образом не подменяя эту процедуру.
9. Ассамблея приветствует совместную программу Европейского
Союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур,
механизмов защиты прав человека и проведению реформы правовой
системы как вклад в долгосрочное содействие и сотрудничество. В
рамках указанной совместной программы особое внимание будет
уделено поддержке и укреплению правозащитных неправительственных
организаций, а также созданию гражданского общества.
10. Парламентская ассамблея принимает к сведению, что
Российская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование
принимаемых на себя обязательств, указанных в пункте 7, и что
Россия намерена:
I. при вступлении подписать Европейскую конвенцию о защите
прав человека и основных свобод и в течение одного года
ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней N 1, 2, 4, 7 и 11, а
также признать право на подачу индивидуальных жалоб в Европейскую
комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского
Суда по правам человека (статьи 25 и 46 Конвенции), до момента
вступления в силу Протокола N 11;
II. подписать в течение одного и ратифицировать не позднее,
чем через три года с момента вступления, Протокол N 6 к
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,
касающихся отмены смертной казни в мирное время, и установить со
дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров;
III. подписать и в течение одного года с момента вступления
ратифицировать Европейскую конвенцию о запрещении пыток и
бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
IV. подписать и в течение одного года с момента вступления
ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных
меньшинств, строить свою политику в отношении меньшинств с учетом
принципов, сформулированных в Рекомендации Ассамблеи 1201(1993),
сделав их частью правовой и административной системы страны и
воплотив их в повседневную практику;
V. подписать и в течение одного года после вступления
ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления и Хартию
региональных языков и языков меньшинств; изучить в целях
ратификации Социальную хартию, и с момента вступления проводить
национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в
вышеупомянутых конвенциях;
VI. подписать и ратифицировать другие конвенции Совета Европы,
в частности, касающиеся выдачи преступников; взаимной помощи в
уголовно-правовой сфере; перемещения лиц, приговоренных к
наказанию; отмывания, выявления, изъятия и конфискации доходов от
преступной деятельности, и с момента вступления соблюдать
основополагающие принципы, закрепленные в вышеупомянутых
конвенциях;
VII. разрешать международные и внутренние споры мирными
средствами (что является обязательным для всех стран - членов
Совета Европы), решительно отказываясь от любых форм угрозы
применения силы против своих соседей;
VIII. урегулировать существующие пограничные споры с соседними
странами в соответствии с принципами международного права при
соблюдении действующих международных договоров;
IX. в течение шести месяцев после вступления ратифицировать
Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Молдавии
от 21 октября 1994 года и продолжить вывод 14-й армии и ее
военного снаряжения с территории Молдавии с тем, чтобы завершить
его в течение трех лет с момента подписания Соглашения;
X. выполнить обязательства по Договору о сокращении обычных
вооруженных сил и вооружений в Европе (ОВСЕ);
XI. провести переговоры в связи с требованиями европейских
стран о реституции культурных ценностей, применяя особый подход с
учетом объекта (архивы, произведения искусств, строения и т.д.) и
вида собственности (государственной, частной, принадлежащей
организациям различного типа);
XII. в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных
организаций;
XIII. признать как неправильную концепцию двух различных
категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них
как зону особых интересов, именуемую "ближним зарубежьем";
XIV. в кратчайшие сроки урегулировать все вопросы, касающиеся
возвращения собственности, требования на которую предъявили
государства - члены Совета Европы, в частности, архивов,
вывезенных в Москву в 1945 году;
XV. немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные
поездки лиц, владеющих государственными секретами, и облегчить
доступ к архивам, хранящимся в Российской Федерации, оставив лишь
те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах -
членах Совета Европы;
XVI. обеспечить такой порядок применения Конвенции СНГ по
правам человека, который бы никоим образом не препятствовал
обеспечению процедуры и гарантий, предусмотренных Европейской
конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
XVII. в течение одного года после вступления пересмотреть
закон о федеральных службах безопасности, с тем чтобы привести его
в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; в
частности, должно быть отменено право Федеральной службы
безопасности (ФСБ) иметь в своем ведении и управлять центрами
предварительного заключения;
XVIII. принять закон об альтернативной военной службе, как это
предусмотрено статьей 59 Конституции;
XIX. сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого
обращения, а также гибели людей в вооруженных силах,
незадействованных в вооруженных конфликтах;
XX. продолжить проведение правовой реформы с тем, чтобы
привести все национальное законодательство в соответствие с
принципами и стандартами Совета Европы; наряду с прочими
законодательными документами в кратчайшие сроки должен быть
пересмотрен президентский Указ N 1226;
XXI. расширить международное сотрудничество в целях
предотвращения природных и техногенных катастроф и устранения их
экологических последствий;
XXII. подписать и в течение одного года с момента вступления
ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах
и Дополнительные протоколы к нему;
XXIII. всемерно сотрудничать в вопросе реализации Директивы
Ассамблеи N 508(1995) относительно соблюдения странами - членами
Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей, а также
использовании механизмов контроля, разработанных во исполнение
Декларации Комитета министров от 10 ноября 1994 года (95-я
сессия);
XXIV. строго соблюдать положения международного гуманитарного
права, в том числе в случаях вооруженных конфликтов на своей
территории;
XXV. сотрудничать в духе доброй воли с международными
гуманитарными организациями и допускать их деятельность на
российской территории в соответствии с их мандатом.
11. Опираясь на изложенные выше обязательства и
договоренности, Парламентская ассамблея рекомендует Комитету
министров:
I. пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы;
II. предоставить Российской Федерации восемнадцать мест в
Парламентской ассамблее;
III. привести средства и возможности Организации, в
особенности Ассамблеи и институтов по правам человека, в
соответствие с последствиями, вызываемыми настоящим решением, и не
использовать вступление России для уменьшения взносов остальных
государств - членов.
|