ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 1996 г. N С5-7/ОЗ-38
(в ред. письма ВАС РФ от 27.02.96 N ОЗ-6)
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что
вступил в силу Федеральный закон "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства", подписанный Президентом Российской Федерации
29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ и опубликованный в "Российской газете"
11 января 1996 г. N 5.
1. Федеральный закон определяет правовые основы введения и
применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц
(далее - организации), а также физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
(далее - индивидуальные предприниматели).
2. Федеральный закон предоставляет субъектам малого
предпринимательства право выбора на добровольной основе системы
налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной
системе или возврат к принятой ранее системе (п. 1 ст. 1).
3. Согласно Федеральному закону применение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты
совокупности установленных законодательством Российской Федерации
федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой
единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной
деятельности организаций за отчетный период. В этом случае для них
сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей,
государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных
средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 1).
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает
замену уплаты установленного законодательством Российской
Федерации подоходного налога на доход, полученный от
осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости
патента на занятие данной деятельностью (п. 3 ст. 1).
4. Субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности являются индивидуальные предприниматели и организации с
предельной численностью работающих до 15 человек, включая
работающих по договорам подряда и иным договорам
гражданско - правового характера и работающих в филиалах и
подразделениях этих организаций.
При этом субъекты малого предпринимательства имеют право в
предусмотренном Федеральным законом порядке перейти на упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года,
предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на
право применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности, совокупный размер валовой выручки данного
налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального
размера оплаты труда, установленного законодательством Российской
Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача
заявления (п. 3 ст. 2).
(в ред. письма ВАС РФ от 27.02.96 N ОЗ-6)
Под действие упрощенной системы не подпадают организации,
занятые производством подакцизной продукции, организации,
созданные на базе ликвидированных структурных подразделений
действующих предприятий, а также кредитные организации,
страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники
рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного
бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий с особым
порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности (п. 2 ст. 2).
5. В соответствии с Федеральным законом объектом обложения
единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности устанавливается совокупный доход или валовая
выручка, полученные за отчетный период (п. 1 ст. 3).
6. Федеральный закон устанавливает ставки единого налога для
субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности (ст. 4).
7. В статье 5 Федерального закона определяется порядок
применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
В частности, установлено, что официальным документом,
удостоверяющим право применения субъектами малого
предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности, является патент, выдаваемый налоговыми органами сроком
на один год, и его форма единая на всей территории Российской
Федерации.
При выдаче патента заполняется также его дубликат, который
хранится в налоговом органе.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом
с соблюдением указанных в статье 5 условий и наложением штрафа на
организацию или индивидуального предпринимателя. Размер штрафа
устанавливается органом государственной власти субъекта Российской
Федерации (п. 6 ст. 5).
Устанавливаются также порядок представления организациями в
налоговый орган расчета подлежащего уплате единого налога и других
документов, порядок отказа от применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности и обратного перехода
(возврата) к принятой ранее системе налогообложения, учета и
отчетности (п. п. 7 и 8 ст. 5).
8. Федеральный закон устанавливает ответственность субъектов
малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации
(ст. 6).
Данная информация направляется для сведения и использования
при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|