ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 7622/95
от 16 января 1996 г.
(извлечение)
Прокуратура Пермской области в защиту государственных и
общественных интересов предъявила иск о признании
недействительными сделки приватизации и свидетельства о
собственности в части включения в уставный капитал акционерного
общества открытого типа "Мотовилихинские заводы" поликлиники на
1000 посещений (медсанчасти N 4).
Определением Пермского областного арбитражного суда от
16.03.95 производство по делу прекращено со ссылкой на то, что
требования о признании ничтожной сделки недействительной
арбитражным судом не рассматриваются, спор о признании
недействительным свидетельства о собственности также не подлежит
рассмотрению в арбитражном суде, так как свидетельство о
собственности не является актом государственных органов.
Постановлением от 06.06.95 определение от 16.03.95 о
прекращении производства по делу в части признания сделки
приватизации недействительной отменено и дело передано на новое
рассмотрение. В остальной части определение оставлено без
изменения.
При новом рассмотрении арбитражный суд решением от 24.07.95 в
иске отказал. Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.95
решение оставлено без изменения. В кассационном порядке законность
решения не проверялась.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации предлагается состоявшиеся решения отменить и
передать дело на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, отказ в иске суд мотивировал
тем, что включение поликлиники на 1000 посещений (медсанчасти N 4)
в уставный капитал акционерного общества не является сделкой
приватизации.
Между тем в силу статьи 15 Закона РСФСР "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация
государственных и муниципальных предприятий осуществляется
способами, предусмотренными законодательством, в том числе
посредством продажи долей (акций) в капитал предприятия. Таким
образом, преобразование государственного предприятия в акционерное
общество с последующей продажей акций является одним из способов
приватизации и на основании статьи 30 названного Закона может быть
оспорено полностью или в части в суде как сделка приватизации.
В результате ошибочного вывода о том, что оспариваемые
действия не являются сделкой, суд оставил без проверки и оценки
доводы истца о допущенных нарушениях закона при включении
поликлиники в уставный капитал акционерного общества.
Выводы апелляционной инстанции о правомерности включения в
уставный капитал акционерного общества поликлиники сделаны без
исследования фактических обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 упомянутого Закона
приватизация социально-культурных учреждений регулируется иными
законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения о коммерциализации государственных
предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества
открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 01.07.92 N 721, при приватизации государственных
предприятий путем их преобразования в акционерные общества
открытого типа последним передаются объекты социально-культурного,
коммунально-бытового назначения без включения их стоимости в
уставный капитал акционерного общества.
Между тем по акту оценки имущества по состоянию на 01.07.92 в
уставный капитал общества под инвентарным номером 673 включено
здание поликлиники на 1000 посещений со стационаром на 450 коек,
расположенное по улице Грачева.
Вопрос о правомерности включения в уставный капитал АООТ
"Мотовилихинские заводы" поликлиники арбитражным судом по существу
не был рассмотрен. Здание поликлиники спроектировано, построено и
принято в эксплуатацию как специализированное медицинское
учреждение, что подтверждается актами государственной приемки
здания, договором между Пермским горздравотделом и
машиностроительным заводом им. В.И.Ленина о строительстве и
порядке использования медсанчасти. Приказом горздравотдела от
28.10.86 на базе построенной поликлиники открыта самостоятельная
медсанчасть N 4 завода им. В.И.Ленина Мотовилихинского
райздравотдела. Указанные документы не получили надлежащей оценки
суда.
Также не выяснено, на какие средства строилась поликлиника, и
в деле отсутствует приложение 9б к акту оценки имущества, где
указаны объекты инфраструктуры, входящие в Перечень объектов, не
подлежащих приватизации (пункт 8 плана приватизации).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил - определение от 16.03.95 о прекращении производства по
делу в части признания недействительным свидетельства о
собственности, постановление от 06.06.95 об оставлении без
изменения определения от 16.03.95 о прекращении производства по
делу в части признания недействительным свидетельства о
собственности, решение от 24.07.95 и постановление апелляционной
инстанции от 11.09.95 Арбитражного суда Пермской области отменить.
Дело N 270/у направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный
суд.
|