ДОГОВОР
от 12 января 1996 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ
МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сознавая необходимость разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными и областными органами
государственной власти, учитывая региональные особенности
Свердловской области, ставя целью создать условия и механизм
обеспечения реализации Конституции Российской Федерации,
сохранения территориальной целостности, единства экономического
пространства Российской Федерации и обеспечения действенности
государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской
Федерации и уставом Свердловской области, заключен настоящий
Договор о нижеследующем.
Статья 1
Настоящий Договор определяет разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Свердловской области.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации Свердловская область
обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 2
Настоящий Договор, исходя их природных, географических,
экономических и социальных особенностей Свердловской области,
определяет кроме предметов совместного ведения, установленных в
статье 72 Конституции Российской Федерации, следующие предметы
совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области:
а) создание условий для структурной перестройки экономики
Свердловской области;
б) создание условий для восстановления минерально-сырьевой
базы в Свердловской области;
в) регулирование вопросов, связанных с переработкой,
использованием драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий
из них на предприятиях, расположенных в Свердловской области;
г) функционирование предприятий оборонного комплекса,
расположенных на территории Свердловской области, за исключением
вопросов производства вооружений и военной техники, конверсия этих
предприятий, а также участие в реализации производимой ими
продукции;
д) развитие агропромышленного комплекса, включая создание
зернового фонда Свердловской области;
е) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности
на территории Свердловской области;
ж) осуществление согласованной кадровой политики при
осуществлении предметов совместного ведения и полномочий,
определенных настоящим Договором;
з) организация прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 3
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Свердловской области и принимают нормативные правовые акты по
предметам совместного ведения, установленным настоящим Договором;
б) обеспечивают приведение нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти в соответствие с настоящим
Договором;
в) разрабатывают с участием органов государственной власти
Свердловской области и утверждают федеральные целевые программы по
структурной перестройке экономики Свердловской области,
восстановлению минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных
предприятий в Свердловской области;
г) обеспечивают экономические условия содержания
мобилизационных мощностей оборонных предприятий в Свердловской
области;
д) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в
том числе через территориальные подразделения федеральных органов
исполнительной власти;
е) разрабатывают с участием органов государственной власти
Свердловской области федеральные программы развития
агропромышленного комплекса, обеспечивают их финансирование и
реализацию, участвуют в создании и финансировании зернового фонда
Свердловской области;
ж) согласовывают с органами государственной власти
Свердловской области кандидатуры руководителей федеральных
предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории
Свердловской области.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Свердловской области:
а) осуществляют правовое регулирование по предметам
совместного ведения, определенным настоящим Договором, в
соответствии с федеральными законами;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
областных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим
Договором;
в) устанавливают в соответствии с федеральными законами
условия лицензирования природопользования на территории
Свердловской области;
г) участвуют в реализации федеральных программ по развитию
минерально-сырьевой базы, конверсии оборонных предприятий,
структурной перестройке экономики и развитию агропромышленного
комплекса;
д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении
руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций,
расположенных на территории Свердловской области;
е) оказывают в соответствии с законодательством Российской
Федерации содействие оборонным предприятиям в реализации их
продукции.
Статья 5
До принятия федерального закона по конкретному предмету
совместного ведения либо в случае неполного урегулирования
федеральным законом полномочий федеральных и областных органов
государственной власти по предмету совместного ведения
Свердловская область осуществляет собственное законодательное
регулирование по указанному предмету ведения. После принятия
соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты Свердловской области приводятся в соответствие с
федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты
Свердловской области, не приведенные в соответствие с федеральным
законом, применению не подлежат.
Статья 6
Законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области
подлежат государственной защите и применяются судами в
соответствии с их компетенцией, установленной законодательством
Российской Федерации.
Статья 7
Если федеральными правовыми актами, действие которых
распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут
установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской
Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в
отношении Свердловской области применяются положения указанных
федеральных правовых актов. В случае принятия федеральными
органами государственной власти в одностороннем порядке
подзаконных федеральных правовых актов, противоречащих настоящему
Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора.
Статья 8
Органы государственной власти Свердловской области имеют право
оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство
Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении
действия на территории области частично или полностью правовых
актов министерств и ведомств Российской Федерации, которые:
регулируют (решают) вопросы, отнесенные к ведению субъекта
Российской Федерации;
не соответствуют федеральным полномочиям в сфере совместного
ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и
полномочия в пользу федеральных органов государственной власти.
В случае если Правительство Российской Федерации в течение
одного месяца со дня внесения предложения органов государственной
власти Свердловской области не отменит либо не приостановит
действие правовых актов министерств и ведомств Российской
Федерации, указанных в части первой настоящей статьи, такие
правовые акты не подлежат применению органами государственной
власти Свердловской области до вынесения решения соответствующим
судом.
Статья 9
В ведении Свердловской области в соответствии с федеральным
законодательством Российской Федерации, уставом Свердловской
области и настоящим Договором:
а) установление в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральным законом системы органов государственной
власти Свердловской области, порядка их формирования, организации
и деятельности;
б) создание, формирование и обеспечение деятельности Уставного
суда Свердловской области в соответствии с федеральным законом и
уставом Свердловской области;
в) решение вопросов административно-территориального
устройства области, образования и упразднения административно -
территориальных единиц и населенных пунктов с соблюдением прав и
свобод граждан и единства экономического пространства;
г) формирование бюджета области;
д) установление административной ответственности за нарушение
областных законов и иных правовых актов области, а также
нормативных актов органов местного самоуправления, не умаляющих
конституционных прав граждан;
е) государственная собственность Свердловской области и
управление ею;
ж) создание областного банка в соответствии с отдельным
соглашением;
з) государственная служба Свердловской области.
В ведении Свердловской области находятся также другие вопросы
в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и уставом Свердловской области.
Статья 10
Областные органы исполнительной власти обязаны выполнять
решения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в
пределах их компетенции.
Председатель областного комитета по управлению государственным
имуществом, наделенного полномочиями территориального агентства
Государственного комитета Российской Федерации по управлению
государственным имуществом, руководители других областных органов
исполнительной власти, находящихся одновременно в областном и
федеральном подчинении и выполняющих функции территориальных
подразделений федеральных органов исполнительной власти,
назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором
Свердловской области по согласованию с соответствующим федеральным
органом исполнительной власти.
Областные органы исполнительной власти могут быть наделены
функциями (полномочиями, правами) территориальных подразделений
(агентств) федеральных органов исполнительной власти по
соглашениям, заключенным губернатором Свердловской области с
соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Статья 11
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами,
относящимися к государственной собственности Свердловской области,
регулируются областными правовыми актами в соответствии с
федеральными законами.
Свердловская область самостоятельно определяет систему
областных органов государственной власти по управлению объектами
государственной собственности Свердловской области.
Разграничение природных ресурсов на территории Свердловской
области на природные ресурсы федерального и областного значения
производится по отдельным соглашениям.
Статья 12
Свердловская область самостоятельно устанавливает и вводит
областные налоги и сборы в соответствии с федеральными и
областными законами.
Состав и размеры доходов, поступающих в областной и местные
бюджеты в виде средств от федеральных налогов, определяются
соглашением Российской Федерации и Свердловской области, если они
прямо не установлены федеральным законом.
Статья 13
Свердловская область вправе выступать самостоятельным
участником международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам
и международным договорам Российской Федерации, заключать
соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных
федеративных государств, административно-территориальными
образованиями иностранных государств, а также министерствами и
ведомствами иностранных государств.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законом координируют международные и
внешнеэкономические связи Свердловской области.
Статья 14
В целях разграничения полномочий между органами исполнительной
власти Российской Федерации и органами исполнительной власти
Свердловской области по предметам совместного ведения,
установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и
перечисленным в настоящем Договоре, органы исполнительной власти
Свердловской области заключают соответствующие соглашения с
Правительством Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного
ведения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора
и вступают в силу только после его подписания.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного
ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации
и Свердловской области могут быть подписаны в любое время после
вступления в силу настоящего Договора.
Статья 15
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти
Свердловской области может иметь место по соглашению во всех
случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не
содержится прямой запрет на передачу (осуществление)
соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в
соответствующем соглашении (договоре) предусматриваются
необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий
(условия финансирования, материально-технического обеспечения и
др.).
Статья 16
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем заключения нового договора.
Статья 17
Споры и разногласия, возникающие при исполнении настоящего
Договора, разрешаются с использованием согласительных процедур.
В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение
Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с
частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Статья 18
Настоящий Договор подлежит опубликованию в федеральных и
областных официальных изданиях и вступает в силу с момента
опубликования.
Совершено в г. Москве 12 января 1996 года в двух экземплярах,
причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Губернатор
Свердловской области
Э.РОССЕЛЬ
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|