ПРИКАЗ МВД РФ
ОТ 4 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 4
О РЕАЛИЗАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ МВД РОССИИ И
АССОЦИАЦИЕЙ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
В целях защиты банковской системы России от преступных
посягательств, обеспечения ее безопасного функционирования -
приказываю:
1. Начальникам главных управлений (управлений) МВД России,
Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев,
областей и автономных образований, начальникам региональных
управлений по организованной преступности объявить личному
составу прилагаемое Соглашение между Министерством внутренних дел
Российской Федерации и Ассоциацией российских банков о
взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности для
руководства и исполнения в служебной деятельности. Разработать и
осуществить комплекс мер по защите банковских учреждений от
преступных посягательств.
2. ГУК (Калашникову В.В.), ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД
России в 3-месячный срок разработать меры по укреплению
оперативных подразделений, занимающихся проблемами защиты
банковской системы от преступных посягательств, созданию в МВД,
ГУВД, УВД крупных финансовых и промышленных центров подразделений
по борьбе с хищениями, совершаемыми путем несанкционированного
доступа в компьютерные сети и базы данных, в составе управлений
(отделов) по экономическим преступлениям.
3. ГУВО (Рябову В.С.), ГУГАИ (Федорову В.А.) МВД России в
3-месячный срок подготовить предложения о внедрении в
установленном порядке специальных средств по технической
укрепленности и охране банковских объектов, совершенствованию
системы обеспечения безопасности инкассации и транспортировки
денежных средств.
4. ГУЭП (Дементьеву А.С.), ВНИИ (Пономареву П.Г.), Академии
(Демидову Н.И.), Правовому управлению Главного штаба (Воробьеву
В.Ф.) МВД России в первом полугодии 1996 года разработать
предложения по совершенствованию правового регулирования
отношений в сфере банковской и кредитно-финансовой деятельности.
5. ГУЭП (Дементьеву А.С.) МВД России с учетом опыта работы
Межведомственной комиссии Российской Федерации по вопросам
сотрудничества банков и правоохранительных органов в месячный
срок подготовить предложения о создании региональных комиссий по
вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов с
участием в их составе представителей коммерческих банков.
6. Ответственность за организацию выполнения настоящего
приказа возложить на заместителей министра по направлениям
курируемых служб.
Министр
генерал армии А.Куликов
Соглашение
между Министерством Внутренних Дел Российской Федерации и
Ассоциацией Российских банков о взаимодействии в области
обеспечения банковской безопасности
Министерство внутренних дел Российской Федерации и
Ассоциация российских банков (АРБ), в дальнейшем именуемые
"Стороны",
будучи обеспокоены осложнением криминогенной обстановки и
повышением риска в банковском деле России,
учитывая исключительную важность и значимость
финансово-кредитных учреждений в процессе рыночных
преобразований,
желая объединить усилия по укреплению законности и
правопорядка в сфере денежного обращения,
стремясь обеспечить безопасные условия персоналу банковских
учреждений и клиентам,
принимая во внимание имеющийся опыт сотрудничества в рамках
совместных мероприятий Министерства внутренних дел, Центрального
банка и Ассоциации российских банков,
руководствуясь соответствующими статьями Законов РСФСР "О
милиции", "О банках и банковской деятельности в РСФСР",
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Принципы и направления взаимодействия
1. Стороны, взаимодействуя в процессе предупреждения и
раскрытия преступных посягательств на персонал банков, денежные
средства и ценности, желая создать систему надежной безопасности
кредитных учреждений, отношения строят на основе следующих начал:
- законности;
- открытости и доверии;
- согласованности действий и взаимном информировании;
- добросовестности и надежности.
2. Основными направлениями взаимодействия МВД России и АРБ
по обеспечению банковской безопасности являются:
- защита коммерческих банков от проникновения
организованных преступных групп в их среду;
- защита банковских учреждений и их сотрудников от
преступных посягательств (грабежей, разбоев, краж, мошенничеств и
т. п.);
- разработка и внедрение специальных технологий по
технической укрепленности и защите банковских объектов, средств
связи и т. д.
- совершенствование систем обеспечения безопасности
инкассации и транспортировки денежных средств, а также банковских
объектов-пунктов обмена валют, хранилищ, офисов и т. п.;
- оказание помощи в обучении, переподготовке и повышении
квалификации кадров для служб безопасности банков;
- разработка совместных предложений по совершенствованию
правовой основы обеспечения банковской безопасности.
Статья 2
Совершенствование охраны объектов и личной безопасности
1. Создать в первом полугодии 1996 года специальное
управление охраны банков в структуре аппарата Управления
вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы. Финансирование отдела
осуществлять в соответствии с действующим положением на общих для
вневедомственной охраны основаниях.
2. Изучить:
- возможность внедрения "Системы общественной безопасности
и службы спасения" для охраны банковских учреждений и его
персонала, обеспечения безопасности перевозки денежных средств;
- опыт организации взаимодействия органов внутренних дел и
банковских учреждений по вопросам их охраны. На его основе
выработать рекомендации по распространению наиболее эффективных
форм этой работы. При необходимости войти в соответствующие
инстанции с совместными предложениями по правовому урегулированию
возникающих проблем в этой области.
3. В процессе реформирования и оптимизации структур
центрального аппарата МВД, аппаратов МВД, ГУВД, УВД укрепить
оперативные службы органов внутренних дел, занимающиеся
проблемами защиты кредитно-финансовой системы от экономических
преступных посягательств. В столице России, крупных финансовых и
промышленных центрах образовать отделения (группы) по борьбе с
хищениями, совершаемыми путем несанкционированного доступа в
компьютерные сети и базы данных.
4. Продолжить проработку вопросов о возможности образования
специализированных подразделений органов внутренних дел, имея в
виду возложить на указанные формирования весь комплекс проблем по
предупреждению и раскрытию общеуголовных и экономических
преступлений с использованием банковской системы.
5. Ежеквартально пересматривать и с учетом мнений служб
безопасности коммерческих банков вносить коррективы в типовые
планы действий органов внутренних дел при возникновении
экстремальных ситуаций ( нападение на банк, захват заложников,
угроза расправы, вымогательство, шантаж и т. д.). Руководителям
МВД, ГУВД, УВД, ГОРОВД и коммерческих банков систематически
проводить командно-штабные и тактические учения по отработке
действий нарядов и служб органов внутренних дел в экстремальных
ситуациях.
6. Ежеквартально анализировать оперативную обстановку,
складывающуюся вокруг конкретных объектов финансово-кредитной
системы, своевременно уточнять дислокации постов и маршрутов
патрулирования, обеспечивая максимальную их плотность и
приближенность к банковским учреждениям.
7. Осуществлять физическую защиту руководителей
финансово-кредитных учреждений силами служб безопасности банков в
строгом соответствии с Законом Российской федерации "О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (N
2487-1 от 11 марта 1992 года).
При поступлении в адрес персонала банков либо членов их
семей информации угрожающего характера незамедлительно передавать
ее в территориальные органы внутренних дел по борьбе с
организованной преступностью.
Органам внутренних дел принимать все предусмотренные
действующим законодательством меры по установлению и привлечению
к ответственности лиц, виновных в приготовлении и совершении
преступлений.
Статья 3
Предупреждение и раскрытие преступлений
1. Считать раскрытие преступных посягательств на банковские
учреждения, хранящиеся в них ценности и денежные средства,
предотвращение проникновения организованных преступных групп в
банковские учреждения, пресечение фактов террора, шантажа,
вымогательств, насилия и других криминальных проявлений,
создающих угрозу безопасности банковской системы, приоритетным
направлением в деятельности Службы криминальной милиции МВД
Российской Федерации и соответствующих подразделений на местах.
2. Устанавливать в Министерстве внутренних дел особый
контроль и учитывать в отдельном разделе суточной сводки
преступные посягательства против банковской системы, в том числе
совершенные персоналом банков.
Привлекать при необходимости представителей служб
безопасности коммерческих банков для оказания помощи
следственно-оперативным группам в качестве специалистов.
Оконченные производством уголовные дела этой категории
докладывать коллективам кредитно-финансовых учреждений в порядке,
определенном уголовно-процессуальным законом.
3. Информировать АРБ о лицах, объявляемых в местный и
федеральный розыск, за преступления, совершаемые в
кредитно-финансовой системе.
4. Обсуждать с приглашением в необходимых случаях
представителей прокуратуры и следственного комитета состояние
работы по делам о нераскрытых преступлениях, особенно
возбужденных по фактам умышленных убийств банкиров, разбойных
нападений и мошенничества. Проводить дополнительные мероприятия,
направленные на установление и изобличение виновных, и предание
их суду. К разработке мероприятий привлекать сотрудников служб
безопасности коммерческих банков, имеющих опыт работы в
оперативно-следственных подразделениях МВД, ФСБ, органов
прокуратуры.
5. Направлять в территориальные органы внутренних дел
подробную информацию о всех фактах противоправного невозврата
кредитов недобросовестными заемщиками, а также использования
незаконных методов кредиторами по возврату займов.
В сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР, рассматривать
указанные материалы и принимать по ним процессуальные решения,
уведомляя об этом руководителей соответствующих коммерческих
банков.
Органам внутренних дел направлять сведения о таких лицах в
Главный информационный центр МВД Российской Федерации для
постановки на учет по информационно-поисковой системе.
6. Совершенствовать практику организации и проведения
целевых мероприятий по выявлению и пресечению организованных
преступных группировок, действующих в системе коммерческих банков
страны.
При планировании таких мероприятий использовать по
согласованию со службами безопасности кредитно-финансовых
учреждений имеющийся у них информационно-аналитический потенциал.
7. Образовать организационный комитет для проведения в I
квартале 1996 года научно-практической конференции о
правоприменительной практике борьбы с мошенничествами в отношении
банков с участием работников Прокуратуры, Верховного и
Арбитражного судов.
Статья 4
Информационный обмен
1. Сведения, составляющие коммерческую тайну, не являются
препятствием для получения в установленном порядке органами
дознания и предварительного следствия сведений и документов о
финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по
счетам физических и юридических лиц, подозреваемых в участии и
причастности к легализации (отмыванию) преступных доходов.
2. Запросы, исходящие из территориальных органов внутренних
дел, в адрес банковских учреждений могут быть подписаны
руководителем этого органа и заверены его печатью.
В центральном аппарате Министерства внутренних дел запросы
об информации, являющейся коммерческой тайной, адресованные
коммерческим банкам, кроме руководства (министр и его
заместители) подписывают начальники главных управлений или их
заместители. Запрос, подписанный следователем, заверяется печатью
соответствующего следственного подразделения или органа
внутренних дел.
3. Должностные лица, указанные в п. 2 настоящей статьи,
несут в установленном законом порядке ответственность за
использование банковской информации исключительно в
оперативно-служебных целях.
4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, МВД,
ГУВД, УВД, ГОРОВД осуществляют информационную поддержку
коммерческих банков. Для чего:
- ориентируют о проявлениях фальшивомонетничества и новых
формах криминального проникновения в финансово-кредитные
учреждения;
- сообщают руководителям финансово-кредитных учреждений о
поступившей информации о возможных противоправных действиях в
отношении данных учреждений и их персонала;
- обеспечивают отдельными аналитическими документами и
материалами о состоянии и тенденциях развития общеуголовной и
организованной преступности. Направляют в АРБ ежеквартальные
статистические сведения о преступных посягательствах на банки;
- совершенствуют схемы пользования некоторыми действующими
базами данных органов внутренних дел, в том числе установленными
приказом МВД России N 319 от 24.11.1994 года "Об утверждении
Инструкции о порядке предоставления информации на договорной
основе";
- согласовывают тематику и осуществляют на регулярной
основе совместную со службами безопасности коммерческих банков
разработку рекомендаций по профилактике преступлений в
кредитно-финансовой сфере, их публикацию в "Бюллетене АРБ",
межбанковской информационно-справочной системе "Безопасность" и
ведомственных изданиях МВД России.
5. Коммерческие банки инициативно уведомляют МВД России,
его территориальные подразделения о всех необычных
(подозрительных) перемещениях денежных средств. При этом
необычные финансовые операции определяются с учетом всех
признаков их совершения: суммы и характера платежа, характеристик
клиента и других обстоятельств, прямо или косвенно
свидетельствующих о возможном криминальном происхождении
перемещаемых денежных средств.
6. Стороны продолжат консультации о возможности и
целесообразности создания на базе Главного информационного центра
МВД России федерального учета структур, паразитирующих в рыночной
экономике (лже-предприятия, недобросовестные заемщики,
"подпольные" кредитные учреждения, фирмы, созданные для
осуществления мошеннических операций), и федерального учета лиц,
в них занятых.
7. Признать необходимым более эффективно использовать
возможности Межведомственной комиссии Российской федерации по
вопросам сотрудничества банков и правоохранительных органов для
разработки проектов нормативных актов по проблемам банковской
деятельности, формирования на ее основе банка данных для
трудоустройства в службы безопасности банков сотрудников органов
внутренних дел, подлежащих увольнению со службы.
Рассмотреть возможности по расширению функций комиссии и ее
структуры, включению в ее состав представителей коммерческих
банков, заинтересованных министерств и ведомств.
8. Стороны подготовят и до конца текущего года направят на
места совместное указание об организации в каждом республиканском
МВД, ГУВД, УВД, крупном ГОР0ВД круглосуточно действующей "горячей
линии" с использованием средств проводной связи между
руководством (дежурной частью) органа внутренних дел и
банковскими структурами. Сведения о постоянно действующих
телефонных (факсимильных) каналах опубликовать в средствах
массовой информации.
Статья 5
Совершенствование законодательной базы
1. Признать целесообразным предварительно обсуждать
руководством МВД России и руководством АРБ предложения по
совершенствованию законодательства, обеспечивающего безопасность
банковской деятельности, направляемые субъектам законодательной
инициативы.
2. Образовать на базе Межведомственной комиссии Российской
федерации по вопросам сотрудничества банков и правоохранительных
органов из специалистов МВД и АРБ долговременную рабочую группу,
которой поручить:
- подготовку проекта концепции банковской безопасности и
разработку соответствующих нормативных актов;
- подготовку предложений по внесению изменений и дополнений
в Законы "О частной детективной и охранной деятельности", "О
банках и банковской деятельности", ведомственные приказы и
инструкции, регламентирующие отношения, возникающие в процессе
обеспечения банковской безопасности и информационного обмена;
- подготовку предложений по адаптированию действующего
административного и уголовного законодательства.
Настоящее Соглашение открыто для его подписания
руководством Центрального банка России, Сберегательного банка
России, другими союзами и ассоциациями коммерческих банков,
разделяющими идеологию совместного сотрудничества в интересах
укрепления законности и обеспечения безопасности в
кредитно-финансовой системе страны.
г. Москва
21 декабря 1995 г.
За Министерство внутренних дел
Российской Федерации Министр А.Куликов
За Ассоциацию российских банков Президент С.Егоров
|