ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 января 1996 года No. С1-7/ОЗ-7
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке
информации сообщает, что Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 20 октября 1995 года принят
Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых
споров", который подписан Президентом Российской Федерации
23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального
опубликования (опубликован в "Российской газете" 5 декабря
1995 года).
1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и
способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок
реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного
трудового спора (п. 1 ст. 1).
2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок
разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности,
включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного
трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение
коллективного трудового спора с участием посредника и(или) в
трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового
спора примирительной комиссией является обязательным этапом.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны
продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в
трудовом арбитраже (ст. 6).
3. Федеральным законом определяется правовое положение службы
по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что
служба - государственный орган, содействующий разрешению
коллективных трудовых споров путем организации примирительных
процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную
регистрацию коллективных трудовых споров; организует в
установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся
в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие
полномочия (ст. 11).
4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление
права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на
забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе
забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение
работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).
5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых
забастовка является незаконной (ст. 17).
Решение о признании забастовки незаконной принимается
верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами
городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных
округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).
Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки
незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному
исполнению.
6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам
ответственности за нарушение законодательства о коллективных
трудовых спорах.
В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от
получения требований работников и от участия в примирительных
процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств
по соглашению подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в
размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда,
налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).
7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания
ответственности работников за незаконные забастовки.
В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность
профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку
после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в
этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки,
причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в
размере, определенном судом.
Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных
незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям,
могут рассматриваться арбитражным судом исходя из
подведомственности споров, определенной процессуальным
законодательством.
8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов,
предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке,
установленном законодательством об административных
правонарушениях.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|