МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 1997 г. N 2730
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Во исполнение Приказа Минобразования России от 16.07.97 N 1566
"Об эксперименте в Санкт - Петербургском государственном
университете по подготовке преподавателей основной школы на базе
бакалавриата", в целях совершенствования подготовки
преподавательских кадров и для увеличения возможностей социальной
адаптации выпускников высших учебных заведений приказываю:
1. Ввести в действие Государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной
школы" (Приложение) в качестве нормативного обеспечения
эксперимента, проводимого Санкт - Петербургским государственным
университетом на срок до 31 июля 2002 года.
2. Управлению образовательных стандартов и программ
(Шестакову Г.К.) совместно с Санкт - Петербургским государственным
университетом (Вербицкой Л.А.) и Учебно - методическим
объединением университетов (Садовничим В.А.) разработать и
представить к 31.12.98 проекты примерных программ по дисциплинам,
входящим в Государственные требования к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
И.о. Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
Приложение
к Приказу Минобразования России
от 31 декабря 1997 г. N 2730
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА БАКАЛАВРИАТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ"
1. Общая характеристика образовательно - профессиональной
программы подготовки преподавателя основной школы
1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы
является комплексная психолого - педагогическая, социально -
экономическая и информационно - технологическая подготовка к
педагогической деятельности в основной школе в рамках основной
профессиональной подготовки.
1.2. Программа рассчитана для использования при подготовке
бакалавров в качестве составной части бакалаврского
образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.
1.3. Квалификация "Преподаватель основной школы" является
дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником
бакалавриата.
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно -
профессиональной программы при очной форме обучения 600 часов (из
них не менее 100 часов педагогической практики).
1.5. Целью данной программы является подготовка будущего
преподавателя основной школы к следующим видам деятельности:
реализации образовательных программ и учебных планов на
уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам;
разработке и применению современных образовательных
технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в
зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
формированию мышления, воспитанию гражданственности, развитию
системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности,
направленных на гуманизацию общества.
1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя
основной школы являются:
школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения
аналогичного уровня и профиля и различных форм собственности;
организации и предприятия, деятельность которых связана с
оказанием образовательных услуг.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе подготовки для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель основной школы"
Преподаватель основной школы должен:
2.1. Знать:
фундаментальные основы, основные достижения, современные
проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной
области, ее взаимосвязи с другими науками;
основы психологии личности и социальной психологии, сущность и
проблемы обучения и воспитания в основной школе, валеологические
аспекты образования, психофизические пределы человеческого
восприятия и усвоения, психологические особенности детского и
подросткового возраста, особенности влияния на результаты
педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся;
основные достижения, проблемы и тенденции развития
отечественной и зарубежной педагогики школы, современные подходы к
моделированию педагогической деятельности;
правовые вопросы, связанные с функционированием системы
образования.
2.2. Уметь:
использовать при изложении предметного материала взаимосвязь
дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом учащимися;
использовать знания культурного наследия прошлого и
современных достижений науки и культуры в качестве средств
воспитания учащихся;
создавать творческую атмосферу образовательного процесса.
2.3. Владеть:
основами научно - методической работы в основной школе,
навыками самостоятельной методической проработки профессионально
ориентированного материала (трансформация, структурирование и
психологически грамотное преобразование научного знания в учебный
материал и его моделирование);
основами учебно - методической работы в основной школе,
методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по
различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач,
методами и формами ведения внеклассной работы;
способами создания требовательно - доброжелательной обстановки
в образовательном процессе, разнообразными образовательными
технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения
предметного материала;
методами формирования навыков самостоятельной работы, развития
творческих способностей учащихся;
основами применения компьютерной техники и информационных
технологий в учебном процессе.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной программы,
обеспечивающей получение дополнительной квалификации
"Преподаватель основной школы"
-------T--------------------------------------------T------------¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их ¦Всего часов ¦
¦ ¦ основные разделы ¦на освоение ¦
¦ ¦ ¦материала ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦ОД.00.¦По циклу общепрофессиональных дисциплин ¦ 180 часов ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦ОД.01.¦Исторические и современные направления в пе-¦ 70 часов ¦
¦ ¦дагогике ¦ ¦
¦ ¦Образовательная система и ее элементы. Исто-¦ ¦
¦ ¦рические типы образования. Образовательный¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательный маршрут. Ранг обра-¦ ¦
¦ ¦зовательной системы. Культуральные и этни-¦ ¦
¦ ¦ческие факторы регуляции отношений между¦ ¦
¦ ¦субъектами образовательного процесса. Норма-¦ ¦
¦ ¦тивно - правовые аспекты управления образо-¦ ¦
¦ ¦вательным процессом. Концептуализация обра-¦ ¦
¦ ¦зовательного процесса. Эмпирические показа-¦ ¦
¦ ¦тели функционирования образовательной систе-¦ ¦
¦ ¦мы. Структура современного образовательного¦ ¦
¦ ¦пространства. ¦ ¦
¦ ¦Социоцентрические, антропоцентрические, тео-¦ ¦
¦ ¦центрические, техноцентрические педагогичес-¦ ¦
¦ ¦кие концепции. Инновационные процессы в сов-¦ ¦
¦ ¦ременной педагогике. Историческое значение¦ ¦
¦ ¦опыта советской школы. Педагогика русского¦ ¦
¦ ¦зарубежья. Педагогика прагматизма. Педагоги-¦ ¦
¦ ¦ка экзистенциализма. Футурологические педа-¦ ¦
¦ ¦гогические концепции. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОД.02.¦Информационные технологии в учебном процес-¦ 50 часов ¦
¦ ¦се. Методики применения аудио- и видео-¦ ¦
¦ ¦средств в образовательных программах; прин-¦ ¦
¦ ¦ципы построения автоматизированных обучающих¦ ¦
¦ ¦и контролирующих комплексов; применение па-¦ ¦
¦ ¦кетов прикладных программ в учебном процес-¦ ¦
¦ ¦се; использование локальных и глобальных ин-¦ ¦
¦ ¦формационных и телекоммуникационных сетей в¦ ¦
¦ ¦сфере образования; приобретение практических¦ ¦
¦ ¦навыков. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ОД.03.¦Курсы по выбору ¦ 60 часов ¦
¦ ¦Курсы по выбору должны включать в себя мето-¦ ¦
¦ ¦ды психолого - педагогической диагностики. ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦СД.00.¦Специальные дисциплины ¦ 320 часов ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦СД.01.¦История и методология (соответствующей нау-¦ 50 часов ¦
¦ ¦ки). История возникновения и развития (соот-¦ ¦
¦ ¦ветствующей науки); основные понятия и кате-¦ ¦
¦ ¦гории. Методологические аспекты науки и ее¦ ¦
¦ ¦приложений; место данной науки в системе на-¦ ¦
¦ ¦учных знаний; междисциплинарные связи; роль¦ ¦
¦ ¦наиболее выдающихся ученых в развитии данной¦ ¦
¦ ¦науки; возникновение новых научных направле-¦ ¦
¦ ¦ний (особенно в двадцатом столетии). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.02.¦Методика преподавания. ¦ 70 часов ¦
¦ ¦Основы дидактики (наименование предмета);¦ ¦
¦ ¦содержание и структура школьных программ и¦ ¦
¦ ¦учебников; вопросы частных методик, относя-¦ ¦
¦ ¦щихся к основным темам школьного курса (наи-¦ ¦
¦ ¦менование предмета); различные подходы к¦ ¦
¦ ¦изучению основных тем школьного курса (наи-¦ ¦
¦ ¦менование предмета); методы организации са-¦ ¦
¦ ¦мостоятельной работы и развития творческих¦ ¦
¦ ¦способностей учащихся; таксономия учебных¦ ¦
¦ ¦задач; новые технологии обучения; методы ди-¦ ¦
¦ ¦агностики знаний учащихся; анализ учебников¦ ¦
¦ ¦и методической литературы по (наименование¦ ¦
¦ ¦предмета); организация учебной деятельности¦ ¦
¦ ¦учащихся, разработка планов и конспектов за-¦ ¦
¦ ¦нятий; методика внеклассной работы по (наи-¦ ¦
¦ ¦менование предмета). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.03.¦Практикумы и тренинги. ¦ 70 часов ¦
¦ ¦Развитие и закрепление практических навыков¦ ¦
¦ ¦по (наименование предмета); тренинг навыков¦ ¦
¦ ¦публичного выступления, общение и ведение¦ ¦
¦ ¦дискуссий; практикум по использованию аудио-¦ ¦
¦ ¦визуальных средств обучения, практикум по¦ ¦
¦ ¦решению школьных и олимпиадных задач; прак-¦ ¦
¦ ¦тикум по организации внеклассной работы по¦ ¦
¦ ¦(наименование предмета); практикум по игро-¦ ¦
¦ ¦вым формам работы; практикум по основам соз-¦ ¦
¦ ¦дания доступного текста, взаимодополнение¦ ¦
¦ ¦текста и иллюстраций и т.п. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.04.¦Детская (генетическая и дифференциальная) ¦ ¦
¦ ¦психология. ¦ 70 часов ¦
¦ ¦Понятие онтогенеза, понятие возраста, метри-¦ ¦
¦ ¦ческая и топологическая характеристика эта-¦ ¦
¦ ¦пов возрастного развития, современные вари-¦ ¦
¦ ¦анты периодизации возрастного развития, био-¦ ¦
¦ ¦логическая зрелость, сензитивные периоды¦ ¦
¦ ¦развития, явления акселерации и ретардации,¦ ¦
¦ ¦дифференциально - типологические особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти, учет особенностей половой дифференциации¦ ¦
¦ ¦в обучении и воспитании, понятие жизненного¦ ¦
¦ ¦пути, индивидуальные особенности. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.О5.¦Курсы по выбору. ¦ 60 часов ¦
¦ ¦Курсы по выбору должны дополнять и усиливать¦ ¦
¦ ¦предметную подготовку, то есть быть близкими¦ ¦
¦ ¦к практикумам. ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦ПП.ОО.¦Педагогическая практика. ¦ не менее ¦
¦ ¦Пассивная педагогическая практика, активная¦ 100 часов ¦
¦ ¦педагогическая практика, стимулирование ин-¦ (или 4 ¦
¦ ¦тересов к профессиональной педагогической¦ недели) ¦
¦ ¦деятельности, выработка профессиональной пе-¦ ¦
¦ ¦дагогической позиции, формирование умений¦ ¦
¦ ¦проектировать учебно - воспитательный про-¦ ¦
¦ ¦цесс, осуществлять педагогический замысел в¦ ¦
¦ ¦условиях реального взаимодействия с обучае-¦ ¦
¦ ¦мыми, анализировать учебно - воспитательный¦ ¦
¦ ¦процесс и его результаты. ¦ ¦
+------+--------------------------------------------+------------+
¦И.ОО. ¦Итоговая государственная аттестация. Защита¦ ¦
¦ ¦квалификационной работы; государственный¦ ¦
¦ ¦квалификационный экзамен, включающий цикл¦ ¦
¦ ¦психолого - педагогических дисциплин. ¦ ¦
L------+--------------------------------------------+-------------
Примечание. Вуз (факультет) имеет право:
1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и
индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров,
обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин,
определяемого данной программой.
2. Перезачитывать лицам, осваивающим данную программу,
дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным
образовательным программам высшего профессионального образования.
3. Использовать настоящую программу для лиц, имеющих
законченное высшее образование, в рамках факультетов и отделений
повышения квалификации преподавателей. При условии полного
выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель
основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.
------------------------------------------------------------------
|