ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 1997 г. N 17-146
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации
от 13 октября 1997 г. N 1303 "О внесении изменений и дополнений в
решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам" в
части расширения полномочий государственной жилищной инспекции, а
также совместного соглашения Госстроя России и ГАК России в
области демонополизации и развития конкурентных отношений в сфере
жилищно - коммунального хозяйства приказываю:
1. Главной государственной жилищной инспекции (Рощупкин)
приступить с 1 января 1998 года к сбору показателей хода реформы
жилищно - коммунального хозяйства согласно Примерного перечня
вопросов для изучения процессов развития конкуренции на рынках
жилищно - коммунальных услуг, одобренного совместным письмом ГАК
России N НФ-4862 и Госстроя России N БЕ-19-41/30 от 11.11.97
(прилагается).
Полученную информацию представлять в Управление реформирования
жилищно - коммунального хозяйства до 15 числа календарного месяца.
2. Управлению реформирования жилищно - коммунального хозяйства
(Чернышову) организовать обобщение представленных материалов для
проведения ежемесячного мониторинга реформы жилищно -
коммунального хозяйства в Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа и подготовку
сводной информации для представления в Правительство Российской
Федерации возложить на заместителя председателя Госстроя России
А.И. Терещенко.
Министр
Российской Федерации -
Председатель
Е.В.БАСИН
Приложение
к Приказу Госстроя РФ
от 31.12.97 N 17-146
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
При проведении данной работы следует учитывать особенности
проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства (далее - ЖКХ)
в:
- в городах различного ранга населенности: малых, средних,
крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах
на базе градообразующих предприятий и пр.;
- в сельской местности, поселках городского типа и в закрытых
административных образованиях.
Кроме того, необходимо учитывать национально - исторические,
экономические, географические и климатические особенности
поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру застройки
(индивидуальная, коллективная).
Обследование проводится территориальными управлениями ГАК
России и государственными жилищными инспекциями субъектов
Российской Федерации совместно с администрациями субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Объекты обследования - взаимоотношения между хозяйствующими
субъектами сферы ЖКХ и их последствия.
Цель обследования - определение путей формирования
конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи обследования:
- проработка вопросов демонополизации и развития конкуренции в
ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации в свете федеральной
программы демонополизации ЖКХ;
- контроль состояния системы договорных отношений в сферах
управления и обслуживания жилищного фонда;
- оценка ситуации по разделению функций заказчика и
подрядчика, проведению конкурсов при отборе организаций для
выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу
бытовых отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
- оказание помощи органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по определению сферы локальных естественных
монополистов в ЖКХ;
- оценка порядка ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен
(тарифов);
- оценка активности населения в реформировании ЖКХ (через
территориальное самоуправление, формирование товариществ
собственников жилья).
Результаты изучения - информация с выводами и предложениями по
демонополизации и развитию конкуренции на рынке ЖКУ
(представляется в адрес органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. Функциональная структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли территориальные органы ГАК России и
государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации
в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это участие (в проведении
конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве, просветительстве
и т.д.)?
3. Участвовали ли территориальные органы ГАК России и
государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации
в разработке региональных программ реформирования ЖКХ, в том числе
по вопросам демонополизации и созданию конкурентной среды в
отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в
состав, каковы ее задачи и функции)? Содержание и опыт работы
комиссии.
5. Опыт формирования товарищества собственников жилья. Роль
органов ТОС (территориального общественного самоуправления) в
реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли конкуренция в сфере управления жилищным
фондом:
- проводят ли местные администрации конкурсный отбор
управляющих компаний (служб заказчика), организаций - подрядчиков.
7. Существуют ли договорные отношения между организациями,
выполняющими функции заказчика, и подрядчиками - хозяйствующими
субъектами различных форм собственности, выполняющими работы по
обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории? Кто
при этом выполняет функции заказчика (укажите организации), и кто
его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются договорные отношения в сфере найма жилья
между собственником жилья (или уполномоченным им лицом) -
наймодателем и нанимателем жилого помещения?
9. Организована ли информация для потребителей жилищно -
коммунальных услуг (далее - ЖКУ) управляющими организациями о
структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и др.?
10. Какие факторы влияют на снижение качества коммунальных
услуг (по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, снабжению
горячей водой, электроснабжению, газоснабжению, вывозу бытовых
отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому хозяйству) и пути их
устранения по каждой отрасли?
11. На примере отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ
проанализировать структуру тарифов на оказание коммунальных услуг
населению, дать оценку их обоснованности и указать (постатейно)
резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов.
12. Кто осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию
(услуги) учреждений и организаций жилищно - коммунального
хозяйства?
Обеспечивается ли независимость органов регулирования от
хозяйствующих субъектов?
Являются ли процедуры регулирования тарифов открытыми, а
информация доступной для потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в
т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в городе, районе, субъекте Российской Федерации)
экономические механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ВЫВОДЫ)
1. Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным
монополиям и почему?
2. Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную
среду?
3. По услугам, не относящимся к естественным монополиям:
- перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный
отбор;
- перечень услуг, по которым может развиваться свободная
конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти
услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.
4. Какие виды деятельности должны остаться в ведении
муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим
субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие
ходу реформ (организационные, правовые, в том числе отсутствие или
недостатки действующих нормативных актов, финансовые и др.) и пути
их решения.
Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы может
быть расширен. При наличии в регионе положительного опыта
проведения работы по демонополизации и развитию конкурентных
отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК
России и Госстрой России.
СПРАВОЧНО
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти
проводятся следующие работы по совершенствованию методической и
нормативно - правовой базы антимонопольного регулирования в сфере
жилищно - коммунального хозяйства:
1. ГАК России и Госстрой России разрабатывает общие положения
законодательства о регулировании деятельности естественных
монополий на локальных товарных рынках, на основании которых
целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно -
коммунального хозяйства.
2. Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК
России и Госстрой России готовят предложения по упорядочению
ценовой и тарифной политики в отношении естественных монополий на
оптовом рынке тепловой и электрической энергии и локальных
товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги.
------------------------------------------------------------------
|