ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 1997 г. N 73-Т
О РЕКЛАМЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И БАНКОВ - НЕРЕЗИДЕНТОВ
В связи с размещением рекламы кредитными организациями
Российской Федерации и банками - нерезидентами оказываемых ими
услуг Банк России разъясняет следующее.
1. Реклама кредитных организаций Российской Федерации и
банков - нерезидентов должна отвечать требованиям, установленным
Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" и
Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183
"О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы".
1.1. В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" в
рекламе кредитных организаций Российской Федерации и банков -
нерезидентов, как рекламодателей, деятельность которых подлежит
лицензированию, должен быть указан номер лицензии, а также
наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Кроме того, не допускается:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую
непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным
бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по именным ценным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов
эмиссий;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если
в рекламе сообщается об условиях договора.
1.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
"О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы"
рекламодатели обязаны:
- указывать фактические размеры дивидендов, выплаченные по
простым именным акциям в течение последнего финансового года;
- указывать фактические проценты, выплаченные по различным
видам вкладов и в течение последнего финансового года с разбивкой
по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно
(поквартально);
- указывать дату и номер регистрации выпуска рекламируемых
ценных бумаг, место их регистрации и место, где можно ознакомиться
с условиями выпуска;
- не допускать объявления гарантий, обещаний и предположений о
будущей эффективности (доходности) своей деятельности;
- не допускать сравнения между рекламируемыми и другими
юридическими лицами, их услугами, если данное сравнение невозможно
подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского
баланса, заверенного аудиторами;
- не допускать обещаний по оказанию услуг, если таковые не
осуществляются на день рекламы.
Акционерным обществам запрещается указывать размеры
дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям, кроме фактически
выплаченных по итогам не менее одного года.
2. Если реклама кредитных организаций Российской Федерации и
банков - нерезидентов не соответствует требованиям Федерального
закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" и Указа Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите прав
потребителей от недобросовестной рекламы", либо нарушает права и
интересы Банка России, территориальное учреждение Банка России:
вправе обратиться в установленном порядке в арбитражный суд с
иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы, а также
обратиться с представлением в Государственный комитет Российской
Федерации по антимонопольной политике;
обязано дать разъяснения, в том числе в тех же средствах
массовой информации, в которых неправомерно рекламируют свои
услуги российские кредитные организации или/и банки - нерезиденты,
а также сообщить в Департамент пруденциального банковского надзора
Банка России об имеющихся фактах недобросовестной рекламы.
В отношении кредитных организаций Российской Федерации,
размещающих рекламу, не отвечающую требованиям Федерального закона
"О рекламе" и Указа Президента Российской Федерации "О защите прав
потребителей от недобросовестной рекламы", территориальные
учреждения Банка России вправе также применить меры воздействия,
предусмотренные статьей 75 Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)".
Заместитель Председателя
Банка России
Д.А.КИСЕЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|