Утратил силу - ПРИКАЗ Роспатента от 21.05.1999 N 106
РОССИЙСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 1997 г. N 106
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации,
адресованного руководителям федеральных органов управления, а
также с целью обеспечения единообразного подхода к рассмотрению
всех поступивших в Роспатент и подведомственные организации
обращений и возможности проведения их системного анализа
предлагаю:
1. Утвердить прилагаемые Временные методические рекомендации
по рассмотрению обращений граждан (далее - Методические
рекомендации) и ввести их в действие с 01.01.98.
2. Руководителям структурных подразделений центрального
аппарата Роспатента и подведомственных организаций:
2.1. Руководствоваться Методическими рекомендациями,
утвержденными настоящим распоряжением, в работе по рассмотрению
обращений.
2.2. Обеспечить представление генеральному директору
Роспатента результатов рассмотрения каждой обоснованной жалобы,
предложений по устранению причин, обусловивших ее поступление, и
мер по обеспечению соблюдения законных прав и интересов лица,
обратившегося с жалобой.
2.3. Обеспечить ежемесячное представление справок о
результатах рассмотрения обращений в Роспатенте или
подведомственной организации соответственно и заполненных
регистрационных карточек обращений генеральному директору
Роспатента.
Срок: не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
3. ВНИИГПЭ (Казанков В.М.) обеспечить анализ и обобщение
результатов рассмотрения обращений в Роспатенте и подведомственных
организациях и ежемесячное представление справки о результатах
рассмотрения обращений в Роспатенте и подведомственных
организациях генеральному директору Роспатента.
Срок: не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
4. ВНИИГПЭ (Казанков В.М.), Организационно-правовому
управлению (Варфоломеев В.В.), общему отделу (Юферев А.М.)
провести анализ практики применения Методических рекомендаций и
представить генеральному директору Роспатента предложения о
целесообразности внесения изменений и дополнений в Методические
рекомендации.
Срок: II квартал 1998 года.
Генеральный директор
А.Д.КОРЧАГИН
Приложение
к распоряжению Роспатента
от 29.12.97 N 106
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
1. Общие положения
Настоящий документ - Временные методические рекомендации по
рассмотрению обращений (далее - Методические рекомендации) -
разработан с целью упорядочения работы по анализу и учету
обращений граждан в системе Роспатента.
Порядок рассмотрения обращений в Российской Федерации
регулируется Законом Российской Федерации от 27.04.93 "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 "О
порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" с
изменениями и дополнениями от 04.03.80 и от 02.02.88 в части, не
противоречащей указанному Закону.
В соответствии с установленным порядком любой гражданин в
целях защиты прав, свобод и законных интересов вправе подать
обращение в государственные органы, органы местного
самоуправления, учреждения, предприятия или объединения,
общественные объединения, к должностным лицам, государственным
служащим.
Вопросы рассмотрения обращений граждан в Роспатенте и
подведомственных организациях регулируются также Инструкцией по
делопроизводству в Российском агентстве по патентам и товарным
знакам, утвержденной Приказом Роспатента от 30.10.97 N 169, и
настоящими Методическими рекомендациями.
В Роспатенте и подведомственных организациях осуществляется
рассмотрение обращений, подаваемых на имя руководителей Роспатента
и/или руководителей подведомственных организаций или передаваемых
для рассмотрения в Роспатент из государственных органов, органов
местного самоуправления, учреждений, предприятий или объединений,
общественных объединений.
Особенность рассмотрения обращений граждан в Роспатенте и
подведомственных организациях заключается в том, что помимо
обращений граждан - физических лиц принимаются к рассмотрению в
качестве таковых обращения, поступающие от юридических лиц,
представляющих интересы граждан - авторов объектов промышленной
собственности, работающих в организациях, испрашивающих охрану
этих объектов.
Обращения делятся на три вида: предложения, заявления, жалобы.
Предложение - это обращение лица, содержащее указание на
недостатки в работе государственного органа, органа местного
самоуправления, учреждения, предприятия или объединения,
общественного объединения, не связанные с нарушением прав и
законных интересов лица, подавшего обращение, а также на
конкретные пути и способы решения затронутых проблем.
Заявление - это обращение лица по поводу реализации личных
прав и законных интересов, не связанных с их нарушением, или с
целью сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий,
учреждений или организаций.
Жалоба - это обращение лица по поводу нарушения прав, свобод и
законных интересов граждан, несогласия с решением государственного
органа, органа местного самоуправления, другой организации,
учреждения, предприятия, затрагивающим права и охраняемые законом
интересы граждан, в котором выражено недовольство действиями
(бездействием) должностных лиц, государственных служащих,
работников учреждения, предприятия или объединения либо содержится
указание на неправомерность действий перечисленных лиц.
2. Анализ обращений
Исполнитель, которому поручено рассмотрение обращения,
определяет каков предмет и мотивы обращения, связаны ли они с
нарушением и ущемлением законных прав лица, подавшего обращение,
выражено ли в обращении недовольство действиями работников,
содержит ли обращение сведения, связанные с недостатками в работе
в области охраны промышленной собственности и предложения по
совершенствованию деятельности Роспатента.
По результатам этого анализа поступившее обращение необходимо
отнести к одному из трех видов обращений: предложение, заявление,
жалоба.
2.1. Анализ предложений
При рассмотрении обращения, отнесенного к категории
предложений, следует определить, какие конкретные предложения
содержатся в обращении.
В отношении каждого предложения необходимо оценить возможность
его принятия или непринятия.
При проведении этой оценки целесообразно учитывать следующие
обстоятельства:
- нормативное регулирование вопросов, на совершенствование
которых направлено предложение;
- необходимость внесения в случае принятия предложения
изменений в нормативные документы;
- наличие предложений, требующих изменения законодательства,
не относящегося к компетенции подразделения, рассматривающего
предложение;
- возможность принятия предложения с точки зрения
технологических особенностей процедур, порядков, правил,
реализация которых потребуется в случае принятия предложения;
- возможность принятия предложения с учетом других
особенностей вопроса, которого предложение касается.
С учетом результатов анализа предложения в отношении
отмеченных обстоятельств по согласованию с руководителем, которым
дано поручение о рассмотрении предложения, принимается решение о
принятии или непринятии предложения.
Принятые предложения учитываются в ходе проводимых в
установленном порядке работ по совершенствованию регулирования
вопросов, затронутых предложением.
О результатах рассмотрения предложения заявитель уведомляется.
Если предложение не принято, заявитель извещается о причинах, по
которым его предложение не может быть принято.
2.2. Анализ заявлений
При рассмотрении обращения, отнесенного к категории заявления,
следует выделить действие, на необходимость совершения которого
заявитель указывает.
Проверяется наличие законных оснований для совершения
испрашиваемого действия и возможность его совершения.
Если установлено, что имеются достаточные основания для
совершения испрашиваемого действия, принимаются меры для
удовлетворения заявления: результаты проведенного анализа
докладываются руководителю, которым дано поручение о рассмотрении
заявления, руководителем даются соответствующие поручения по
совершению испрашиваемого действия.
В направляемом по результатам рассмотрения заявления ответе
сообщается об удовлетворении - неудовлетворении заявления: о
совершении или несовершении испрашиваемого действия. Если
испрашиваемое действие не может быть совершено, в ответе
приводятся соответствующие аргументы.
2.3. Анализ жалоб
При рассмотрении обращения, отнесенного к жалобам, следует
проанализировать обоснованность каждого из мотивов, приведенных в
жалобе, то есть проверить, соответствовали ли обжалуемые действия
(бездействие) работника(ов) положениям и предписаниям нормативных
правовых актов, организационно-распорядительных документов.
Если в результате проведенного анализа подтвердились указанные
в жалобе факты, указывающие на неправомерность каких-либо
действий, несоответствие этих действий положениям и предписаниям
нормативных правовых актов, организационно-распорядительных
документов, жалоба признается обоснованной.
В случае признания жалобы обоснованной результаты рассмотрения
и предложения по устранению причин допущенных нарушений
докладываются руководителем, которому дано поручение о
рассмотрении жалобы, генеральному директору Роспатента.
Руководитель, доложивший генеральному директору Роспатента
результаты рассмотрения обоснованной жалобы, должен сделать
отметку "Доложено" на регистрационной карточке и завизировать эту
отметку.
По результатам рассмотрения жалобы направляется ответ.
Если жалоба признана обоснованной, заявителю приносятся
соответствующие извинения.
Если жалоба признана необоснованной, в ответе даются
разъяснения в отношении неправомерности предъявляемых претензий.
3. Рассмотрение обращений
Обращение рассматривается в месячный срок от даты поступления,
который может быть продлен на один месяц, если для рассмотрения
обращения необходимо привлечение дополнительных материалов. В
случае необходимости продления срока рассмотрения обращения
обратившемуся лицу не позднее истечения месяца от даты поступления
обращения направляется соответствующее извещение.
Если обращение передано для рассмотрения в подведомственную
организацию, то срок его рассмотрения исчисляется от даты
поступления обращения в головную организацию.
Недопустимо поручать рассмотрение обращений - жалоб лицам,
правомерность действий которых поставлена в обращении - жалобе под
сомнение.
Рассмотрение обращений ставится на контроль исполнения
уполномоченным подразделением Роспатента или подведомственной
организации.
По результатам рассмотрения каждого отдельного обращения
заявителю направляется ответ.
Вопрос о том, за чьей подписью направляется ответ, решается с
учетом содержания резолюции руководства, содержащей поручение
рассмотреть обращение.
Согласно установившейся в системе Роспатента практике
резолюция "Для подготовки ответа" означает, что ответ должен быть
направлен за подписью лица, наложившего резолюцию.
Резолюция "Для ответа" означает то, что ответ должен быть
направлен за подписью руководителя, которому адресована резолюция.
Если резолюция имеет иное содержание, вопрос о том, за чьей
подписью направляется ответ, решается по согласованию с
руководителем, наложившим резолюцию.
С целью обеспечения возможности проведения системного анализа
всех поступивших в Роспатент и подведомственные организации
обращений по результатам рассмотрения каждого обращения
исполнителем обращения заполняется регистрационная карточка
установленного образца (Приложение), которая одновременно с
ответом, подготовленным в адрес лица, обратившегося с
предложением, и/или заявлением, и/или жалобой, представляется в
подразделение, осуществляющее контроль исполнения. В случае, если
обращение имеет содержание, позволяющее отнести его к двум - трем
видам, отметки в регистрационной карточке делаются в отношении
всех видов, к которым отнесено обращение. Если размеров полей
регистрационной карточки недостаточно для внесения всей
необходимой информации, оформляется приложение к карточке.
В случае, если представленные документы оформлены правильно, в
адрес лица, от которого поступило обращение, направляется ответ,
карточка возвращается в подразделение, осуществлявшее рассмотрение
обращения, обращение снимается с контроля исполнения.
Структурные подразделения центрального аппарата Роспатента и
подведомственные организации ежемесячно осуществляют системный
анализ всех поступивших обращений, готовят справку о результатах
рассмотрения с соответствующими предложениями и представляют
данную справку генеральному директору Роспатента. К справкам
прилагаются заполненные в отчетный период регистрационные карточки
установленного образца.
Приложение
к Временным методическим рекомендациям
по рассмотрению обращений граждан,
утвержденным распоряжением Роспатента
от 29.12.97 N 106
-----------------------------------------------------------------¬
¦ РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ОБРАЩЕНИЯ ¦
¦(заполняется отделом, которому поручено рассмотрение обращения) ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Дата поступления обращения (дата штампа): ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Номер контрольного письма: ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Установленный срок исполнения: ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Дата отправки ответа и/или снятия с контроля: ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Лицо, которому адресовано обращение: ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Номер заявки (если обращение касается заявки): N ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Кратность обращения (ели имеется возможность ее установить): ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Аннотация обращения ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Вид обращения (заявление - З, предложение - П, жалоба - Ж): ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Содержание резолюции руководства Роспатента, подведомственной ¦
¦организации; сведения о руководителе, наложившем резолюцию ¦
¦(должность, Ф.И.О.) ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ Сведения о лице, подавшем обращение ¦
+--------------------------------------T-------------------------+
¦Обратившееся лицо является: ¦[] - участником ВОВ ¦
¦[] - автором <*> ¦[] - инвалидом ВОВ ¦
¦[] - заявителем физическим лицом <*> ¦[] - инвалидом ¦
¦[] - заявителем юридическим лицом <*> ¦[] - другое ¦
¦[] - патентообладателем <*> ¦Вид объекта промышленной ¦
¦[] - законным представителем заявителя¦собственности <*>: ¦
¦[] (патентообладателя) <*> ¦[] - ИЗ [] - ПМ ¦
¦ [] - ТЗ [] - ПО ¦
¦ ------------------------------- ¦
¦ <*> - заполняется, если обращение касается заявки ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Предложение: целесообразность последующей проработки ¦
¦[] - целесообразно (в каком подразделении) ____________________ ¦
¦[] - не целесообразно ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Заявление: результаты рассмотрения [] - удовлетворено ¦
¦[] - не удовлетворено ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Жалоба признана: [] - обоснованной [] - не обоснованной ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Сведения о мерах, принятых по результатам рассмотрения жалобы, ¦
¦признанной обоснованной ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Подпись руководителя отдела, ¦
¦которому поручено рассмотрение обращения, ¦
¦дата, расшифровка фамилии ¦
L-----------------------------------------------------------------
|