ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1997 г. N 01-15/25319
РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДОВ ВЗЫСКАНИЙ
ЗА ДОПУЩЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
Таможенным законодательством Российской Федерации за
совершение таможенных правонарушений предусмотрены такие виды
взысканий, как конфискация товаров, транспортных средств и иных
предметов и штраф.
Требования закона обязывают таможенные органы подходить к
разрешению вопросов о конфискации или штрафе с особой
тщательностью и вниманием. Между тем, в таможенной практике
отмечается немало фактов неправильного решения этих вопросов, что
нередко приводит к нарушению интересов государства и прав граждан.
Недостатки в деятельности таможенных органов по разрешению
вопросов о применении указанных видов взыскания заключаются, в
основном, в следующем.
Таможенные органы часто необоснованно назначают штраф в
качестве вида взыскания без учета общественной опасности
совершенного правонарушения, степени вины и личности нарушителя.
Наряду с этим, иногда таможенные органы применяют конфискацию
товаров, заведомо понимая, что конфискованный товар не будет
реализован.
Нередко конфискация обращается на имущество с истекшими
сроками годности, а также на труднореализуемое оборудование,
имеющее узкоспециализированное назначение.
В ряде случаев, таможенные органы, изымая у правонарушителей
товары, транспортные средства и иные предметы в счет уплаты штрафа
за совершенное нарушение таможенных правил, через некоторое время
обращаются в ГТК России с ходатайством о безвозмездной передаче
указанных предметов органам социальной защиты и здравоохранения,
не учитывая того, что в этом случае денежные средства не поступят
в уплату штрафа.
Анализ работы таможенных органов за предыдущие годы и
6 месяцев текущего года показал, что руководители таможенных
органов, в стремлении показать активность в работе по пресечению
таможенных правонарушений, делают упор на вынесение огромного
количества постановлений о НТП в форме наложения взысканий в виде
штрафов, забывая при этом, что реально исполняемые постановления
не по их количеству, а по сумме взысканных штрафов составляют 10 -
12% от начисленных сумм штрафов. Такой подход нельзя признать
обоснованным, поскольку он не способствует наиболее полному
взысканию денежных средств, направляемых на финансирование
инвестиционных расходов таможенных органов.
В ряде таможенных органов нет четкой и обоснованной позиции по
вопросам дифференцированного подхода к определению вида взыскания
при совершении НТП.
В целях единообразного применения закона и устранения
недостатков в работе таможенных органов при назначении видов
взысканий и обращении товаров в федеральную собственность ГТК
России рекомендует:
1. Обратить внимание таможенных органов, что при назначении
взыскания в виде штрафа или конфискации, они не должны допускать
формального подхода к решению этого вопроса и обязаны учитывать в
каждом отдельном случае общественную опасность правонарушения,
степень вины и личность нарушителя, а также дальнейшую возможность
наиболее оптимального исполнения постановления о НТП.
2. Руководителям таможенных органов подходить более гибко и
дифференцированно при назначении видов взысканий за совершенные
нарушения таможенных правил, учитывая при этом, что средства от
реализации конфискованных товаров, транспортных средств и иных
предметов направляются на цели, предусмотренные 58 статьей
Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год".
Действующий порядок зачисления и расходования указанных средств
сохраняется в проекте Федерального закона о федеральное бюджете на
1998 год.
Заместитель Председателя
Комитета
В.И.МЕЩЕРЯКОВ
------------------------------------------------------------------
|