СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОБСЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОКУМЕНТА ОБСЕ - ХАРТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Копенгаген, 19 декабря 1997 года)
1. Совет министров убежден, что накануне нового столетия
нынешняя политическая среда и среда в области безопасности
предоставляют уникальную историческую возможность для
строительства новой Европы, демократической, мирной и свободной от
разделов. Новые и комплексные риски и вызовы в области
безопасности требуют основанного на сотрудничестве и
всеобъемлющего подхода. Безопасность во всем регионе ОБСЕ может
быть укреплена только через подлинное партнерство, основанное на
суверенном равенстве и солидарности государств, а также при полном
уважении принципов ОБСЕ и интересов всех государств ОБСЕ
независимо от того, принадлежат ли они к структурам или
соглашениям в области безопасности.
2. Совет напоминает, что, согласно пункту 22 Декларации
Хельсинкского саммита 1992 года, ОБСЕ является форумом,
определяющим направление процесса формирования новой Европы и
стимулирующим этот процесс, и что, согласно пункту 8 Декларации
Будапештского саммита, ОБСЕ является одним из главных инструментов
в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и
регулирования кризисов в регионе. Лиссабонская декларация
1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы
XXI века подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении
безопасности и стабильности. Целью работы над моделью безопасности
является внесение вклада в создание пространства общей и неделимой
безопасности и оказание позитивного воздействия на безопасность
всех государств - участников путем усиления и укрепления ОБСЕ в ее
собственной деятельности и, тем самым, - утверждения ее ключевой
роли как единственной общеевропейской организации безопасности в
обеспечении европейского мира и стабильности.
3. Напоминая о Лиссабонской 1996 года декларации о модели
общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века и принимая
к сведению доклад действующего председателя о работе над моделью
безопасности в течение 1997 года, Совет министров вновь
торжественно подтверждает приверженность всех государств -
участников Хельсинкскому Заключительному акту в качестве стержня
ОБСЕ, Парижской хартии, а также другим документам ОБСЕ, которые в
совокупности формируют общую основу безопасности для всех
государств - участников, и принимает решение разработать
всеобъемлющий и содержательный Документ ОБСЕ - Хартию европейской
безопасности.
4. Подобный Документ - Хартия должна быть политически
обязывающей и представлять собой дальнейший шаг вперед в отношении
стандартов и практики государств - участников ОБСЕ. Она должна
служить нуждам наших народов в новом столетии, отвечая на риски и
вызовы в области безопасности и внося тем самым вклад в общее
пространство безопасности в регионе ОБСЕ. Она должна дать
государствам - участникам возможность добиться этого посредством
укрепленной ОБСЕ, которая осуществляет взаимоподкрепляющее
сотрудничество с другими компетентными организациями на равной
основе. Она должна дополнять и продвигать процессы интеграции в
регионе ОБСЕ. Она должна подкреплять наши усилия по содействию
более полной приверженности общим ценностям и выполнению
обязательств.
Документ - Хартия должна и в дальнейшем сохранять консенсус
как основу для принятия решений в ОБСЕ. Гибкость и способность
ОБСЕ быстро отвечать на меняющиеся политические условия должны
остаться сердцевиной основанного на сотрудничестве и
всеохватывающего подхода к общей и неделимой безопасности.
Документ - Хартия должна подтвердить принципы ОБСЕ и признать
их сохраняющиеся действие и применимость в обеспечении мира и
стабильности в динамичной среде безопасности в регионе ОБСЕ. Она
должна подтвердить присущее каждому государству - участнику право
свободно выбирать или менять способы обеспечения своей
безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции.
Каждое из государств - участников будет уважать права всех других
в этом отношении. Они не будут укреплять свою безопасность за счет
безопасности других государств. В рамках ОБСЕ ни одно государство,
организация или группировка не могут быть наделены какой-либо
преимущественной ответственностью за поддержание мира и
стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть
региона ОБСЕ в качестве сферы своего влияния.
5. Министры в качестве средства трансформации своих
представлений в реальность соглашаются, что государства -
участники через Документ - Хартию, среди прочего, осуществят
следующее:
a) Подтвердят, что ОБСЕ является региональным соглашением по
главе VIII Устава ООН, и укрепят ее в качестве одной из главных
организаций для мирного урегулирования споров в пределах ее
региона посредством дальнейшего повышения ее эффективности в
области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов,
регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. Они
будут оберегать новаторский характер ОБСЕ в выполнении ее роли и
наращивать способности ОБСЕ в ряде существенных областей путем
совершенствования существующих инструментов и изучения
возможностей новых.
b) Признавая, что в рамках ОБСЕ государства - участники
подотчетны своим гражданам за уважение норм и принципов ОБСЕ и что
обязательства, принятые государствами в рамках ОБСЕ, являются
предметом немедленной и законной озабоченности для всех
государств - участников, они будут укреплять обязательство
действовать в духе солидарности и партнерства для обеспечения
выполнения и уважения принципов и обязательств ОБСЕ и решений,
принятых ОБСЕ. Для оказания содействия государствам, испытывающим
проблемы с выполнением обязательств, они будут обращаться к
существующим инструментам и механизмам сотрудничества и изучать
способы их улучшения и разработки новых. С этой целью государства
вновь подтвердят свое обязательство сотрудничать в рамках ОБСЕ, а
также с ее институтами и представителями и свою готовность
использовать инструменты, средства и механизмы ОБСЕ.
Они будут и далее защищать общую безопасность всех
государств - участников и с этой целью, а также имея в виду
сохранение подлинного партнерства, они изучат способы повышения
эффективности ОБСЕ в реагировании на случай явного, грубого и
продолжающегося нарушения принципов и решений ОБСЕ. В этой связи
они также изучат пути совершенствования сотрудничества между
государствами и институтами и совместных, основанных на
сотрудничестве мер для содействия выполнению принципов и решений
ОБСЕ.
c) Они изучат дальнейшие пути совместного рассмотрения
действий, которые, возможно, придется предпринимать в соответствии
с Уставом ООН, возможно, в сотрудничестве с другими
соответствующими организациями, членами которых они являются, в
случае когда какое-либо государство угрожает применением силы или
применяет силу против суверенитета, территориальной целостности
или политической независимости другого государства. Они также
изучат способы оказания помощи любому государству - участнику в
случае распада внутреннего правопорядка.
d) Они будут обеспечивать, чтобы присутствие иностранных войск
на территории того или иного государства - участника
соответствовало положениям международного права, основывалось на
свободно выраженном согласии принимающего государства или
соответствующем решении Совета Безопасности Организации
Объединенных Наций.
e) Признавая важность сотрудничества между ОБСЕ и другими
соответствующими организациями в случае столкновения с рисками и
вызовами и основываясь на Общей концепции, изложенной в Приложении
к этому решению, они будут и далее укреплять неиерархическое
сотрудничество между ОБСЕ и другими организациями в рамках
Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве, которая
должна быть разработана в качестве существенного элемента
Документа - Хартии. Они будут делать это, среди прочего, путем
изучения дополнительных модальностей того, как ОБСЕ и другие
организации могли бы лучше дополнять возможности друг друга, с тем
чтобы вырабатывать оптимальные решения конкретных проблем на
основе сотрудничества. С этой целью они будут основываться на
модальностях, изложенных в согласованном Приложении к этому
решению.
Основываясь на положениях, зафиксированных в Общей концепции,
они предложат ОБСЕ в качестве потенциального форума взаимодействия
региональных и субрегиональных группировок в регионе ОБСЕ с целью
содействия обменам информацией и развития прагматического подхода
к реагированию на вызовы, включая вызовы в области
постконфликтного восстановления.
В свете той роли, которую ОБСЕ стала играть по всему спектру
вопросов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов,
регулирования кризисов и постконфликтного восстановления, и в
свете практического опыта, полученного другими организациями в
области поддержания мира, они тщательно изучат соответствующую
роль ОБСЕ в связи с операциями по поддержанию мира, принимая во
внимание соответствующие документы ОБСЕ.
f) Они изучат соответствующую роль ОБСЕ, включая вопрос о том,
как ОБСЕ может содействовать международным усилиям в реагировании
на новые риски и вызовы в области безопасности.
g) Они будут усиливать работу в рамках человеческого
измерения, включая развитие и укрепление демократических
институтов, и укрепят свое обязательство противостоять таким
угрозам общей безопасности, как нарушения прав человека и основных
свобод, и проявлениям нетерпимости, агрессивного национализма,
расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма, среди прочего, в
сотрудничестве с другими институтами, действующими в этой области.
Они изучат, каким образом ОБСЕ может внести вклад в более
полное претворение в жизнь прав человека и основных свобод,
включая равные права для женщин и мужчин. Они будут также искать
способы, с помощью которых ОБСЕ, занимаясь вопросами, относящимися
к лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, сможет
наращивать свою поддержку межэтнического диалога и содействовать
выполнению обязательств, касающихся прав лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам. Целью будет совершенствование
инструментов ОБСЕ и повышение степени согласия
государств - участников с их использованием.
h) Опираясь на взаимосвязь между безопасностью и процветанием,
основывающимся на экономической свободе, социальной справедливости
и защите окружающей среды, они обеспечат, что будет уделяться
соответствующее внимание экономическому измерению в качестве
элемента деятельности ОБСЕ в области раннего предупреждения и
предотвращения конфликтов и что это измерение придаст
дополнительный политический импульс работе, выполняемой
специализированными экономическими и финансовыми и другими
соответствующими институтами, имея в виду, среди прочего,
содействие интеграции переходных экономик в мировую экономику и
обеспечение в регионе ОБСЕ верховенства закона и развития
транспарентной и предсказуемой правовой системы в экономической
сфере.
i) Выделяя важность военно-политических вопросов, они
подтвердят значение выполнения существующих мер в области контроля
над вооружениями, укрепления доверия и безопасности, а также их
адаптации к новой среде в области безопасности. Они рассмотрят
возможные новые меры для повышения транспарентности,
предсказуемости и сотрудничества и обеспечат, что Форум по
сотрудничеству в области безопасности как форум для диалога и
переговоров останется эффективным в этом отношении. Они подчеркнут
сохраняющееся значение Договора об ОБСЕ в качестве краеугольного
камня европейской безопасности и важность Венского документа и
Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов
безопасности.
j) Признавая неделимость безопасности, они подтверждают, что
укрепление безопасности и сотрудничества в прилегающих районах, в
особенности в Средиземноморье, является важным фактором
стабильности в регионе ОБСЕ. Они рассмотрят более тесное
сотрудничество со всеми партнерами по сотрудничеству с целью
продвижения норм и ценностей, разделяемых государствами -
участниками ОБСЕ. Они будут также поощрять партнеров к
использованию экспертного потенциала ОБСЕ.
6. Совет министров принимает решение:
- что работа над Документом - Хартией будет дополнена
продолжающимися целенаправленными действиями ОБСЕ,
предоставляющими практические средства наращивания эффективности
ОБСЕ во всех областях ее деятельности. Это будет включать
улучшение и совершенствование инструментов и механизмов ОБСЕ,
изучение новых новаторских возможностей, таких как инструменты
содействия развитию демократических институтов, и повышение
эффективности деятельности ОБСЕ на местах;
- поручить Действующему председателю, пока будет
осуществляться разработка "Платформы безопасности, основанной на
сотрудничестве" как части Документа - Хартии, в сотрудничестве с
Генеральным секретарем на основе Приложения к этому решению
активно работать по наращиванию сотрудничества ОБСЕ с другими
международными институтами и организациями.
7. Совет министров далее решает:
- что разработка Документа - Хартии будет осуществляться
Комитетом по модели безопасности под эгидой Постоянного совета,
который может при необходимости создать вспомогательные органы для
работы по конкретным элементам Документа - Хартии;
- поручить Действующему председателю в качестве приоритетной
задачи представить расписание, организационные условия и процедуры
этого процесса. Ход работы может быть при необходимости рассмотрен
на специальных заседаниях Постоянного совета;
- что Документ - Хартия будет принята на уровне глав
государств и правительств государств - участников ОБСЕ.
Приложение
ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ПОДКРЕПЛЯЮЩИМИ
ДРУГ ДРУГА ИНСТИТУТАМИ
(Копенгаген, 19 декабря 1997 года)
Целью "Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве"
является укрепление взаимоусиливающего характера отношений между
теми организациями и институтами, которые заинтересованы в
продвижении всеобъемлющей безопасности в регионе ОБСЕ. Изложенная
ниже Общая концепция создает основу для разработки "Платформы",
которая будет частью Документа - Хартии.
I. Общая концепция
Министры признают, что безопасность в регионе ОБСЕ требует
сотрудничества и координации между государствами - участниками и
соответствующими организациями и институтами, членами которых они
также являются.
Государства - участники ОБСЕ хотят укрепить неиерархический,
взаимоусиливающий характер отношений между этими организациями и
институтами, имея в виду способствовать развитию основы общей,
всеобъемлющей и неделимой безопасности в регионе ОБСЕ.
ОБСЕ будет на основе сотрудничества работать с теми
организациями и институтами, члены которых индивидуально и
коллективно, сообразуясь с модальностями, присущими каждой
организации или институту, сейчас и в будущем:
- привержены принципам и обязательствам ОБСЕ, как они изложены
в Хельсинкском Заключительном акте, Парижской хартии, Хельсинкском
документе 1992 года, Будапештском документе 1994 года, Кодексе
поведения ОБСЕ, касающемся военно-политических аспектов
безопасности, и Лиссабонской декларации о модели общей и
всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века;
- разделяют принципы транспарентности и предсказуемости в
своих действиях в духе Венского документа;
- в полном объеме выполняют обязательства в области контроля
над вооружениями, включая разоружение и МДБ, которые они на себя
приняли;
- исходят из того, что эти организации и институты, членами
которых они являются, будут привержены транспарентности в
отношении своей эволюции;
- обеспечат, что их членство в этих организациях и институтах
базируется на открытости и доброй воле;
- активно поддерживают концепцию ОБСЕ относительно общей,
всеобъемлющей и неделимой безопасности и общее пространство
безопасности, свободное от разделительных линий;
- в полном объеме и адекватно участвуют в развитии отношений
между взаимоусиливающими институтами, занимающимися вопросами
безопасности в регионе ОБСЕ;
- в принципе готовы выделять институциональные ресурсы
международных организаций и институтов, членами которых они
являются, в поддержку работы ОБСЕ при условии принятия необходимых
политических решений в случаях возникновения соответствующих
ситуаций. В этом отношении государства - участники отмечают особую
значимость сотрудничества в сферах предотвращения конфликтов и
регулирования кризисов.
В совокупности эти принципы и обязательства формируют Общую
концепцию развития сотрудничества между взаимоусиливающими
организациями и институтами в рамках "Платформы".
Государства - участники будут работать в рамках
соответствующих организаций и институтов, членами которых они
являются, чтобы обеспечить приверженность организаций и институтов
"Платформе безопасности, основанной на сотрудничестве".
Приверженность, основывающаяся на решениях, принимаемых каждым
государством - членом в соответствующих организациях и институтах,
будет обеспечиваться способами, соответствующими условиям, которые
присущи каждой организации или институту. Контакты и
сотрудничество ОБСЕ с другими организациями и институтами будут
транспарентны для ее государств - участников и будут
обеспечиваться способами, соответствующими условиям, которые
присущи ОБСЕ и этим организациям и институтам.
II. Первым набором практических шагов в направлении развития
сотрудничества между ОБСЕ и теми организациями и институтами,
которые присоединяются к Общей концепции, являются:
1. Регулярные контакты, включая встречи, в постоянных рамках
диалога, большей транспарентности и практического сотрудничества,
включая определение офицеров по связи или контактных пунктов,
перекрестное представительство на соответствующих встречах и
другие контакты с целью лучшего понимания имеющихся у каждой
организации средств предотвращения конфликтов.
2. Сотрудничество в реагировании на конкретные кризисы:
- ОБСЕ - через ее Действующего председателя и при поддержке
Генерального секретаря, а также соответствующие организации и
институты поощряются к тому, чтобы информировать друг друга о
действиях, которые они предпринимают или планируют предпринять по
реагированию на конкретную ситуацию;
- с этой целью государства - участники призывают Действующего
председателя при поддержке Генерального секретаря работать с
другими организациями и институтами для того, чтобы способствовать
формированию скоординированных подходов, не допускающих
дублирование и обеспечивающих эффективное использование имеющихся
ресурсов. При необходимости ОБСЕ может предложить себя в качестве
гибких рамок сотрудничества различных взаимоподкрепляющих усилий.
Действующий председатель будет консультироваться с
государствами - участниками по этому процессу.
|