КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
от 17 декабря 1997 г. N 21
О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия Минздрава России отмечает, что Указом Президента
Российской Федерации от 14.09.95 за N 942, принятым в развитие
ратифицированной Россией Конвенции ООН о правах ребенка,
определены основные направления государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на
период до 2000 года. Утвержденный Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13.01.96 за N 28 план действий по
улучшению положения детей на 1995 - 1997 годы является первым
этапом реализации государственной социальной политики в области
детства и направлен на защиту, развитие и выживание детей в
90-е годы.
Реализация задач по охране здоровья детей осуществляется
Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в
соответствии с планом действий по улучшению положения детей,
Президентской программой "Дети России", а также Концепцией
развития здравоохранения и медицинской науки в Российской
Федерации, принятой в 1997 г.
В целях совершенствования работы по обеспечению
конституционного права детей на медицинскую помощь разработаны
неотложные меры по обеспечению прав детей на медицинскую помощь
(Приказ Минздрава России от 17.11.97 N 337). Подготовлена и
находится на согласовании федеральная программа государственных
гарантий бесплатной медицинской помощи. Разработаны стандарты
медицинской помощи, ведется работа по созданию алгоритмов
медицинских технологий в акушерстве, гинекологии и педиатрии.
Внедрены в деятельность лечебно-профилактических учреждений
протоколы первичной реанимации новорожденных, оказания медицинской
помощи беременным, роженицам, гинекологическим больным с различной
патологией.
В условиях ухудшающегося бюджетного финансирования, роста цен
на медицинские услуги и содержание лечебно-профилактических
учреждений Министерство здравоохранения Российской Федерации,
органы и учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации
осуществляли последовательные меры по решению этой проблемы,
вследствие чего служба охраны здоровья матери и ребенка сохранила
объемы и уровень медицинской помощи детям. Уровень госпитализации
составил в 1992 г. - 162, а в 1996 г. - 174 на 1000 детского
населения, снижается больничная летальность новорожденных, детей
первого года жизни, на одном уровне держится общая летальность
детей до 15-летнего возраста.
С целью сохранения доступности высокоспециализированной
медицинской помощи детям с применением дорогостоящих методов
лечения, оказываемой преимущественно в федеральных медицинских
учреждениях, которые оказались в наиболее сложных
финансово-экономических условиях, совместно с ФФОМС принимаются
меры по включению их в систему ОМС и рациональному целевому
использованию средств федерального бюджета - порядок направления,
отбора и вызова больных; уточнение перечня видов дорогостоящей
медицинской помощи; порядок оплаты, контроль за расходованием
средств и т.д.
Учитывая особую напряженность в оказании кардиохирургической
помощи детям раннего возраста и лечении онкогематологической
патологии Минздравом России разработаны программы оснащения 10
межрегиональных центров кардиохирургии в счет международных
кредитных линий и лекарственного обеспечения онкогематологических
больных. При поддержке ФФОМС для 5 федеральных и 17 региональных
детских онкогематологических центров и отделений ежегодно
закупаются лекарственные средства, что позволило сохранить
возможность оказания медицинской помощи в этих центрах.
На основе приоритета проблем перинатальной помощи проведена
целенаправленная работа по созданию, развитию и совершенствованию
перинатальной службы. Разработаны и направлены в регионы
инструктивно-методические материалы по работе перинатальных
центров и организации перинатальной помощи. В регионах создан и
функционирует 61 перинатальный центр с типовой структурой и
организацией работы, соответствующими современным требованиям к
этому типу учреждений. Перинатальные службы в регионах поддержаны
целевыми федеральными закупками инкубаторов для выхаживания
новорожденных - 290 штук, среди которых 90 транспортных,
приобретенных по Программе "Дети - инвалиды". Совместно с
федеральным фондом обязательного медицинского страхования
реализуются программы поддержки службы охраны здоровья матери и
ребенка в регионах России, в основном направление на оснащение
перинатальных служб.
На основе современных перинатальных технологий пересмотрены
правила организации работы и соблюдения санитарно -
противоэпидемического режима в акушерских стационарах (Приказ
Минздрава России N 345 от 26.11.97); в Московской, Мурманской и
Ульяновской областях отрабатывается внедрение медицинской
документации по родовспоможению и неонатологии, основанной на
передовых перинатальных, профилактических и лечебно -
диагностических технологиях (Приказ Минздрава России N 323 от
06.11.97).
Начато внедрение разработанной НПО "Медсоцэкономинформ"
компьютерной информационно-аналитической системы формирования
программ снижения младенческой смертности в регионах Российской
Федерации, позволяющей обеспечить принятие дифференцированных
управленческих решений с учетом территориальных различий.
Органами управления и учреждениями здравоохранения при
методической поддержке Минздрава России проведена значительная
работа по обеспечению профилактической медицинской помощи детям,
посещающим образовательные учреждения. Во всех регионах внедрена
система профилактического медицинского наблюдения за детьми,
основанная на научных исследованиях НЦ охраны здоровья матери и
ребенка РАМН, Ивановского НИИ материнства и детства и
Нижегородского НИИ детской гастроэнтерологии Минздрава России об
адаптационных механизмах и критических периодах формирования
здоровья.
Введены новые гигиенические требования к условиям обучения
школьников (САНПиН 2.4.2.576-96). Издан Приказ Минздрава России от
06.10.97 за N 295, которым предусмотрены меры по гигиеническому
воспитанию школьников. Начата многоплановая работа по
восстановлению йодной профилактики среди населения, имеющая целью
предупреждение развития умственной отсталости у детей и школьной
неуспеваемости. На федеральном и региональном уровнях организована
работа по совершенствованию системы медицинского обеспечения
подростков.
В результате реализации Программ "Безопасное материнство" и
"Планирование семьи" Государственной Думой Российской Федерации
принято 3 федеральных закона, направленных на охрану материнства.
Создано более 200 центров планирования семьи и репродукции; они
оснащены современным оборудованием и аппаратурой для обеспечения
высококвалифицированной лечебно-диагностической помощи в области
сохранения репродуктивного здоровья, а также внедрения современных
информационных технологий для населения. В рамках научного
обеспечения программ разработаны и переданы в регионы технологии
ведения беременных, гинекологических больных и новорожденных. В
целях реализации прав детей на охрану их здоровья и развития
разработан и включен в Федеральную целевую программу "Безопасное
материнство" на 1998 - 2000 годы раздел по обеспечению грудного
вскармливания младенцев.
Несмотря на отсутствие финансирования федеральных программ по
проблемам санаторно-курортной помощи Министерство здравоохранения
изыскало средства на поддержание, укрепление и развитие
материальной базы детских санаториев. За 1996 - 1997 годы на эти
цели из бюджетных средств Минздрава России было выделено
11,2 млрд. рублей и из внебюджетных источников - 6 млрд. рублей.
Достигнут высокий уровень охвата детей из числа подлежащих
контингентов вакцинацией против дифтерии, кори, полиомиелита и др.
В результате проводимых мероприятий в Российской Федерации
имеется стойкая тенденция снижения общего числа абортов, в т.ч.
среди подростков. По данным Госкомстата России в 1996 году
материнская смертность снизилась и составила 48,9 на 100 тысяч
живорожденных. Постоянно снижается младенческая смертность, ее
показатель составил в 1995 году 18,1 на 1000 родившихся живыми, за
9 месяцев 1997 года - 16,8%.
Значительные успехи достигнуты в снижении ряда инфекционных
заболеваний у детей, управляемых средствами специфической
профилактики. По данным 1996 года отмечено снижение заболеваемости
дифтерией в 2,5 раза по сравнению с 1994 годом, достигнут
минимальный за весь период массовой вакцинации показатель
заболеваемости корью - 5,4 на 100 тыс. детского населения. Успешно
проведены национальные дни иммунизации против полиомиелита в
1996 - 1997 годах.
Решение задач плана действий по улучшению положения детей
осуществлялось путем обсуждения наиболее важных и острых проблем
охраны здоровья детей на межведомственной комиссии по охране
здоровья граждан при Правительстве Российской Федерации (2) и
Комиссии по здравоохранению Совета Безопасности Российской
Федерации (3), коллегии Минздрава России (12); издано 18 приказов
министерства по различным аспектам здоровья детей. Вопросы охраны
здоровья матерей и детей, обеспечения их медицинской помощью
изучены в 26 регионах России, оказана методическая и практическая
помощь в решении конкретных проблем здоровья матери и ребенка.
Минздрав России обеспечил участие в работе Государственной Думы
Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств по
вопросам, касающимся защиты здоровья детей.
В целях дальнейшей реализации основных направлений
государственной политики по улучшению положения детей коллегия
решает:
1. Принять к сведению информацию о проделанной работе по
обеспечению безопасного материнства и охраны здоровья детей.
2. Управлению охраны здоровья матери и ребенка
(Д.И. Зелинская)
2.1. Подготовить приказы:
- по выполнению Постановления Правительства Российской
Федерации от 18.12.97 за N 1565 "О плане действий по улучшению
положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы";
- по внедрению стандартов оказания акушерской и педиатрической
медицинской помощи.
Срок - февраль 1998 года.
2.2. Подготовить в адрес глав администраций субъектов
Российской Федерации информацию о реализации Конвенции ООН о
правах ребенка в части охраны здоровья детей.
Срок - март 1998 года.
2.3. Провести в Екатеринбурге совещание по вопросам
информатизации в педиатрии.
Срок - апрель 1998 года.
2.4. Обеспечить освещение в средствах массовой информации
вопросов, связанных с работой, проводимой Минздравом России по
реализации плана действий по улучшению положения детей.
Срок - I квартал 1998 года.
3. Отделу санаторно-курортной помощи (Н.В. Абдулаева)
подготовить для обсуждения на коллегии вопрос о состоянии
санаторно-курортной помощи детям и путях ее реформирования.
Срок - апрель 1998 года.
4. Управлению планирования, финансирования и развития
(Н.Н. Точилова) совместно с Управлением охраны здоровья матери и
ребенка (Д.И. Зелинская) проработать вопрос о финансовом
обеспечении внедрения в регионах Российской Федерации компьютерной
информационно-аналитической системы формирования программ снижения
младенческой смертности.
5. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии
возложить на заместителя министра здравоохранения Российской
Федерации Т.И. Стуколову.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь коллегии
В.М.ХРИСТЮК
------------------------------------------------------------------
|