МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09
Министерство финансов Российской Федерации направляет
информацию и предложения по снижению ценового диспаритета между
сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также между
продукцией агропромышленного и топливно-энергетического комплексов
и сообщает.
Проведение экономических реформ сопровождалось существенными
изменениями ценовых соотношений. Если сравнивать текущие
соотношения цен с уровнями 1990 года, то окажется, что в
наименьшей степени возросли закупочные цены на
сельскохозяйственную продукцию (индекс цен реализации 1996 года по
отношению к 1990 году составил 1750 раз), а в наибольшей степени -
цены на энергоресурсы и железнодорожный транспорт (средние цены
для промышленных потребителей в 1996 году были выше средних цен
1990 года по электроэнергии - в 13470 раз, по газу - в 12385 раз,
по дизельному топливу - в 20455 раз) (по данным Госкомстата
России). Такое резкое изменение пропорций имеет две основные
причины:
1. Приближение структуры цен к соотношениям цен мирового рынка
в результате либерализации внешней торговли. Существовавший до
начала реформ разрыв во внутренних и мировых ценах отражал весьма
низкий уровень эффективности сельского хозяйства в России.
2. Постепенное уменьшение масштабов бюджетного дотирования цен
на сельскохозяйственную продукцию (если учесть сокращение дотаций,
то реальное удорожание сельскохозяйственной продукции для
потребителей окажется значительно больше номинального, и
соответственно меньше будет разрыв в индексах удорожания).
Каковы бы ни были причины изменения относительных цен, они
повлекли ухудшение финансового положения аграрного сектора, что в
свою очередь вызвало спад в спросе последнего на
сельскохозяйственную технику, удобрения, горючее и т.п. Все это не
могло не сказаться в конечном итоге на объемах производства.
Однако, несмотря на относительное удешевление своей продукции,
спад в сельском хозяйстве имел меньшие размеры, чем в экономике в
целом (составив в 1996 г. 38% от уровня 1990 г., при 52% в
промышленности и 41% для ВВП в целом).
В последние годы ценовые соотношения сравнительно
стабилизировались. Как показывают данные, приведенные в таблице,
за два последних года рост цен в сельском хозяйстве был ниже, чем
в промышленности, но выше, чем в других секторах.
ИНДЕКСЫ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
------------------------T------------T-------------T-------------¬
¦ ¦ 1995 г. к ¦ 1996 г. к ¦ 1996 г. к ¦
¦ ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1994 г. ¦
+-----------------------+------------+-------------+-------------+
¦Промышленность ¦ 3.4 ¦ 1.5 ¦ 5.1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сельское хозяйство ¦ 3.3 ¦ 1.4 ¦ 4.6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Капитальное ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительство ¦ 2.7 ¦ 1.7 ¦ 4.6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Грузовой транспорт ¦ 3.2 ¦ 1.2 ¦ 3.8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Индекс ¦ ¦ ¦ ¦
¦потребительских цен ¦ 2.9 ¦ 1.5 ¦ 4.3 ¦
L-----------------------+------------+-------------+--------------
За последний год (с октября 1996 г. по октябрь 1997 г.) цены
на продукцию животноводства выросли на 15,1%. В то же время рост
цен производителей на промышленную продукцию составил за этот
период 9,0%, цен на приобретаемые промышленностью материально -
технические ресурсы - 7,7%, цен в капитальном строительстве -
13,6%, тарифов на грузоперевозки - 2,4%, а потребительских цен -
12,9%. Таким образом, сложившиеся в первые годы после начала
реформ ценовые соотношения сохраняются в последнее время в целом
на стабильном уровне, а частично даже изменяются в пользу
аграрного сектора.
Хотя в последние годы поддержка сельского хозяйства снижалась,
ее размеры остаются значительными.
В 1997 году на оказание государственной поддержки
сельхозтоваропроизводителей предусмотрено выделить 25,1 трлн.
рублей, включая 16,1 трлн. рублей прямых бюджетных ассигнований,
из них на компенсации и дотации сельхозтоваропроизводителям -
4,6 трлн. рублей.
В целом по состоянию на 20.11.97 выделено 7,3 трлн. рублей
бюджетных ассигнований или 44% годовых назначений.
В настоящее время в рамках реструктуризации отраслей -
естественных монополий параллельно происходит два процесса. С
одной стороны, по ряду основных топливно-энергетических ресурсов
(включая газ и электроэнергию) номинальные цены стабилизировались,
что обеспечило их относительное удешевление.
С другой стороны, важным элементом программы структурных
реформ является поэтапная ликвидация перекрестного ценового
субсидирования, одобренная Указом Президента Российской Федерации
N 426 от 28 апреля 1997 г. "Об основных положениях структурной
реформы в сферах естественных монополий". Указ Президента
Российской Федерации N 1175 от 7 ноября 1997 г. предписывает
правительству подготовить и утвердить программу поэтапной отмены
тарифов на электрическую и тепловую энергию для организаций
агропромышленного комплекса на период до 2000 года.
В этих условиях изменение соотношения цен в пользу сельского
хозяйства возможно осуществить за счет следующих факторов:
1. Проводимая реструктуризация в отраслях ТЭК и на
железнодорожном транспорте, включающая развитие механизмов
конкуренции и усиление государственного контроля в четко
выделенных сферах действия естественных монополий, должны привести
к существенному реальному удешевлению основных энергоресурсов и
грузовых перевозок для производственных потребителей.
2. Перекрестное субсидирование через цены сельскохозяйственных
и других "льготных" потребителей в соответствии с Указом N 1175 от
7 ноября 1997 г. должно быть поэтапно ликвидировано. Однако
необходимо ограничить размеры связанного с этим удорожания энергии
для аграрного сектора. Так, по оценкам РАО ЕЭС полная компенсация
затрат на производство и распределение электроэнергии для
сельскохозяйственных потребителей с учетом используемых здесь
сетей низкого напряжения должна вдвое превышать средние цены для
промышленных потребителей. Такой полный учет субсидий требовал бы
повышения цен для сельского хозяйства примерно в 3 раза. В этих
условиях следует ставить задачу доведения к 2000 году цен для
сельского хозяйства только до уровня цен производства. По
состоянию на середину текущего года это требовало бы удорожания
электроэнергии для агросектора в пределах 40%. Однако фактически
необходимое удорожание окажется существенно меньшим за счет
ожидаемого относительного удешевления топливно-энергетических
ресурсов. Кроме того, удорожание будет в значительной степени
компенсировано удешевлением остальной приобретаемой продукции в
результате удешевления энергии для других потребителей.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН
------------------------------------------------------------------
|