Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ ОТ 17.12.97 N 1989-II ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                   от 17 декабря 1997 г. N 1989-II ГД
   
           О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА"
   
       Государственная Дума    Федерального    Собрания    Российской
   Федерации постановляет:
       1. Принять   в   первом   чтении  проект  Федерального  закона
   "Об участии   граждан   Российской   Федерации    в    обеспечении
   правопорядка",    внесенный    депутатами   Государственной   Думы
   М.С. Гуцериевым,  С.А.  Карапетяном,  С.Б. Поповым, В.Д. Рожковым,
   Р.В. Чистоходовой.
       2. Направить   указанный  законопроект  Президенту  Российской
   Федерации,  в Совет  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
   Федерации,  комитеты и комиссию Государственной Думы,  депутатские
   объединения  в  Государственной  Думе,  Правительство   Российской
   Федерации,  законодательные  (представительные)  органы  субъектов
   Российской Федерации,  Конституционный Суд  Российской  Федерации,
   Верховный   Суд   Российской  Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд
   Российской Федерации.
       Установить, что   поправки    к    указанному    законопроекту
   представляются  в  Комитет Государственной Думы по безопасности до
   15 января 1998 года.
       3. Комитету Государственной Думы  по  безопасности  доработать
   указанный  законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
   на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
       4. Настоящее   Постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
   принятия.
   
                                                         Председатель
                                                 Государственной Думы
                                                Федерального Собрания
                                                 Российской Федерации
                                                         Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
   
   
   
   
   
   
                                                               Проект
   
                                                             Вносится
                                      депутатами Государственной Думы
                                   ГУЦЕРИЕВЫМ М.С., КАРАПЕТЯНОМ С.А.,
                                         ПОПОВЫМ С.Б., РОЖКОВЫМ В.Д.,
                                                    ЧИСТОХОДОВОЙ Р.В.
   
                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
                ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
   
       Целью настоящего   Федерального   закона   является   создание
   правовых  условий для реализации прав граждан Российской Федерации
   на защиту  от  противоправных  посягательств,  а  также  повышения
   активности  и  консолидации  граждан  для  участия  в  обеспечении
   правопорядка.
   
                           I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 1.  Предмет   регулирования   и   действие   настоящего
   Федерального закона
   
       1. Предметом   регулирования  настоящего  Федерального  закона
   являются общественные отношения,  возникающие в связи  с  участием
   граждан  Российской Федерации (далее - граждан) и их объединений в
   обеспечении правопорядка.
       2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется
   на правоотношения,  возникающие в  связи  с  оперативно-розыскной,
   частной  детективной  и  охранной деятельностью,  регламентируемые
   специальными федеральными законами.
   
       Статья 2.  Правовое  регулирование  отношений,  возникающих  в
   связи   с   участием   граждан  и  их  объединений  в  обеспечении
   правопорядка
   
       1. Правовое регулирование отношений,  возникающих  в  связи  с
   участием  граждан  и  их  объединений  в  обеспечении правопорядка
   основывается на положениях  Конституции  Российской  Федерации,  и
   осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными
   законами и принятыми в  соответствии  с  ними  иными  нормативными
   правовыми   актами   Российской   Федерации,   законами   и  иными
   нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации,
   нормативными  правовыми  актами  органов  местного самоуправления,
   изданными в пределах их полномочий.
       2. Правовое  регулирование  отношений,  возникающих  в связи с
   участием граждан  и  их  объединений  в  обеспечении  правопорядка
   основывается   на   принципах   законности,   гуманизма,  уважения
   личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
   
       Статья 3.  Ограничения,  связанные с  участием  граждан  и  их
   объединений в обеспечении правопорядка
   
       Гражданам и  их  объединениям,   участвующим   в   обеспечении
   правопорядка, запрещается:
       1) осуществлять  деятельность,  отнесенную законодательством к
   исключительной компетенции правоохранительных органов или  частных
   охранно-детективных   организаций,   а   также   деятельность,  не
   предусмотренную настоящим Федеральным  законом,  либо  запрещенную
   другими законодательными актами Российской Федерации;
       2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
       3) создавать      препятствия      служебной      деятельности
   правоохранительных органов.
   
       Статья 4.  Деятельность  органов  государственной   власти   и
   органов  местного  самоуправления по организации участия граждан и
   их объединений в обеспечении правопорядка
   
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления
   оказывают гражданам  и  их  объединениям,  оказывающим  содействие
   правоохранительным  органам  всемерную поддержку в их деятельности
   по обеспечению правопорядка путем:
       1) разъяснения гражданам их прав по  защите  и  самозащите  от
   противоправных посягательств;
       2) незамедлительного реагирования на заявления и  сообщения  о
   фактах  преступных  посягательств  и иных правонарушений,  а также
   событиях, угрожающих общественной безопасности;
       3) осуществления   предусмотренных  законодательством  мер  по
   обеспечению  личной  безопасности  и  социальной  защите  граждан,
   оказывающих содействие правоохранительным органам;
       4) предоставления гражданам  и  их  объединениям,  оказывающим
   содействие правоохранительным органам информации,  необходимой для
   их участия в обеспечении правопорядка;
       5) морального и материального поощрения  граждан,  оказывающих
   содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
   
               II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
                       В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
   
       Статья 5. Формы участия граждан и их объединений в обеспечении
   правопорядка
   
       1. Каждый имеет  право  защищать  свою  жизнь,  достоинство  и
   собственность,  а также жизнь,  достоинство и собственность других
   лиц от преступных посягательств любыми доступными ему средствами и
   способами, не запрещенными законом.
       2. Граждане  могут  реализовывать  свое  право  на  участие  в
   обеспечении правопорядка в следующих формах:
       1) индивидуальное участие (статья 6);
       2) внештатное сотрудничество  с  правоохранительными  органами
   (статья 7);
       3) участие    в    объединениях    граждан    по    содействию
   правоохранительным органам  в  обеспечении  правопорядка,  в  т.ч.
   членство в народных дружинах (статьи 8, 9).
   
       Статья 6.  Индивидуальное  участие   граждан   в   обеспечении
   правопорядка
   
       Индивидуальное участие   граждан  в  обеспечении  правопорядка
   может осуществляться путем:
       1) сообщения правоохранительным органам о  ставших  известными
   им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений,
   причинах и условиях, способствующих их совершению;
       2) оказание    содействия    правоохранительным    органам   в
   профилактической  работе  с   лицами,   склонными   к   совершению
   правонарушений,  в  предупреждении безнадзорности и правонарушений
   несовершеннолетних;
       3) участия   в   пропаганде  правовых  знаний,  способствующей
   предупреждению правонарушений.
   
       Статья 7.     Внештатное     сотрудничество     граждан      с
   правоохранительными органами
   
       1. Внештатное  сотрудничество  граждан  с  правоохранительными
   органами осуществляется в  форме  привлечения  граждан  Российской
   Федерации,    не    состоящих    в   списочном   составе   (штате)
   правоохранительного органа, к участию в его работе на добровольной
   основе  под  непосредственным  руководством  должностных  лиц этих
   органов.  Порядок  оформления  и  функции  внештатных  сотрудников
   правоохранительных органов регламентируются нормативными правовыми
   актами  в  порядке,  устанавливаемом   Правительством   Российской
   Федерации.
       2. На  внештатных   сотрудников   правоохранительных   органов
   распространяется правовой статус,  правовые и социальные гарантии,
   предусмотренные статьями  15  -  19,  21  настоящего  Федерального
   закона.
       3. Финансирование   деятельности   и    социальных    гарантий
   внештатных сотрудников правоохранительных органов осуществляется в
   пределах  средств,  выделяемых   на   содержание   соответствующих
   правоохранительных органов.
   
       Статья 8. Объединения граждан по содействию правоохранительным
   органам в обеспечении правопорядка
   
       1. Граждане  могут  на  добровольной  основе по договоренности
   между собой и с уведомлением  территориального  органа  внутренних
   дел  создавать  самодеятельные группы по самозащите и охране своей
   собственности по месту жительства  или  нахождения  собственности,
   действуя  в  пределах  права  на защиту и самозащиту от преступных
   посягательств.
       Такая форма  объединения  граждан  не требует создания устава,
   избрания   руководящих   органов   или   иного    организационного
   оформления.
       2. Общественные  объединения  по содействию правоохранительным
   органам   в   обеспечении   правопорядка   могут   создаваться   в
   организационно-правовой форме органа общественной самодеятельности
   на основе норм Федерального закона "Об общественных объединениях".
       Органы общественной     самодеятельности     по     содействию
   правоохранительным  органам  в  обеспечении  правопорядка  в  силу
   специфики своих уставных целей и задач согласовывают свои уставы и
   координируют деятельность с  соответствующими  правоохранительными
   органами.
       3. При  органах  местного  самоуправления  по месту жительства
   граждан   для   координации    деятельности    органов    местного
   самоуправления,  правоохранительных органов,  трудовых коллективов
   организаций,  граждан   и   их   объединений   могут   создаваться
   координационные    советы    (общественные   пункты)   по   охране
   общественного   порядка,   действующие   на   основе    положений,
   утверждаемых  органами  исполнительной власти субъектов Российской
   Федерации.
       4. Правоохранительные  органы  в  пределах своей компетенции в
   порядке,  определенном законодательством, осуществляют координацию
   и  контроль за деятельностью органов общественной самодеятельности
   по   содействию   правоохранительным   органам    в    обеспечении
   правопорядка.
   
       Статья 9. Народные дружины
   
       1. Народная  дружина представляет собой основанное на членстве
   объединение граждан по  содействию  правоохранительным  органам  в
   обеспечении  правопорядка,  осуществляющее  свою  деятельность под
   руководством органов исполнительной власти  или  органов  местного
   самоуправления.
       2. Непосредственное руководство деятельностью народной дружины
   осуществляют    уполномоченные    должностные     лица     органов
   исполнительной   власти,   органов   местного  самоуправления  или
   специально создаваемые в этих целях государственные учреждения, на
   должностных  лиц  которых  распространяется статус государственных
   служащих.
   
          III. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНЫХ ДРУЖИН
   
       Статья 10. Порядок создания народных дружин
   
       1. Народная дружина создается решением соответствующего органа
   исполнительной   власти   или  органа  местного  самоуправления  и
   действует на основе положения,  разработанного  в  соответствии  с
   настоящим   Федеральным   законом   и   принятыми  на  его  основе
   нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
       2. Не  допускается  создание  народных дружин при политических
   партиях, объединениях (движениях) и их органах, а также создание и
   деятельность   организационных   структур  политических  партий  в
   народных дружинах.
   
       Статья 11. Членство в народной дружине
   
       1. В  народную   дружину   принимаются   граждане   Российской
   Федерации,  достигшие  18-летнего  возраста,  способные  по  своим
   деловым и моральным качествам,  физической подготовке и  состоянию
   здоровья выполнять функции народного дружинника.
       2. Решение о приеме  в  члены  народной  дружины  утверждается
   органом  управления  (уполномоченным  должностным  лицом) народной
   дружины.
       3. Членами народной дружины не могут состоять граждане:
       1) имеющие судимость;
       2) состоящие  на  учете  в  медицинских  учреждениях по поводу
   психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
       3) признанные  по решению суда недееспособными или ограниченно
   дееспособными;
       4) привлекавшиеся   к   административной   ответственности  за
   нарушения общественного порядка;
       5) не   зарегистрированные  по  месту  жительства  в  пределах
   административно-территориального  образования,  где   осуществляет
   свою деятельность народная дружина;
       6) уволенные  из  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  или
   правоохранительных органов по дискредитирующим мотивам.
       4. Основаниями  прекращения  членства   в   народной   дружине
   являются:
       1) личное заявление гражданина;
       2) решение   органа   управления   народной   дружины   о  его
   исключении.
       5. Решение  об  исключении  из  народной  дружины  может  быть
   принято по следующим основаниям:
       1) при  наступлении  обстоятельств,  перечисленных  в пункте 3
   настоящей статьи;
       2) в  случае  фактического самоустранения от работы в народной
   дружине;
       3) в  случае  грубого  нарушения  законности  и дисциплины или
   совершения проступков,  несовместимых с участием в деятельности по
   обеспечению правопорядка.
   
       Статья 12. Отличительная символика народных дружин
   
       1. Народный дружинник,  находясь при исполнении возложенных на
   него функций по обеспечению правопорядка,  обязан иметь при себе и
   предъявлять  по требованию граждан и должностных лиц удостоверение
   установленного образца,  отличительный нагрудный знак (жетон)  или
   нарукавную эмблему (повязку) с символикой народной дружины.
       2. Решением органов исполнительной власти или органов местного
   самоуправления  для членов народной дружины может быть установлена
   единая форма одежды.
       3. Запрещается   использование   символики   народной  дружины
   гражданами,  в  ней   не   состоящими,   а   также   организациями
   (общественными   объединениями),  не  имеющими  правового  статуса
   народной дружины.
   
       Статья 13.    Финансирование     и     материально-техническое
   обеспечение деятельности народных дружин
   
       1. Источники   и   порядок   финансирования   народных  дружин
   определяются соответствующими органами исполнительной  власти  или
   органами  местного самоуправления.  Финансирование народных дружин
   может  осуществляться  также  за  счет  средств   поступающих   от
   организаций,  общественных  объединений  и  иных  поступлений,  не
   противоречащих законодательству.
       2. Здания,   строения   или  помещения,  занимаемые  народными
   дружинами, являются государственной (муниципальной) собственностью
   и передаются им в безвозмездное пользование.
   
       Статья 14. Основные виды деятельности народных дружин
   
       Народные дружины,   оказывая   содействие   правоохранительным
   органам и действуя под  их  непосредственным  руководством,  могут
   принимать участие:
       1) в    обеспечении    общественной    безопасности,    личной
   безопасности   граждан,   сохранности   собственности   граждан  и
   юридических лиц, охране общественного порядка;
       2) в мероприятиях по предупреждению,  пресечению,  раскрытию и
   расследованию преступлений и административных правонарушений:
       3) в  защите  Государственной  границы  Российской Федерации в
   пределах   приграничной   территории   в   порядке,   определяемом
   Федеральной пограничной службой Российской Федерации;
       4) в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов,
   контроле    за    соблюдением   правил   дорожного   движения,   в
   профилактической  работе  по  предупреждению  дорожно-транспортных
   происшествий;
       5) в  обеспечении  правопорядка  при  возникновении  стихийных
   бедствий,  катастроф,  эпидемий  и  иных чрезвычайных ситуаций,  в
   проведении неотложных аварийно-спасательных,  карантинных  и  иных
   предусмотренных законом мероприятий;
       6) в   обеспечении   противопожарной   безопасности,    охране
   природных ресурсов и окружающей среды;
       7) в  обучении  граждан  основам   безопасного   поведения   в
   общественных  местах,  обеспечения  безопасности  жилища,  приемам
   самозащиты от противоправных посягательств.
   
       Статья 15. Обязанности и права народных дружинников
   
       1. Народный дружинник при осуществлении функций по обеспечению
   правопорядка обязан:
       1) строго соблюдать требования законодательства,  не допускать
   необоснованного  ограничения  гражданских  прав  и свобод граждан,
   совершения действий,  имеющих целью унижение чести  и  достоинства
   человека и гражданина;
       2) оказывать  в  пределах   предоставленных   ему   полномочий
   содействие  депутатам  органов  представительной  власти и органов
   местного   самоуправления   в   предупреждении   или    пресечении
   обнаруженных ими правонарушений;
       3) оказывать  помощь,  в   том   числе   первую   доврачебную,
   гражданам,    пострадавшим   от   преступлений,   административных
   правонарушений  и  несчастных  случаев,  а  также  находящимся   в
   беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;
       4) в случае обращения к нему граждан с сообщениями о  событиях
   или   фактах,   угрожающих   общественному   порядку,  личной  или
   общественной  безопасности,  либо   в   случае   непосредственного
   обнаружения  им  таких  событий  и  фактов принять меры к спасению
   людей,  предотвращению  и  пресечению  правонарушений,  задержанию
   правонарушителей,  охране  места происшествия и сообщить об этом в
   ближайший правоохранительный орган;
       5) разъяснять  правонарушителям  и  иным  гражданам  причины и
   основания применяемых им в целях обеспечения правопорядка  мер  по
   ограничению  их  прав  и  свобод  и  возникающие  в связи с этим у
   граждан права на обжалование этих действий;
       6) не  допускать  разглашения сведений,  относящихся к частной
   жизни,  личной и семейной тайне граждан,  ставших ему известными в
   связи   с   осуществлением   его   деятельности   по   обеспечению
   правопорядка,  если исполнение правовых  обязанностей  не  требует
   иного, а также оперативной и иной конфиденциальной информации.
       2. Народным дружинникам при  исполнении  ими  обязанностей  по
   обеспечению правопорядка предоставляются следующие права:
       1) требовать  от  граждан   и   должностных   лиц   соблюдения
   общественного порядка и прекращения правонарушения, либо действий,
   препятствующих  осуществлению  полномочий  народного   дружинника;
   пресекать преступления и административные правонарушения;
       2) требовать от  правонарушителей  предъявления  паспорта  или
   других документов,  удостоверяющих их личность,  в случаях,  когда
   установление  личности  необходимо  для  выяснения   обстоятельств
   совершения правонарушения или причастности к нему;
       3) составлять  в  отсутствие   работников   правоохранительных
   органов   и   иных   уполномоченных   на   это   лиц  протокол  об
   административном  правонарушении,  причинении  имущественного  или
   иного  вреда  гражданам  или  юридическим  лицам в случаях,  когда
   составление протокола является  обязательным,  с  последующей  его
   передачей     органам    (должностным    лицам),    уполномоченным
   рассматривать дело о правонарушении;
       4) доставлять в правоохранительные органы, служебные помещения
   народных дружин лиц,  совершивших  правонарушения,  либо  в  целях
   пресечения    правонарушений,    когда   исчерпаны   другие   меры
   воздействия,  а также для установления личности правонарушителя  и
   составления протокола об административном правонарушении, если его
   составление является обязательным и нет возможности составить  его
   на месте нарушения.
       При этом  время  нахождения  доставленного  лица  в  служебном
   помещении   народной   дружины,   либо  в  другом,  специально  не
   предназначенном для содержания  задержанных  помещении  не  должно
   превышать одного часа;
       5) при  пресечении  правонарушений  изымать  в   установленном
   порядке     у    правонарушителей    в    отсутствие    работников
   правоохранительных органов и иных уполномоченных  должностных  лиц
   орудия  совершения  преступления  или  иные  предметы,  оставление
   которых  у  правонарушителя  может  угрожать  личной  безопасности
   народного    дружинника    или    других    лиц,   с   последующей
   незамедлительной передачей  этих  предметов  органам  (должностным
   лицам), уполномоченным рассматривать дело о правонарушении;
       6) при   преследовании   лиц,   совершивших   преступление   и
   пытающихся скрыться с места происшествия,  либо в целях пресечения
   возникших  правонарушений,  угрожающих  общественному  порядку   и
   безопасности  граждан,  входить беспрепятственно на территорию и в
   помещения,    занимаемые    культурно-зрелищными    предприятиями,
   учреждениями  и  организациями,  в  другие  общественные  места  и
   осматривать их,  а  по  просьбе  администрации  этих  мест  -  для
   выполнения обязанностей по охране общественного порядка;
       7) при   исполнении   обязанностей   регулировщика   дорожного
   движения  (при наличии установленной нормативными правовыми актами
   специальной  отличительной  символики   и   атрибутики)   отдавать
   распоряжения  о порядке движения транспортных средств и пешеходов;
   в  случае  нарушения  правил  дорожного   движения   останавливать
   механические  и иные транспортные средства,  проверять у водителей
   документы   на   право   управления   и   владения   (пользования)
   транспортным  средством;  отстранять  от  управления транспортными
   средствами и доставлять  в  органы  внутренних  дел  водителей,  в
   отношении которых имеются достаточные основания полагать,  что они
   находятся в состоянии опьянения,  а равно не  имеющих  документов,
   предусмотренных правилами дорожного движения;
       8) по решению уполномоченных  органов  государственной  власти
   (должностных    лиц)   участвовать   в   осуществлении   оцепления
   (блокирования) участков местности,  пропускного режима на объектах
   при   действиях   в  условиях  чрезвычайных  ситуаций,  пресечении
   массовых беспорядков и групповых нарушений общественного  порядка,
   при   проведении   массовых  мероприятий,  мероприятий  по  защите
   Государственной   границы   Российской    Федерации,    ликвидации
   последствий  стихийных  бедствий,  аварий и катастроф,  эпидемий и
   эпизоотий, других чрезвычайных ситуаций;
       9) для доставления в лечебные учреждения граждан, пострадавших
   от несчастных случаев или преступлений и  нуждающихся  в  связи  с
   этим  в  срочной  медицинской  помощи,  использовать  транспортные
   средства   организаций,   независимо   от   форм    собственности,
   общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих
   дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных
   государств,  международным  организациям  и  транспортных  средств
   специального назначения);
       10) для  связи  с  правоохранительными органами в случаях,  не
   терпящих отлагательства, пользоваться бесплатно телефонами и иными
   средствами  связи,  принадлежащими организациям независимо от форм
   собственности, а также общественным объединениям;
       11) применять  к  правонарушителям  по основаниям и в порядке,
   установленным статьями 16 -  18  настоящего  Федерального  закона,
   физическую силу и специальные средства.
       3. Решением соответствующего органа исполнительной власти  или
   органа  местного  самоуправления  народным  дружинникам может быть
   предоставлено право бесплатного проезда всеми видами общественного
   транспорта  городского,  пригородного  и местного сообщения (кроме
   такси),   в   пределах   границ   административно-территориального
   образования за счет средств, выделяемых на финансирование народных
   дружин.
   
       Статья 16.  Условия и пределы  применения  физической  силы  и
   специальных средств
   
       1. Народные   дружинники   при   пресечении   преступлений   и
   административных правонарушений имеют право  применять  физическую
   силу  и  специальные  средства с соблюдением требований настоящего
   Федерального закона.
       2. Народные   дружинники   обязаны   в  порядке,  определяемом
   Министерством  внутренних  дел  Российской  Федерации,   проходить
   правовую и специальную подготовку,  а также периодическую проверку
   на пригодность к действиям в  условиях,  связанных  с  применением
   физической   силы  и  специальных  средств,  на  умение  оказывать
   доврачебную помощь пострадавшим.
       3. При  применении  физической  силы  или  специальных средств
   народный дружинник обязан:
       1) предупредить  о намерении их использовать,  предоставив при
   этом  достаточно  времени  для  выполнения  своих  требований,  за
   исключением  случаев,  когда  промедление  в применении физической
   силы или специальных средств  создает  непосредственную  опасность
   жизни  и  здоровью  граждан,  а  также  может  повлечь иные тяжкие
   последствия  или  когда   такое   предупреждение   в   создавшейся
   обстановке является неуместным или невозможным:
       2) стремиться   в   зависимости   от   характера   и   степени
   общественной  опасности правонарушения и лиц,  его совершающих,  а
   также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб,
   причиненный при устранении опасности был минимальным;
       3) обеспечить оказание доврачебной  помощи  лицам,  получившим
   телесные повреждения от применения указанных средств;
       4) сообщить  в  правоохранительный  орган  о   каждом   случае
   применения физической силы или специальных средств.
       4. Применение  физической  силы  или  специальных  средств   с
   превышением  полномочий,  пределов необходимой обороны или крайней
   необходимости      влечет      ответственность,      установленную
   законодательством Российской Федерации.
   
       Статья 17. Применение физической силы
   
       1. Народные  дружинники имеют право применять физическую силу,
   в том числе специальные приемы борьбы, для пресечения преступлений
   и      административных      правонарушений,     доставления     в
   правоохранительные  органы  лиц,   их   совершивших,   преодоления
   противодействия    своим    законным    требованиям,   если   иные
   ненасильственные способы не обеспечивают исполнения возложенных на
   них обязанностей по обеспечению правопорядка.
       2. Запрещается  применять  физическую   силу   с   причинением
   телесных  повреждений  в  отношении  женщин  с видимыми признаками
   беременности,   лиц   с   явными   признаками    инвалидности    и
   несовершеннолетних,   когда   их  возраст  очевиден  или  известен
   применяющему   (кроме   случаев    оказания    ими    вооруженного
   сопротивления,  совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью
   людей).
   
       Статья 18. Применение специальных средств
   
       1. Народные  дружинники   при   исполнении   обязанностей   по
   обеспечению   правопорядка   имеют   право   ношения   и  хранения
   специальных средств (резиновых палок,  слезоточивого газа  в  виде
   аэрозольных  упаковок  и иных индивидуальных устройств распыления,
   электрошоковых устройств,  наручников),  а также их  применения  в
   следующих случаях:
       1) для  отражения  нападения   на   граждан,   непосредственно
   угрожающего их жизни и здоровью,  в том числе в целях самозащиты -
   резиновые палки, слезоточивый газ, электрошоковые устройства;
       2) для  пресечения  оказываемого  им активного сопротивления -
   резиновые  палки,  слезоточивый  газ,  электрошоковые  устройства,
   наручники;
       3) для   задержания   лица,   застигнутого   при    совершении
   преступления   против   жизни,   здоровья   или   собственности  и
   пытающегося скрыться - резиновые палки, электрошоковые устройства,
   наручники;
       4) для  задержания  правонарушителей,  в   отношении   которых
   имеются  достаточные основания полагать,  что они намерены оказать
   вооруженное сопротивление -  резиновые  палки,  слезоточивый  газ,
   электрошоковые устройства, наручники;
       5) для     доставления     в     правоохранительные     органы
   правонарушителей,   если   своим  поведением  они  дают  основания
   полагать, что могут совершить побег - наручники.
       Во всех  перечисленных  случаях  могут  применяться специально
   обученные собаки,  которые должны проходить периодическую проверку
   на пригодность в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних
   дел Российской Федерации.
       3. Запрещается  применять  специальные  средства  в  отношении
   женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками
   инвалидности  и несовершеннолетних,  когда их возраст очевиден или
   известен применяющему (кроме  случаев  оказания  ими  вооруженного
   сопротивления,  совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью
   людей),  а также при  пресечении  незаконных  собраний,  митингов,
   уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера.
       4. В состоянии необходимой обороны или  крайней  необходимости
   народные  дружинники  могут  при  отсутствии  специальных  средств
   использовать любые подручные средства.
   
       Статья 19. Правовые гарантии деятельности народных дружинников
   
       1. Народный   дружинник   при   исполнении   обязанностей   по
   обеспечению  правопорядка  в  силу  предоставленных  ему настоящим
   Федеральным  законом   властных   полномочий   выполняет   функции
   представителя   власти.  Его  законные  требования  о  прекращении
   правонарушения  обязательны  для  исполнения  всеми  гражданами  и
   должностными лицами Российской Федерации,  иностранными гражданами
   и лицами без гражданства.
       Неповиновение законным  требованиям  народного  дружинника,  а
   также посягательство на его жизнь,  здоровье и достоинство в связи
   с  исполнением  им обязанностей по обеспечению правопорядка влечет
   ответственность,   установленную   законодательством    Российской
   Федерации.
       2. Никто не вправе вмешиваться в законные  действия  народного
   дружинника,  либо принуждать его исполнять обязанности, которые не
   возложены на него законодательством.
       При получении   указаний,   противоречащих   закону,  народный
   дружинник обязан руководствоваться законом.
       3. Народные   дружинники   при   исполнении   обязанностей  по
   обеспечению правопорядка руководствуются только законом и не могут
   быть   ограничены   требованиями   уставов   и   иными   решениями
   политических  партий,   общественных   объединений   и   движений,
   преследующих политические цели.
   
           IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ ГРАЖДАН,
                 УЧАСТВУЮЩИХ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА
   
       Статья 20.  Социальные гарантии  для  граждан,  участвующих  в
   обеспечении правопорядка
   
       1. Государство    гарантирует   социальную   защиту   граждан,
   участвующих в обеспечении правопорядка.
       2. В    случае    временной   нетрудоспособности   гражданина,
   наступившей вследствие ранения,  контузии,  травмы,  полученной  в
   связи с его участием в обеспечении правопорядка, ему выплачивается
   по месту работы пособие по временной нетрудоспособности в  размере
   полного  заработка  независимо  от  продолжительности непрерывного
   трудового стажа с первого дня  утраты  трудоспособности  и  до  ее
   восстановления  или  до установления медико-социальной экспертизой
   инвалидности.
       3. В   случае  утраты  профессиональной  трудоспособности  или
   установления инвалидности гражданина,  наступившей в связи  с  его
   участием в обеспечении правопорядка,  а также его смерти, ему (его
   семье)    назначается    пенсия    в     порядке,     определенном
   законодательством Российской Федерации.
       4. Вред,  причиненный гражданам и их объединениям в связи с их
   деятельностью  по обеспечению правопорядка,  подлежит возмещению в
   соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
       5. Органы    государственной   власти   субъектов   Российской
   Федерации,  органы  местного  самоуправления  могут  устанавливать
   дополнительные  гарантии  социальной  защиты  граждан в связи с их
   участием    в    обеспечении    правопорядка    сверх    гарантий,
   предусмотренных настоящим Федеральным законом.
   
       Статья 21. Социальные гарантии для народных дружинников
   
       1. Для  членов  народных  дружин  кроме  социальных  гарантий,
   предусмотренных  статьей   20   настоящего   Федерального   закона
   устанавливаются следующие дополнительные социальные гарантии:
       1) в  случае  утраты  профессиональной  трудоспособности   или
   установления инвалидности вследствие ранения, увечья, контузии или
   иного повреждения  здоровья,  полученных  в  связи  с  исполнением
   обязанностей  по  обеспечению  правопорядка,  народному дружиннику
   выплачивается ежемесячная денежная компенсация  за  счет  средств,
   выделяемых   на   финансирование   народной  дружины,  в  размере,
   составляющем  разницу  между  суммой   назначенной   пенсии   либо
   заработком  по  новой должности и заработком до наступления утраты
   профессиональной трудоспособности или установления инвалидности  с
   последующим  взысканием  этой  суммы с виновных лиц.  При этом ему
   также выплачивается единовременное  пособие  в  сумме  60-кратного
   установленного  Федеральным  законом  минимального  размера оплаты
   труда,  на  момент  установления  факта  утраты   профессиональной
   трудоспособности   или   наступления   инвалидности,  из  средств,
   выделяемых  на  финансирование  народной  дружины,  с  последующим
   взысканием этой суммы с виновных лиц;
       2) погребение членов народной  дружины,  погибших  в  связи  с
   исполнением  обязанностей по обеспечению правопорядка либо умерших
   вследствие полученных в  связи  с  исполнением  этих  обязанностей
   ранений,  увечий, контузий или иных повреждений здоровья в течение
   одного  года  с  момента  их  получения,  осуществляется  за  счет
   средств,  выделяемых на финансирование народной дружины в порядке,
   определяемом органами власти субъектов Российской Федерации;
       3) семье народного дружинника, погибшего в связи с исполнением
   обязанностей по обеспечению правопорядка либо умершего  вследствие
   полученных  в  связи  с  исполнением  этих  обязанностей  ранения,
   увечья,  контузии или иного повреждения здоровья в течение  одного
   года с момента их получения,  выплачивается единовременное пособие
   в   сумме   120-кратного   установленного   федеральным    законом
   минимального  размера  оплаты  труда  на  момент  гибели  (смерти)
   народного дружинника,  из средств,  выделяемых  на  финансирование
   народной  дружины,  с последующим взысканием этой суммы с виновных
   лиц;
       4) за  лицами,  указанными  в  подпункте  3 пункта 1 настоящей
   статьи,  являющимися очередниками на улучшение  жилищных  условий,
   сохраняется  это  право  на  тех  основаниях,  которые имелись при
   постановке на учет;
       5) вред,  причиненный  имуществу  народного дружинника или его
   близких в связи  с  исполнением  им  обязанностей  по  обеспечению
   правопорядка,  возмещается в полном объеме из средств,  выделяемых
   на финансирование народной дружины,  с последующим взысканием этой
   суммы с виновных лиц.
       2. Порядок  реализации  установленных  настоящим   Федеральным
   законом    гарантий   социальной   защиты   народных   дружинников
   определяется  законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
   субъектов Российской Федерации.
   
       Статья 22.  Меры  поощрения  лиц,  участвующих  в  обеспечении
   правопорядка
   
       1. Для поощрения лиц,  участвующих в обеспечении правопорядка,
   органы  государственной  власти,  органы  местного самоуправления,
   правоохранительные органы,  руководители  организаций  в  пределах
   своих  полномочий  могут  применять  различные  формы морального и
   материального стимулирования.
       2. За  особые заслуги в обеспечении правопорядка,  проявленные
   при этом личное мужество и героизм,  граждане могут представляться
   к награждению государственными наградами Российской Федерации.
   
                      V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
       Статья 23.  Контроль  и  надзор  за деятельностью граждан и их
   объединений по обеспечению правопорядка
   
       1. Контроль   за   деятельностью   граждан,   участвующих    в
   обеспечении правопорядка в любых формах, предусмотренных настоящим
   Федеральным законом,  осуществляют  в  пределах  своих  полномочий
   органы государственной власти и органы местного самоуправления.
       2. Надзор за соблюдением законности в деятельности  граждан  и
   их    объединений,    участвующих   в   обеспечении   правопорядка
   осуществляют органы прокуратуры.
   
       Статья 24.   Ответственность   граждан   и   их   объединений,
   участвующих в обеспечении правопорядка
   
       1. За   противоправные   действия  или  бездействие  граждане,
   участвующие  в  обеспечении  правопорядка,   несут   установленную
   законодательством ответственность.
       2. Вред,  причиненный   физическим   или   юридическим   лицам
   противоправными   действиями   народных   дружинников  (внештатных
   сотрудников  правоохранительных  органов)  подлежит  возмещению  в
   порядке,  предусмотренном законодательством из средств, выделяемых
   на содержание народных дружин (соответствующих  правоохранительных
   органов) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
       3. Гражданин,  полагающий,  что действия народного  дружинника
   (внештатного  сотрудника  правоохранительного  органа)  привели  к
   неправомерному ограничению его прав и  свобод,  вправе  обжаловать
   эти  действия  в  органы исполнительной власти,  прокуратуру или в
   суд.
   
       Статья 25.  Порядок вступления в силу настоящего  Федерального
   закона
   
       1. Настоящий  Федеральный  закон вступает в силу с момента его
   официального опубликования.
       2. Поручить  Президенту  и  Правительству Российской Федерации
   привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
   Федеральным законом.
   
                                                            Президент
                                                 Российской Федерации
   
   
   
   
   
   
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
           К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА"
   
       В настоящее  время после вступления в силу Федерального закона
   от 15 мая  1995  года  "Об  общественных  объединениях"  в  России
   практически      отсутствует     федеральное     законодательство,
   регламентирующее возможность участия граждан в оказании содействия
   правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
       Необходимость активной    опоры    на    общественность,    на
   законопослушных   граждан   диктуется   обострением  криминогенной
   обстановки в стране,  недостаточностью  имеющихся  возможностей  и
   ресурсов  у  правоохранительных  органов,  признается  подавляющим
   большинством    руководителей    и     практических     работников
   правоохранительной  сферы.  Не  секрет,  что  во  многих  сельских
   районах страны участковый инспектор милиции является  единственным
   представителем  органов  правопорядка  на  огромной  территории  и
   просто  ничего  не  сможет  сделать  без  помощи  законопослушного
   населения.  Невозможно  обойтись  без  помощи жителей приграничных
   районов органам и войскам Федеральной пограничной службы.
       Подтверждением актуальности    представляемого   законопроекта
   может служить  тот  факт,  что  более  чем  в  половине  субъектов
   Российской   Федерации  органы  государственной  власти  и  органы
   местного самоуправления,  стремясь восполнить возникший  пробел  в
   федеральном   законодательстве,   для   возрождения   деятельности
   общественных формирований  правоохранительной  направленности  уже
   приняли  подобные  нормативные  акты.  И  в ряде регионов народные
   дружины,  другие  общественные   формирования   правоохранительной
   направленности  уже активно работают,  оказывают неоценимую помощь
   правоохранительным органам,  являясь  к  тому  же  и  своеобразной
   формой  гражданского  контроля за деятельностью правоохранительных
   органов  со   стороны   населения.   Однако,   поскольку   вопросы
   обеспечения правопорядка отнесены к совместному ведению Российской
   Федерации и ее субъектов, эти нормативные акты не могут обеспечить
   достаточного правового регулирования в данной сфере, а в некоторых
   случаях - прямо противоречат Конституции  Российской  Федерации  и
   федеральным   законам.   В   других   регионах  именно  отсутствие
   федерального     законодательства     рассматривается     органами
   государственной   власти   как  основное  препятствие  к  принятию
   соответствующих правовых актов.
       Целью законопроекта являются:  создание системы правовых норм,
   регулирующих участие граждан Российской  Федерации  в  обеспечении
   правопорядка;       повышение      эффективности      деятельности
   правоохранительной  системы  путем  привлечения  общественности  к
   оказанию   содействия   правоохранительным   органам  в  борьбе  с
   преступностью и правонарушениями; укрепление одного из направлений
   государственной   деятельности   по  профилактике  правонарушений;
   возрождение ранее хорошо себя зарекомендовавших и  создание  новых
   участия граждан в обеспечении правопорядка.
       Проект Федерального  закона  определяет:  правовые  основы   и
   принципы  участия  граждан  в  обеспечении  правопорядка;  формы и
   содержание этой деятельности,  права и  обязанности  участников  и
   членов   объединений   граждан,  содействующих  правоохранительным
   органам в  обеспечении  правопорядка;  их  социальные  и  правовые
   гарантии.
       Некоторые принципиальные положения концепции законопроекта.
       1. Признавая  за  гражданами  право  на  защиту  от преступных
   посягательств,  на объединение для участия в  оказании  содействия
   правоохранительным     органам,    законопроект    предусматривает
   необходимые  меры  государственного  контроля   за   такого   рода
   деятельностью,   обусловленные   ее   спецификой,   необходимостью
   обеспечения гарантий прав и свобод граждан,  создания  препятствий
   для  деятельности  под  видом  подобных  объединений  криминальных
   структур и незаконных вооруженных формирований.
       2. Особое   внимание   в  законопроекте  уделено  установлению
   правового  статуса   народных   дружин,   а   также,   впервые   в
   законотворческой     практике,     -     внештатных    сотрудников
   правоохранительных  органов.  Это  связано  с  тем,  что   наделяя
   указанных   субъектов  правоохранительной  деятельности  из  числа
   граждан и их  объединений  необходимыми  для  осуществления  своих
   функций   властными  полномочиями  и  устанавливая  их  повышенную
   социальную  защиту,  государство  в  лице  органов  исполнительной
   власти  и  правоохранительных  органов  обеспечивает руководство и
   постоянный контроль за соблюдением законности в деятельности  этих
   институтов,  несет  ответственность  за эффективность их участия в
   обеспечении правопорядка.
       Устанавливая общие   принципы   организации   и   деятельности
   народных  дружин,  их  обязанности  и   права,   законопроект   не
   обязывает,  но  предоставляет право органам государственной власти
   субъектов Российской Федерации,  органам  местного  самоуправления
   самостоятельно  решать вопрос о целесообразности создания народных
   дружин  с  учетом  местных  условий,  определять  их  структуру  и
   численность, источники и порядок финансирования.
       Законопроект не  предусматривает  дополнительных  расходов  из
   федерального бюджета.
       Законопроект прошел     всестороннюю      апробацию,      свою
   заинтересованность  в  его  принятии  проявили  правоохранительные
   органы,  руководители органов исполнительной власти ряда субъектов
   Российской Федерации.
       По сравнению с вариантом текста законопроекта,  не принятым  в
   первом   чтении   за   основу  в  марте  1997  года,  предлагаемый
   законопроект  существенно  переработан,  уточнено  его   название,
   учтены  замечания,  высказанные  депутатами  при  обсуждении.  При
   подготовке законопроекта к первому чтению проведены дополнительные
   консультации    с    отделами    Правового   управления   Аппарата
   Государственной  Думы,  учтены  представленные  ими  замечания   и
   предложения по совершенствованию текста законопроекта.
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz