ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1997 г. N 1995-II ГД
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.С. ЧЕРНОМЫРДИНУ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства
Российской Федерации В.С. Черномырдину".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдину.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ
от 17 декабря 1997 года
К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.С. ЧЕРНОМЫРДИНУ
Уважаемый Виктор Степанович!
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации поступают многочисленные жалобы граждан на засилье на
территории Российской Федерации иностранных, в том числе
южнокорейских, религиозных сект. Комитет Государственной Думы по
безопасности 13 ноября 1997 года подтвердил факты, приведенные в
выступлении депутата Государственной Думы Н.В. Кривельской на
заседании Государственной Думы 31 октября 1997 года. В связи с
этим особую актуальность приобретает вопрос об обеспечении
конституционного права граждан Российской Федерации на получение
объективной информации о новых религиозных объединениях на
территории Российской Федерации.
Вступивший в силу с 1 октября 1997 года Федеральный закон
"О свободе совести и о религиозных объединениях" призван
урегулировать многие духовные проблемы нашего общества. Во
исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской
Федерации должно принять, в частности, положение о порядке
проведения государственной религиоведческой экспертизы и ввести
новый порядок регистрации, открытия и закрытия на территории
Российской Федерации представительств иностранных религиозных
организаций. От качества этих документов будет зависеть
эффективность указанного Федерального закона, соответствие
практики его применения Конституции Российской Федерации и
международный авторитет нашей страны.
Уважаемый Виктор Степанович! Государственная Дума готова
оказать содействие Правительству Российской Федерации в подготовке
этих важнейших документов и обращает Ваше внимание на следующие
моменты:
1. Поскольку Федеральным законом "О свободе совести и о
религиозных объединениях" установление порядка проведения
государственной религиоведческой экспертизы отнесено к компетенции
Правительства Российской Федерации, просим обеспечить проведение
данной экспертизы только на федеральном уровне. Создание в
субъектах Российской Федерации независимых экспертных советов
считаем пока нецелесообразным из-за отсутствия подготовленных
специалистов - экспертов в области религиоведения. В противном
случае в субъектах Российской Федерации могут последовать
необоснованные запреты на деятельность законопослушных религиозных
организаций.
Важно также, чтобы орган, осуществляющий государственную
религиоведческую экспертизу, действовал открыто и не вмешивался в
деятельность зарегистрированных на основании указанного
Федерального закона религиозных организаций.
Просим Вас в соответствии с Федеральным законом "О свободе
совести и о религиозных объединениях" создать единый федеральный
экспертный религиоведческий орган и обеспечить необходимые условия
для его деятельности с учетом того, что от решений этого органа
будет зависеть стабильность в стране и авторитет России в мире.
Считаем, что было бы неправильно суживать полномочия этого органа
до подготовки заключений лишь по запросам органов юстиции: в
компетентных заключениях экспертного органа сегодня нуждаются и
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и
органы прокуратуры, и органы внутренних дел, и суды. В дальнейшем,
по мере появления в субъектах Российской Федерации специалистов в
области религиоведения, Правительство Российской Федерации могло
бы решать вопрос о совместной деятельности по защите прав и свобод
человека с каждым конкретным субъектом Российской Федерации.
2. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных
объединениях" установил ответственность религиозных объединений за
нарушение законодательства Российской Федерации и ввел
государственный контроль органов юстиции за порядком деятельности
религиозных объединений. Государственная Дума считает, что в
перечень полномочий органов юстиции следует внести необходимые
изменения с тем, чтобы уже сегодня осуществлять эффективный
контроль за порядком деятельности новых религиозных объединений.
Необходима координация действий в этих вопросах органов юстиции,
правоохранительных органов и Министерства иностранных дел
Российской Федерации.
3. Новый порядок регистрации и перерегистрации религиозных
организаций не должен оставлять лазеек для псевдорелигиозных
организаций. Регистрация представительств иностранных религиозных
организаций носит в соответствии с Федеральным законом "О свободе
совести и о религиозных объединениях" разрешительный характер. Это
означает, что государство вправе отказать иностранной религиозной
организации в легализации ее деятельности в России - по аналогии с
дипломатическими и консульскими службами - без объяснения мотивов
отказа. В порядке регистрации представительств иностранных
религиозных организаций это должно быть отражено.
4. Государственная Дума обращается к Правительству Российской
Федерации с предложением разработать инструкцию для
государственных служащих по применению Федерального закона
"О свободе совести и о религиозных объединениях".
Уважаемый Виктор Степанович! Надеемся, что в области свободы
совести и свободы вероисповедания будет наконец наведен должный
порядок, не ущемляющий права российских граждан, но не избавляющий
правонарушителей от ответственности.
------------------------------------------------------------------
|